ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-16249/09 от 28.12.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-16249/2009-18

11 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2009 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.

при ведении протокола судебного заседания Сорокиной С.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Объединенного гаражного кооператива "Сокол-1"

к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля,

Мэрии города Ярославля, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области

о признании незаконным отказа Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля № 08-03/7169 от 18.09.2009г. в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:23:061401:485, расположенным по адресу: <...> в районе д. 21, и обязании мэрии г. Ярославля принять решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком путем предоставления в собственность в порядке купли-продажи,

при участии

от заявителя   – ФИО1 – представитель по доверенности 07.06.2008г.,

от ответчика (Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля) -   ФИО2- начальник юр.отдела по доверенности № 35 от 05.08.2008,

от ответчика (Мэрии города Ярославля) –   ФИО2- начальник юр.отдела УЗР по доверенности № 1150-30 от 11.01.2008,

от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области )   – не явился,

установил  :

Объединенный гаражный кооператив "Сокол-1" ( далее- заявитель, кооператив) обратился в суд с заявлением к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля

( далее- УЗР), Мэрии города Ярославля ( далее- мэрия) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Ярославской области ( ныне - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области ) о признании незаконным отказа Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля № 08-03/7169 от 18.09.2009г. в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:23:061401:485, расположенным по адресу: <...> в районе д. 21, и обязании мэрии г. Ярославля принять решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком путем предоставления в собственность в порядке купли-продажи.

Заявитель в предварительном судебном заседании отказался от уточненных требований от 23.11.2009г.

В судебном заседании заявитель поддержал первоначально заявленные требования.

Представитель ответчиков (УЗР и мэрии) требования не признал, пояснил, что переоформление прав постоянного (бессрочного ) пользования гаражного кооператива возможно на основании пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ

« О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» только в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации , то есть путем совместного обращения всех членов кооператива с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в общую долевую собственность.

Ответчик 3 (Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 123 АПК РФ. Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву ответчик полагает, что при рассмотрении заявленных требований отсутствуют правовые основания для привлечения в качестве ответчика Управления Росреестра по Ярославской области, поскольку оно не заявляет самостоятельных требований относительно предмета спора. Согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организации, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, привлечение Управления Росреестра по Ярославской области в качестве ответчика влечет неправильное определение круга лиц, участвующих в деле, а именно привлечение ненадлежащего ответчика. Кроме того, в настоящее время, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: <...> в районе д. 21, не содержит. Следовательно, по мнению ответчика, в случае удовлетворения заявленных требований, государственную регистрацию прав на указанный земельный участок возможно будет осуществить на основании договора купли - продажи при наличии всех документов, необходимых в соответствии с требованием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), а так же при условии представления правоустанавливающего документа, т.е. договора купли - продажи и кадастрового паспорта данного земельного участка, являющегося обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв.

Рассмотрев имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Объединенный гаражный кооператив «Сокол-1» обратился 12.05.2009 в Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 76:23:061401:485 общей площадью 27429 кв. м, расположенного по адресу : <...> в районе д. 21, для эксплуатации гаражного кооператива на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Письмом № 08-03/7169 от 18.09.2009г. Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля отказало в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком .В качестве оснований для отказана указано отсутствие акта о вводе гаражей в эксплуатацию. Кроме того, из представленных документов невозможно определить создание объединенного гаражного кооператива. Заявителю рекомендовано решить вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность исключительно в судебном порядке.

Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился за судебной защитой.

Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление кооператива удовлетворению не подлежит.

Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконным обжалуемого отказа необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ( пункт 2 статьи 3).

Порядок переоформления прав на земельные участки на территории города Ярославля регулируется, в том числе, разделом 6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля", утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (ред. от 17.09.2009).

Согласно пункту 6.1 указанного Положения для оформления (переоформления) прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в УЗР с заявлением об оформлении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и представляют документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370. В месячный срок со дня поступления указанного заявления УЗР осуществляет подготовку постановления мэра о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия постановления о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи (УЗР) или аренды (МУ "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля") земельного участка и направление его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае если земельный участок предоставляется в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, УЗР направляет заявителю соответствующее постановление мэра с приложением кадастрового паспорта в течение десяти дней.

Обращаясь в УЗР с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявитель руководствовался пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно пункту 2.1 названной статьи пункт 2 не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены гаражным потребительским кооперативам. Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами пункт 2 статьи 36 ).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем ( пункт 5 статьи 36 ).

В силу пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, члены гаражного кооператива, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, приобретают право собственности на указанное имущество.

В ходе судебного разбирательства установлено и гаражным кооперативом не отрицается, что гаражи, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не принадлежат кооперативу на праве собственности.

Поскольку исключительное право на приватизацию земельного участка принадлежит собственникам гаражей , члены Объединенного гаражного кооператива «Сокол-1», приобретшие в силу пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на гаражные боксы, расположенные и адресу: <...> в районе дома 21, как субъекты права собственности могут самостоятельно оформить земельные отношения в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на выписку из протокола заочного собрания членов Объединенного гаражного кооператива «Сокол-1» от 27.10.2009-26.11.2009, согласно которой 461 член кооператива отказался от доли в земельном участке в пользу юридического лица и поручил председателю Правления ФИО3 обратиться в мэрию г.Ярославля с заявлением о выкупе земельного участка, не принимается судом во внимание как не влияющая на существо спора.

Кроме того, суд учитывает, что действующее законодательство не предоставляет потребительскому кооперативу (обществу) право выступать от собственного имени в защиту прав и законных интересов членов кооператива. В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительский кооператив вправе обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества.

С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии у заявителя оснований для приобретения спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанное основание для отказа суд учитывает в соответствии с положениями пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», согласно которому при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействий), решений органом местного самоуправления суды должны оценивать все доводы этих органов по спорному вопросу.

Что касается оснований отказа, названных в обжалуемом письме УЗР, то в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения , прилагаются , в том числе, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение.

Как следует из содержания заявления от 12.05.2009 и указанных в нем приложений заявителем какие-либо документы в подтверждение прав на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, представлены не были. Не выполнение заявителем требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части представления полного пакета документов является формальным основанием для отказа в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.

Рассматривая настоящее дело, суд также пришел к выводу о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - ненадлежащий ответчик по делу, так как предметом спора является оспаривание отказа УЗР в предоставлении земельного участка на определенном праве. Управление с учетом положений действующего по спорному вопросу законодательства не относится к органам, в чьи полномочия входит решение вопросов о предоставлении земельных участков.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Объединенного гаражного кооператива «Сокол-1» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд ( г.Киров) в месячный срок со дня его принятия.

Судья Сорокина С.Р.