ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13569/15 от 19.01.2016 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-13569/2015

17 марта 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 19.01.2016

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.

  при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Некоузского муниципального района   (ИНН 7620001222, ОГРН 1027601494722)

к Контрольно-счетной палате Некоузского муниципального района   (ИНН 7620005812, ОГРН 1137612000107)

о признании частично недействительным представления № 2 от 20.05.2015,

при участии

от заявителя   – Краюхиной Е.А. - директора, Крылова А.Д. – адвоката по доверенности от 02.11.2015,

от ответчика   – Расторгуевой О.Ю. – представителя по доверенности от 04.11.2015, Морозовой О.В. - председателя КСП (решение от 20.12.2012 № 332), Лариной Л.В. - представителя по доверенности от 30.10.2015 № 1,

установил:

Муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Некоузского муниципального района (далее – МУ КЦСОН) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Некоузского муниципального района  (далее – КСП) о признании частично недействительным представления № 2 от 20.05.2015.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленное требование, просит признать недействительным представление № 2 от 20.05.2015 в части:

- пункт 1- в части вывода о недоплате в сумме 871,18 руб.;

- пункт 2 - полностью;

- пункт 5 – в части вывода о переплате в сумме 3 700,00 руб.;

-   пункт 6 - полностью;

- пункт 7 - полностью.

Уточнение исковых требований судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.

В ходе рассмотрения дела ответчик заявил о признании заявленных требований в части: пункта 1 – в части вывода о недоплате 871,18руб., пункта 5 – в части вывода о переплате в сумме 3700руб., пункта 6 – полностью, пункта 7 - в части последнего предложения пункта.

В отношении пункта 2 представления и пункта 7 представления (за исключением последнего предложения пункта 7) требования заявителя ответчик не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд в соответствии со ст.49 АПК РФ принимает признание иска ответчиком.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

КСП Некоузского муниципального района проведена проверка нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы заработной платы и правильность ее начисления в муниципальном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения" Некоузского муниципального района за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, по результатам которого составлен акт от 06 мая 2015г. и вынесено представление № 2 от 20.05.2015.

Пунктом 2 представления установлено, что в нарушение статей 95, 112 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) имеет место недоплата (переплата за работу в месяцы, имеющие праздничные (предпраздничные) дни: переплата – 1470,92руб., недоплата – 1336,10руб.

Согласно акту проверки (с.4-5 акта) и пояснениям ответчика, в соответствии со ст.129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад, как и тарифная ставка, является базовой частью заработной платы, однако, в отличие от тарифной ставки, оклад всегда рассчитывается за месяц. Таким образом, заработная плата сотрудников, которым установлен должностной оклад, не зависит от количества нерабочих праздничных дней в месяце и от сокращения на один час предпраздничных рабочих дней, а выплачивается в полном размере.

Работникам, находящимся на тарифной системе оплаты труда, заработная плата начисляется в зависимости от фактически отработанных часов.

Часть работников МУ КЦСОН в соответствии с приказами и трудовыми договорами приняты на должностные оклады, часть (не имеющих высшего образования) – на тарифные ставки.

В нарушение ст.ст.95 и 112 ТК РФ и введенной на МУ КЦСОН системы оплаты труда в месяцах, имеющих праздничные и предпраздничные дни, заработная плата всем работникам начислялась исходя из количества рабочих дней в месяце и количества фактически отработанных часов.

В результате за месяцы, имеющие праздничные и предпраздничные дни, имеет место недоплата заработной платы на сумму 1336,10руб. работникам: Барановой О.Б. – 236,63руб., Кузнецовой Э.А. - 63,31руб., Краюхиной Е.А. – 137,88руб., Борисенко О.Л.- 344,03руб., Грызловой А.В. – 439,91руб., Сосниной В.М. - 21,96руб., Пахомовой Г.Н. - 3,91руб., Огневой В.В. – 3,65руб., Бойко Э.А. - 3,74руб., Алексеевой Ю.М. - 27,08руб.

Также имеет место переплата заработной платы в размере 1470,92руб. работникам: Смирновой Л.А. – 93,31руб., Барановой Л.Д. – 1331,13руб., Сосниной В.М. - 5,20руб., Ганиной А.С. - 5,19руб., Маенковой С.А. – 7,27руб., Пахомовой Г.Н. – 6,88руб., Огневой В.В. - 7,42руб., Зубовой Г.В. - 7,26руб., Алексеевой Ю.М. – 7,25руб.

Заявитель оспаривает вывод КЦП о недоплате и переплате заработной платы работникам по данному основанию.

По мнению заявителя, вопрос о том, как рассчитать зарплату исходя из оклада, когда работник неполностью отработал месяц, в котором есть сокращенный на один час предпраздничный день, нормативно не урегулирован. Оклад выплачивается при условии, что работник отработал все рабочее время в календарном месяце.

Заявитель считает, что правильнее будет разделить оклад на количество рабочих часов нормы рабочих часов в оплачиваемом месяце и умножить полученный результат на количество фактически отработанных работником часов в этом месяце.

При этом заявитель исходит из ст.22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. В силу ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит в том числе и от количества затраченного им труда. Указанный подход позволяет соблюсти данные принципы и обеспечить равную оплату каждого часа труда работников внутри оплачиваемого месяца.

Если разделить оклад на количество отработанных дней (как, вероятно, считает КСП), то это приведет к тому, что работа в течение 6 часов (для работников на тарифной системе труда) и 5 часов (для работников на окладе) будет оплачиваться в равном размере. Тем самым нарушится принцип равной оплаты за труд равной ценности.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В спорной ситуации в соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Некоузского муниципального района – приложением к постановлению администрации Некоузского муниципального района от 02.08.2011 № 677, в КЦСОН установлены две системы оплаты труда работников: система оплаты труда в виде должностных окладов и тарифная система оплаты труда, в том числе для социальных работников без предъявления требований к стажу и образованию (п.17 приложения № 2 к Положению (т.2, л.д.34-36).

Таким образом, с учетом положений ст.129 ТК РФ, работникам, находящимся на должностном окладе, заработная плата должна выплачиваться в фиксированном размере за календарный месяц без учета сокращенных предпраздничных и праздничных дней; работникам, находящимся на тарифной системе оплаты труда, заработная плата выплачивается за единицу времени (рабочие часы).

В связи с этим применявшийся заявителем способ расчета заработной платы всем работникам пропорционально количеству рабочих часов в месяце и количеству фактически отработанных часов не соответствует требованиям трудового законодательства, приводит к переплате либо недоплате заработной платы работникам в отдельных месяцах и обоснованно расценен проверяющими как нарушение.

Ссылку заявителя по положения ст.ст.22 и 132 ТК РФ суд не принимает, так как равная оплата за равный труд должна применяться с учетом установленных работникам систем оплаты труда.

Пунктом 7 представления установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» отдельные первичные учетные документы составляются не в момент совершения операции. Расходы на сумму 1 039 074,79руб., произведенные в месяце фактической выплаты, считаются необоснованными (иск признан ответчиком в части данного предложения).

Как следует из акта проверки (с.9) не в момент совершения операции составляются следующие отдельные первичные учетные документы:

- начисление премии по приказам директора МУ КЦСОН №№ 781-793 от 01.07.2014 «О премировании за 1-2 квартал» на сумму 477 181,06руб. произведено в июне 2014г.;

- премии по приказам №№ 1271-1282 от 01.10.2014 «Квартальная премия» на сумму 561 893,73руб. произведено в сентябре 2014г.;

- премия за ноябрь 2014г. по приказам №№ 1500-1509 от 01.12.2014 произведено в ноябре 2014г.

Ответчик считает, что премии начислены несвоевременно, начисление как хозяйственная операция произведено ранее издания соответствующих первичных учетных документов - приказов о начислении премий. По мнению ответчика, и издание приказа, и начисление премий должно быть произведено в одном месяце.

Ответчик исходит из приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными бюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению. В соответствии с данным приказом, расчетно-платежная ведомость (код формы 0504401) применяется, в том числе, для начислений заработной платы работникам учреждения, иных выплат, произведенных работникам учреждения в течение месяца. В данном случае начисления в расчетно-платежных ведомостях произведены не в тех месяцах, в которых произведены выплаты работникам учреждения (в предыдущих месяцах).

Правовых последствий данное нарушение не влечет, расходы на выплату премий необоснованными не являются, данный пункт внесен в представление для того, чтобы в дальнейшем данных нарушений не допускалось.

Также ответчик пояснил, что в представлении использована некорректная формулировка, речь должна идти о начислении премии.

Заявитель пояснил, что премии выплачиваются за счет средств экономии заработной платы за соответствующий период, приказы о начислении премий издаются непосредственно по окончании этого периода, когда сформировалась экономия. В приказах указывается период, за который начисляется премия (сентябрь, ноябрь и т.д.),

Заявитель считает, что ответчиком не доказан тот факт, что начисления премии в расчетно-платежных ведомостях произведены ранее издания приказов о начислении премий. В платежно-расчетной ведомости указывается не дата ее составления, а период, за который она составляется, премии выплачиваются 7 следующего месяца числа одновременно с выплатой заработной платы. Так, премия за июнь начислена и выплачена в июле вместе с заработной платой за июнь. В карточке-справке бухгалтером неверно разнесена премия в июнь, и в этом случае в оспариваемом представлении должно быть указано «некорректная разноска». Примененная в представлении формулировка неверна, указанное нарушение отсутствует.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части подлежащим удовлетворению.

Из представленных заявителем документов усматривается, что даты составления расчетных ведомостей приходятся на период выплаты премии и заработной платы. Так, расчетная ведомость за период с 01.06.2014 по 30.06.2014 составлена 07.07.2014, о чем прямо указано на титульном листе.

Таким образом, начисление премии произведено не ранее издания приказов от 01.07.2014 о ее выплате, вменяемое в представлении заявителю нарушение отсутствует. Неверное разнесение начисленных сумм в карточках-справках не подпадает под формулировку, использованную в представлении, и не влечет указанных в представлении правовых последствий в виде необоснованных расходов на сумму 1 039 074,79руб.

Таким образом, представление в данной части является неправомерным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты Некоузского муниципального района  (ИНН 7620005812, ОГРН 1137612000107) № 2 от 20.05.2015, вынесенное в отношении Муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Некоузского муниципального района  (ИНН 7620001222, ОГРН 1027601494722), в части:

- пункта 1 – в части вывода о недоплате 871,18руб.,

- пункта 5 – в части вывода о переплате в сумме 3700руб.,

- пунктов 6, 7 – в полном объеме.

Взыскать с Контрольно-счетной палаты Некоузского муниципального района (ИНН 7620005812, ОГРН 1137612000107) в пользу Муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Некоузского муниципального района (ИНН 7620001222, ОГРН 1027601494722) 3000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.