ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-14213/08 от 24.04.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №   А82-14213/2008-18

27 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2009 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.

при ведении протокола судебного заседания Сорокиной С.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Мой дом"

к Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района,

Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области,

Департаменту градостроительства и архитектуры Ярославской области

о признании недействительным в части постановления Главы Ярославского муниципального района № 1719 от 04.09.2008г., признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности органом местного самоуправления Департамента градостроительства и архитектуры ЯО от 27.08.2008г., а также признании недействительным отказа Администрации Ивняковского сельского поселения от 22.10.2008г. № 1033,

при участии

от заявителя   – ФИО1 – представитель по приказу № 10 от 02.02.2008г.,

от ответчика1(Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района)   – не явился,

от ответчика 2 (Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области)   – не явился,

от ответчика 3 (Департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области) –   ФИО2  консультант-юрист – по доверенности № 02-07-19 от 14.01.2009г.,

установил  :

Товарищество собственников жилья "Мой дом" обратилось в суд с заявлением к Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Департаменту градостроительства и архитектуры Ярославской области о признании недействительным постановления главы Ярославского муниципального района № 1719 от 04.09.2008г. в части отмены Разрешения на строительство 82-х индивидуальных жилых домов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковское сельское поселение, <...> от 03.11.2006г., признании незаконным Предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности органом местного самоуправления Департамента градостроительства и архитектуры Ярославской области от 27.08.2008г., а также признании недействительным отказа Администрации Ивняковского сельского поселения от 22.10.2008г. № 1033 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов с системой водоснабжения и канализации, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковское сельское поселение, село Сарафоново.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, представил дополнение к заявлению, согласно которому постановление главы Ярославского муниципального района № 1719 от 04.09.2008г. об отмене разрешения на строительство ТСЖ «Мой дом» не может иметь юридической силы, так как в настоящее время глава Ярославского муниципального района не имеет полномочий на издание постановлений о разрешении или об отмене разрешения на строительство.

Ответчик 1 в судебное заседание не явился , представил письменный отзыв, согласно которому не признает заявленные требования по следующим основаниям. Одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является разрешение на строительство (п. 3 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ). Разрешение на строительство № 166 от 03.11.2006г., выданное Администрацией Ярославского муниципального района и представленное заявителем, было отменено постановлением главы Ярославского муниципального района от 04.09.2008г. № 1719 «Об отмене разрешений на строительство ТСЖ «Мой дом», СПК «Красный бор» и ООО «Красный бор» во исполнение Предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 27.08.2008г., вынесенного Департаментом градостроительства и архитектуры ЯО. Таким образом, отказывая ТСЖ «Мой дом» в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Администрация Ивняковского сельского поселения соблюдала положения Градостроительного кодекса РФ.

Ответчик 2 в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом согласно подпункту 2 части 2 статьи 123 АПК РФ. В отзыве пояснил, что обжалуемое постановление вынесено на основании Предписания от 27.08.2008.

Ответчик 3 заявленные требования не признал, представил письменный отзыв, в котором пояснил, что строительство комплекса жилых домов с сетями инженерно-технического обеспечения на одном земельном участке является комплексным освоением в целях жилищного строительства, при котором необходимо разрабатывать документацию по планировке территории, то есть требуется проект планировки и проект межевания. О необходимости разработки проекта планировки председателю ЖСК «Мой дом» разъяснялось Минрегионом РФ по его запросу – письмо Министерства регионального развития РФ от 16.01.2008г. № 484-СМ-108. В настоящее время выдача разрешения на строительство возможна только после утверждения документации по планировке территории и приведения строительства в соответствие с указанным проектом, либо после разделения территории на несколько земельных участков. Кроме того, выдача рассматриваемого разрешения на строительство является незаконной, поскольку для этого необходимо представление застройщиком градостроительного плана земельного участка, разработанного органом местного самоуправления, что является обязательным условием в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». В нарушение указанного требования градостроительный план земельного участка заявителем представлен не был. Заявителем также до выдачи разрешения на строительство не проведена государственная экспертиза проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области 03.11.2006 выдано разрешение на строительство № 166 , в котором в качестве объекта капитального строительства указано строительство 82-х индивидуальных жилых домов в с.Сарафоново.

27.08.2008 в адрес Администрации района было направлено Предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности органом местного самоуправления , вынесенное Департаментом градостроительства и архитектуры Ярославской области. Предписание издано на основании акта контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № 6 от 26.08.2008.

Во исполнение указанного предписания постановлением главы Ярославского муниципального района № 1719 от 04.09.2008 было отменено разрешение на строительство № 166 от 03.11.2006 ( пункт 1.1 постановления).

16.11.2008 ТСЖ «Мой дом» обратилось в Администрацию Ивняковского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов с системой водоснабжения и канализации, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковское сельское поселение, село Сарафоново.

Письмом от 22.10.2008г. № 1033 Администрация сельского поселения отказала ТСЖ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов в связи с отменой разрешения на строительство.

Полагая, что названные постановление Администрации района ,Предписание Департамента и письмо Администрации сельского поселения являются незаконными и нарушают права и законные интересы ТСЖ «Мой дом» в экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению частично .

Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконным обжалуемых решений ответчиков необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом названных положений закона суд полагает, что у заявителя отсутствуют предусмотренные законом основания для обжалования Предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности органом местного самоуправления от 27.08.2008г., вынесенного Департаментом градостроительства и архитектуры Ярославской области в отношении Администрации Ярославского муниципального района.

Поскольку названное предписание адресовано иному юридическому лицу, не порождает каких-либо обязанностей в отношении ТСЖ « Мой дом» , последнее не может являться в рассматриваемом случае заинтересованным лицом применительно к ст.ст.4,198 АПК РФ.

С учетом изложенного , требования заявителя о признании незаконным указанного Предписания удовлетворению не подлежат.

В то же время заявление в части признания недействительным постановления главы Ярославского муниципального района № 1719 от 04.09.2008г. об отмене Разрешения

№ 166 от 03.11.2006г. на строительство 82-х индивидуальных жилых домов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковское сельское поселение, село Сарафоново, является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено ,что вопрос о получении разрешения на строительство решался заявителем в 2005-2006 годах. В частности ,архитектурно-планировочное задание было выдано заявителю 29.06.2005, акт выбора земельного участка для строительства датирован 13.12.2005, проект изготовлен в 2006 году с учетом технических условий , полученных в течение 2005 года. Проектная документация прошла государственную санитарно- эпидимиологическую экспертизу ,что подтверждается протоколом № 202 от 23.05.2006 и санитарно- эпидимиологическим заключением № 76.01.08.000.Т.000531.05.06. Согласно заключению государственной экологической экспертизы от 10.07.2006 на проект выдано положительное заключение.

Обязанность проведения государственной экспертизы проектной документации была установлена статьей 49 ГрК РФ ,вступившей в действие с 01.01.2006 .При этом Порядок организации и проведения такой экспертизы определен постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, а Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию указаны в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, то есть после получения заявителем разрешения на строительство .

В силу подпункта в) пункта 2 названного постановления № 145 при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий на соответствие требованиям, явившимся предметом санитарно-эпидемиологической экспертизы, государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы, государственной экспертизы условий труда, государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизы промышленной безопасности, не проводится в случае, если до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, по результатам указанных экспертиз получены положительные заключения.

С учетом изложенного , при оценке обстоятельств настоящего дела суд принимает во внимание, что заявитель осуществлял предварительные мероприятия для получения разрешения на строительство в период , когда действовал иной порядок согласования проектной документации и в переходный период ; им получены все предусмотренные архитектурно-планировочным заданием № 248 согласования, в том числе , заключение государственной экологической экспертизы и санитарно- эпидимиологической экспертизы ; объект подготовлен к сдаче в соответствии с требованиями проекта. Следовательно, при производстве работ подрядчик действовал добросовестно, имея соответствующее разрешение на строительство.

Кроме того, суд полагает, что избранный Администрацией района способ отмены ранее выданного разрешения на строительство Градостроительным кодексом РФ не предусмотрен. Тем более , что в настоящее время в соответствии со статей 51 ГрК РФ вопросы выдачи соответствующих разрешений на строительство отнесены к компетенции сельских поселений.

Ответчик 3 полагает, что государственной экспертизе подлежит также проектная документация жилых домов .

Вместе с тем , в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства). Поскольку фактически согласно проекту производится строительство 82 индивидуальных жилых домов ,суд полагает ,что спорная ситуация подпадает под действие названного подпункта.

В отношении иных линейных объектов –газопровод низкого и высокого давления, электрические сети соответствующее заключение государственной экспертизы получено и выданы разрешения на строительство ,которые предметом настоящего спора не являются.

Что касается требований ответчика 3 в части наличия документации по планировке территории , предусмотренной статьей 5 ГрК РФ, то в материалах дела имеются соответствующие документы по планировке. Заявителем , в частности , представлен чертеж планировки территории. Изложенные ответчиком 3 в Заключении № 07-10 замечания не принимаются судом во внимание. Данный чертеж находился в составе проектной документации , был оценен уполномоченным органом при выдаче разрешения на строительство и признан соответствующим требованиям, действующим в спорный период. Кроме того, названные ответчиком 3 замечания не являются, по мнению суда , существенными ,влекущими нарушение прав граждан на благоприятные условия жизни.

С учетом изложенного ,принимая во внимание обстоятельства конкретного дела ,суд полагает, что обжалуемое заявителем постановление Администрации района является недействительным и нарушает его права с сфере экономической деятельности, препятствуя вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Заявитель также просит признать незаконным отказ Администрации сельского поселения в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Данные требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 55 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть приложено разрешение на строительство. На дату подачи соответствующего заявления у ТСЖ «Мой дом» отсутствовало разрешение на строительство, поэтому у Администрации сельского поселения не было правовых оснований для выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Вместе с тем ,в связи с отменой судом постановления Администрации района в отношении разрешения на строительство, заявитель может повторно обратиться в Администрацию сельского поселения в порядке статьи 55 ГрК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление ТСЖ «Мой дом» удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление главы Ярославского муниципального района № 1719 от 04.09.2008г. в части отмены Разрешения № 166 от 03.11.2006г на строительство 82-х индивидуальных жилых домов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковское сельское поселение, село Сарафоново, застройщик ТСЖ «Мой дом» ( пункт 1.1 постановления).

В остальной части требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению на основании статьи 201 пункта 7 АПК РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд ( г.Киров ) в месячный срок со дня принятия.

Судья Сорокина С.Р.