Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-14180/2011
04 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Закрытого акционерного общества "Переславская птицефабрика" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Переславского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с участием третьего лица - Переславского линейного производственного управления магистральных газопроводов (Переславское ЛПУМГ) ООО «Газпром трансгаз Ухта»
о признании незаконным бездействия Администрации Переславского муниципального района, выразившегося в непринятии постановления об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский сельский округ, деревня Коротково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с 309000 кв.м. на 313304 кв. м; об обязании Администрации Переславского муниципального района уточнить площадь земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский сельский округ, деревня Коротково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с 309000 кв. м на 313304 кв. м, путем издания соответствующего постановления,
при участии
от заявителя – не явился,
от ответчика – ФИО1- представитель по доверенности от 26.09.2011,
от третьего лица - не явился,
установил:
Закрытое акционерное общество "Переславская птицефабрика" (далее – заявитель, ЗАО «Переславская птицефабрика») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Переславского муниципального района Ярославской области (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии постановления об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский сельский округ, деревня Коротково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с 309000 кв.м. на 313304 кв. м; об обязании Администрации уточнить площадь земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский сельский округ, деревня Коротково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с 309000 кв. м на 313304 кв. м путем издания соответствующего постановления.
Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, в связи с чем спор рассматривается в его отсутствии в соответствии со ст.ст. 123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации( далее- АПК РФ).
Представитель ответчика требования не признал, пояснив следующее. 23.12.2011 в Администрацию были представленыдополнительно документы к раннее поданному заявлению о подготовке постановления об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономарёвский с/о, д. Коротково с 300900 кв. м на 313304 кв. м, а именно: копии межевого дела и кадастрового паспорта указанного земельного участка. Из представленных документов установлено следующее: согласно, кадастровому паспорту данного земельного участка, лист «В.3» земельный участок имеет охранную зону кабеля связи ЦЛКС-6 на площади 0,4 га. В листе 11 «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», представленного межевою плана указанного земельного участка, в п.п. 6,7 раздела №5 «Общие сведения о частях уточняемого земельного участка...» указано, о находящейся на земельном участке линии волоконно-оптической связи. В соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 « Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи в РФ» в России устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой. Согласно, ст. 7. ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 в государственный кадастр недвижимости в обязательном порядке вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения об 01раничениях (обременениях) вещных Прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости. Таким образом, в нарушение вышеуказанных законодательных требований, ЗАО «Переславская птицефабрика», не провело кадастровый учет охранной зоны, ограничений (обременении): линии волоконно-оптической связи проходящей по испрашиваемому для уточнение границ земельного участка, как обязательных сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости Согласно, чертежа земельных участков и их частей, межевого плана, листы 16, 17, и списке условных обозначений указано обозначение подземного газопровода, хотя в описательной части межевого плана, какие-либо сведения о данной зоне ограничений отсутствуют. В соответствии п.п. «б п.7 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, для газораспределительных сетей подземных газопроводов устанавливаются охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров с противоположной стороны. Согласно ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 в государственный кадастр недвижимости в обязательном порядке вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости. В том числе сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости. Таким образом, в нарушение вышеуказанных законодательных требований, ЗАО «Переславская птицефабрика» не произвело кадастровый учет подземного газопровода, проходящего по испрашиваемому земельному участку, для уточнения границ, как зоны ограничения (обременения), которая подлежит обязательному кадастровому учету и государственной регистрации. Согласно ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного пользовании) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В п.п. 83, 84 Приказа Министерства Экономического развития РФ № 412 от 24.11.2008 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» определено, что в акте согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, либо их представителей, а также способ извещения и опубликования о согласовании формируемого земельного участка. В акте согласования местоположения земельного участка - 4/ЗУ1, рассматриваемого межевого плана: согласование границ земельною участка с обозначениями н. 11-н.1 чертежа земельных участков (лист 18 межевого плана), проведено с Администрацией Пригородного сельского поселения, хотя данный земельный участок относится к землям общей (совместной) долевой собственности; отсутствует согласование границ общей (совместной) долевой собственности - обозначении н. 11-н. 18 чертежа земельных участков (лист 18 межевого плана); в столбце «фамилия и инициалы правообладателя или ею представителя.» графы согласование границ с земельным участком, обозначения: н.18-н.20, н.30-719, чертежа земельных участков (лист 17 межевого плана), кадастровый номер 76:11:000000:47, отсутствуют сведения о правообладателе; отсутствует согласование границ с земельным участком принадлежащем ООО «Универсалторг» -обозначения н. 20 - н.33 чертежа земельных участков (лист 18 межевого плана); отсутствует согласование границ с земельным участком обозначения: 2057-2058, чертежа земельных участков (лист 18 межевого плана); кадастровый номер 76:11:141202:12, в столбце «фамилия и инициалы правообладателя или его представителя..» графы согласование границ с земельным участком, отсутствуют сведения о правообладателе; отсутствует согласование границ с земельным участком обозначения: 719-718, чертежа земельных участков (лист 18 межевого плана); кадастровый номер 76:11:061804:132, в столбце «фамилия и инициалы правообладателя или его представителя..» графы согласование границ с земельным участком, отсутствуют сведения о правообладателе; отсутствует согласование границ с земельным участком: обозначения: 405-н. 1 чертежа земельных участков (лист 18 межевого плана); кадастровый помер 76:11:141202:63, в столбце «фамилия и инициалы правообладателя или его представителя..» графы согласование границ с земельным участком, отсутствуют сведения о правообладателе. В акте согласования местоположения земельного участка - 4/ЗУ2, рассматриваемого межевого плана: в столбце «фамилия и инициалы правообладателя или его представители..» графы согласование границ с земельным участком, обозначения: 182-198, чертежа земельных участков (лист 17 межевого плана), кадастровый номер 76:11:141202:52, отсутствуют сведения о правообладателе; в столбце «фамилия и инициалы правообладателя или его представителя..» графы согласование границ с земельным участком, обозначения: 3-1, чертежа земельных участков (лист 17 межевого плана), кадастровый помер 76:11.061804:3, отсутствуют сведения о правообладателе; в столбике «фамилия и инициалы правообладателя или его представителя..» графы согласование границ с земельным участком, обозначения: 1-н.9; н.16-182, чертежа земельных участков (лист 17 межевого плана), кадастровый номер 76:11:000000473, отсутствуют сведения о правообладателе. Таким образом, в нарушение вышеуказанных законодательных требований, ЗАО «Переславская птицефабрика», при проведении кадастровых работ не выполнено обязательное условие по согласованию со всеми лицами (юридическими, физическими), обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного пользовании) подлежащего кадастровую учету земельного участка, для исключения споров по границам земельного участка и исключения факта самовольного занятия земельного участка, а так же не выполнены требования по правильности оформления акта согласования границ. При данных обстоятельствах у Администрации нет правовых оснований для подготовки постановления об уточнении площади земельного участка, так как постановление на право владения (пользования) земельным участком, как объектом недвижимости, является правоустанавливающим документом, направленным на возникновение, изменение или прекращения гражданских прав и обязанностей, то есть устанавливающим факт, имеющей юридическое значение, а именно: соответствие результатов кадастровых работ по указанному земельному участку не только его фактическому положению на местности, площади и другим индивидуальным признакам, но соответствие кадастровых работ требований действующего законодательства. На основании вышеизложенного, заявителю предложено привести в соответствие с требованиями действующего законодательства указанные выше недостатки в ходе проведенных кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономарёвский с/о, д. Коротково. Администрация считает, что законные интересы заявителя не нарушены, обязанности возложенные на него являются также основанными на законе, а, следовательно, бездействие выразившееся в непринятии постановления об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономарёвский с/о, д. Коротково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с 309000 кв. м на 313304 кв. м, является законным.
Третье лицо в суд не явилось, письменного отзыва на заявление не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, суд установил следующее.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия 76 № 006429 от 07.03.1999 ЗАО «Переславская птицефабрика» имеет на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок с кадастровым номером 76:11:141202:4, расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский сельский округ, деревня Коротково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 309000 кв.м.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.10.2008 без определения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается кадастровой выпиской от 02.02.2011 № 7611/201/11-0691.
По заявлению заявителя кадастровым инженером ООО «ЭКОГРАД ИНВЕСТ» составлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 76:11:141202:4 с целью уточнения границ и площади участка.
По результатам межевания внесены соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости, в том числе увеличена площадь земельного участка до 313304 кв.м, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка от 27.08.2011 № 7611/206/11-0622.
22.09.2011 ЗАО «Переславская птицефабрика» обратилось в Администрацию с заявлением об уточнении площади земельного участка путем издания соответствующего постановления об увеличении площади земельного участка до 313304 кв.м. К указанному заявлению было приложена копия свидетельства о государственной регистрации права серия 76 № 006429 от 07.03.1999 и копия кадастрового паспорта земельного участка № 7611/206/11-0622 от 27.08.2011.
Письмом № 4319 от 24.10.2011 Администрация запросила у заявителя дополнительные документы, в том числе, архивную копию постановления № 354 от 23.11.2092 и свидетельства о праве пользования землей № 261 от 24.11.1992.
Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в непринятии постановления об уточнении площади указанного земельного участка, нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности и является незаконным, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
В период рассмотрения дела в суде Администрация письмом № 7895 от 07.12.2011 сообщила заявителю о необходимости осуществления межевания и кадастрового учета охранной зоны кабеля связи ЦКЛС-6, находящегося в границах спорного земельного участка, полагая, что представленный заявителем межевой план не соответствует пп.63,64 приказа Минэкономразвития № 412 от 24.11.2008 «Об утверждении формы межевого плана…»
Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконным обжалуемого бездействия Администрации необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель владеет спорным земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования с 1992 года. Данное право подтверждается, в частности, свидетельством о государственной регистрации права от 07.03.1999.
В силу положений пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие
Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
У заявителя имеется документ, подтверждающий его права в отношении спорного земельного участка, в котором указан кадастровый номер земельного участка. В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый номер относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости (статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ заявитель имеет право внести изменения в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Поскольку первоначально границы спорного земельного участка не были определены в соответствии с действующим законодательством, заявитель внес соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Увеличение площади земельного участка в рассматриваемой ситуации не влияет на права заявителя в отношении данного земельного участка и не обязывает, в свою очередь, Администрацию выносить какие-либо решения об уточнении данной площади.
С учетом изложенного, суд полагает, что у ответчика отсутствует предусмотренная законом обязанность по вынесению истребуемого заявителем постановления об изменении площади спорного земельного участка.
Кроме того, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявитель не доказал каким образом в рассматриваемой ситуации нарушаются его права и законные интересы оспариваемым бездействием ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007 <...>) в месячный срок со дня его вынесения.
Судья
Сорокина С.Р.