Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-2483/20111
29 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения от 27 апреля 2011 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
к Судебному приставу-исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области ФИО1
о признании недействительным требования от 03.03.2011 № 1377/11/15/76
третье лицо: Некрасовское муниципальное предприятие ЖКХ
при участии:
от заявителя – ФИО2 по довер. от 12.01.2011;
ФИО3 по довер. от 12.01.2011;
от ответчика – ФИО1 по удостоверению от 24.05.2010;
от 3-го лица – не присутств.;
установил:
Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области ФИО1 о признании недействительным требования от 03.03.2011 № 1377/11/15/76 о представлении документов в установленный срок.
Заявитель в судебном заседании уточнил заявленные требования, пояснив, что не оспаривает требование в части представления учредительных документов (в т.ч. изменений к ним).
Судебный пристав-исполнитель ФИО1 считает требование законным, просит отказать в удовлетворении рассматриваемого заявления.
Некрасовское муниципальное предприятие ЖКХ, являющееся взыскателем по исполнительному производству и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассматривается в отсутствие надлежащим образом уведомленного третьего лица в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства и ознакомившись с материалами исполнительно производства, суд установил следующее.
На исполнение судебному приставу-исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области поступил исполнительный лист № 114073, выданный Арбитражным судом Ярославской области 29.09.2008 по делу №А82-19354/2005-7, на основании которого было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 11.02.2011.
03.03.2011 судебный пристав-исполнитель направил в Администрацию Некрасовского муниципального района требование № 1377/11/15/76 о представлении к 18.03.2011 следующих документов:
- учредительные документы ( в т.ч. изменения к ним);
- список (в т.ч. даты открытия) расчетных, валютных и иных счетов в банках (а также адреса и реквизиты данных кредитных учреждений);
- список структурных подразделений, филиалов (в т.ч. их правильные наименования, адреса, номера рублевых и валютных счетов);
- бухгалтерский баланс за последний отчетный период (форма №1);
- отчет о прибылях и убытках организации (форма №2 и расшифровку к ней);
- отчет о движении капитала (форма №3);
- отчет о движении денежных средств (форма №4);
- пояснительная записка (по итогам отчетного периода);
- сведения о владении акциями и долями в уставных капиталах других предприятий;
- расшифровку следующих строк баланса: основные средства, незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения, краткосрочные финансовые вложения, запасы (общая сумма, расшифровка и место нахождения), кассовая книга за последние три (шесть) месяца; дебиторская задолженность (последние имеющиеся акты сверок расчетов с обязательными реквизитами сторон и договоры, по которым возникла дебиторская задолженность, иные документы, подтверждающие наличие обязательств – акты взаимных расчетов либо решения судов о взыскании с дебитора денежных средств, полные наименования и адреса дебиторов, а также объяснения о причинах непринятия мер по взысканию задолженности);
- предложения по погашению имеющейся задолженности.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель предложил Администрации подготовить перечень имущества, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится (с отдельным выделением имущества, не находящегося на балансе в бюджетных учреждениях) в следующей очередности:
1. движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе ценные бумаги, предметы дизайна офисов, готовая продукция (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом изделий;
2. имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
3. недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
4. непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Не согласившись с требованием судебного пристава-исполнителя, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Заявитель считает, что на Администрацию Некрасовского муниципального района незаконно возлагается обязанность по представлению документов, не имеющих отношения к возбужденному исполнительному производству.
Оценивая правомерность требования судебного пристава-исполнителя, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса РФ, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления этому органу исполнительного листа на исполнение.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Таким образом, исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.
В рассматриваемом случае в указанном порядке в установленный срок решение суда не было исполнено, в связи с чем 11.02.2011 судебным приставом-исполнителем Некрасовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области ФИО1 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В указанный срок должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были.
В соответствии с частью 2 статьи 68 указанного Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В силу части 1 статьи 64 Закона судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов вправе, в том числе запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию.
Аналогичное право судебного пристава-исполнителя закреплено в статье 12 Федерального Закона № 118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах».
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем запрошены документы в рамках исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Ярославской области о взыскании с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства 4 449 632,14 руб.
Вместе с тем, анализируя оспариваемое требование, суд установил, что документы, которые запрошены судебным приставом-исполнителем относятся к Администрации Некрасовского муниципального района как к муниципальному учреждению, тогда как денежные средства согласно исполнительному документу подлежат взысканию за счет казны, а не за счет муниципального учреждения.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Таким образом, при реализации своего права на истребование у Администрации необходимой информации и документов, судебный пристав-исполнитель должен был запросить сведения, касающиеся только средств бюджета (счетов, на которых учитываются средства бюджета) и имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Истребование иных сведений, касающихся муниципального учреждения – Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, а также сведений, касающихся имущества, находящегося на балансе бюджетных учреждений, является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 128 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным требование судебного пристава-исполнителя Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области ФИО1 от 03.03.2011 № 1377/11/15/76 о представлении документов в установленный срок, за исключением требования о предоставлении учредительных документов (в т.ч. изменений к ним).
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
Судья Т.Б.Краснова