Арбитражный суд Ярославской области
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-5014/2014
19 января 2015 года
Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2014 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе председательствующего Украинцевой Е.П., судей Марусина В.А., Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Собранию представителей Переславского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Переславского муниципального района Ярославской области, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Плещеево озеро», Правительства Ярославской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации
с участием Прокуратуры Ярославской области
о признании решения от 26.02.2013 № 511 несоответствующим Градостроительному кодексу РФ и недействующим полностью,
при участии
от заявителя – ФИО1 (ведущий специалист-эксперт, по доверенности от 21.07.2014 № 01-08-35/15113),
от ответчика – ФИО2 (представитель по доверенности от 23.06.2014г.),
от Администрации Переславского муниципального района Ярославской области – ФИО3 (представитель по доверенности от 03.12.2012г.),
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Плещеево озеро» – ФИО4 (представитель по доверенности от 14.06.2013г.),
от Правительства Ярославской области – ФИО5 (заместитель председателя комитета, по доверенности от 29.12.2014 №4/34-326)
от Прокуратуры Ярославской области – ФИО6, (прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах),
отдругих лиц, участвующих в деле, – не явились (извещены),
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 26.02.2013 №511 «Об утверждении изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области» несоответствующим Градостроительному кодексу РФ и недействующим полностью.
Определениями суда от 06.05.2014 г., от 26.06.2014 г., 15.09.2014 г. и от 26.11.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Переславского муниципального района Ярославской области, Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Плещеево озеро», Правительство Ярославской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в дело вступил прокурор Ярославской области.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие этих третьих лиц.
В судебном заседании представитель Минприроды России поддержал предъявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснил, что оспариваемый акт принят с нарушением ч. 1, 8, 9 ст. 9, подп. 3 ч. 8 ст. 24 и подп. 1 ч. 1 ст. 25, Градостроительного кодекса РФ, п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в отсутствие согласования с уполномоченными органами и может нанести невосполнимый ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира Национального парка «Плещеево озеро», в связи с предполагаемым переводом земельных участков в категорию земель промышленности и строительством мыловаренного завода в охранной зоне Национального парка «Плещеево озеро».
Правовая позиция заявителя основана на том, что проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района (далее – Генеральный план) до принятия подлежал согласованию с Минрегион России и с Минприроды России в соответствии с Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Минрегион России от 27.02.2012 №69 (далее - Порядок №69). Однако информация о размещении проекта оспариваемого решения в Минприроды России в установленном порядке не поступала и сведениями о направлении в Минрегион России соответствующего уведомления Минприроды России не имеет. При этом проект, направленный Администрации Переславского муниципального района Ярославской области в 2014 году на согласование в рамках рассмотрения дела в суде, в настоящее время проходит рассмотрение и заключение по нему не оформлено.
Ответчиком предъявленные требования не признаны, представлен письменный отзыв. Из пояснений представителя Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области следует, что согласование изменений в Генеральный план состоялось в рамках проведения 15.11.2012 г. публичных слушаний и размещения 07.11.2012 г. соответствующих материалов на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) в телекоммуникационной-информационной сети «Интернет». При этом ряд собственников земельных участков получили необходимые согласования в Минрегион России в индивидуальном порядке. По мнению ответчика, дополнительного согласования данного проекта не требуется.
Также представитель законодательного органа указал, что соответствующий проект нормативного акта повторно размещен в указанном Интернет-ресурсе, а письмами Администрации Переславского муниципального района Ярославской области от 14.08.2014 №2352/14 от 05.09.2014 №14.01-2475/14 (том 12 л.д. 27, 31) в адрес Минприроды России и Минрегион России направлены соответствующие уведомления. Принимая во внимание, что указанными органами в установленный срок (до 10.12.2014 г.) заключения не представлены, ответчик считает, что проект прошел испрашиваемое согласование, поэтому удовлетворение предъявленных требований не приведет к устранению прав и законных интересов заявителя или других лиц.
Представитель Администрации Переславского муниципального района Ярославской области подтвердил, что 07.11.2012 г. проект изменений в Генеральный план размещен на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) в соответствии с со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ и Порядком №69. При этом документов, удостоверяющих направление в адрес уполномоченного органа исполнительной власти письменного уведомления, не имеется. Затем, 12.08.2014 г. материалы проекта размещены заново и направлены в Минприроды России и Минрегион России соответствующие уведомления. При отсутствии заключений по истечении трех месячного срока проект считается согласованным, поэтому представитель данного органа местного самоуправления считает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
На доводы ответчика о возможном нанесении невосполнимого ущерба природным комплексам, в том числе ввиду размещения на земельном участке с кадастровым номером 76:11:061805:0142 строительства цеха по производству мыла, представитель Администрации Переславского муниципального района Ярославской области пояснил, что указанный земельный участок включен в оспариваемый документ на основании решения Переславского районного суда от 29.11.2012 г. по делу №2-1774/2012 по жалобе ФИО7 на бездействие Администрации Переславского муниципального района Ярославской области, которым на ответчика возложена обязанность по внесению этого земельного участка в утвержденную часть Генерального плана в раздел «Перечень земельных участков, подлежащих переводу из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории – земли промышленности».
В своей правовой позиции этот орган исходит из того, что оспариваемые изменения в Генеральный план затрагивают права множества граждан, а изменение категории земельного участка непосредственно на основании принятого нормативного акта не состоялось и производится в соответствии с решением Правительства Ярославской области.
Вместе с тем, представитель этого третьего лица просит учесть, что указанный в отзыве Минрегион России проект изменений в Генеральный план, уведомление о котором направлялось в адрес этого органа письмом от 16.06.2011 №2252, не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Также в судебном заседании представитель Администрации Переславского муниципального района Ярославской области заявил, что представленное ранее ходатайство о прекращении производства по делу им не поддерживается.
Представитель Правительства Ярославской области сообщил, что при принятии оспариваемого нормативного акта требования ст. 25 Градостроительного кодекса РФ не были соблюдены. Однако в данном случае отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку необходимое согласование проведено в ходе рассмотрения дела в суде и никаких замечаний в установленный срок не поступило, в связи с чем следует считать такое согласование в соответствии с Порядком №69 полученным, а допущенное нарушение - фактически устраненным.
Кроме того, представитель этого третьего лица указывает на то, что удовлетворение предъявленных требований может повлечь нарушение прав и законных интересов других лиц – правообладателей земельных участков, в отношении которых приняты изменения в Генеральный план. Исходя из того, что Генеральный план является документом планирования соответствующей территории, Правительство Ярославской области просит учесть, что его содержание требует проведения дополнительных согласительных мероприятий и принятия решений уполномоченными органами, в том числе при изменении категории земель и при проведении строительства объекта.
В соответствии с позицией представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Плещеево озеро», заявленные требования являются правомерными. Основываясь на положениях п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», представитель учреждения исходит из того, что полномочия по согласованию соответствующих законопроектов возложены на Департамент государственной политики Минприроды России, поэтому в адрес этого уполномоченного органа должен быть направлен проект изменений в Генеральный план.
Рассмотрев материалы дела, коллегия судей установила, что решением Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 26.02.2013 №511 «Об утверждении изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области» утверждены изменения в Генеральный план, в том числе изменен баланс территории Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района. При этом том 2 Генерального плана дополнен:
- приложением 4.1 Перечень земельных участков, подлежащих переводу из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов (в соответствии с протоколом комиссии по подготовке внесения изменений в проекты генеральных планов поселений и правила землепользования и застройки Переславского муниципального района),
- приложением 4.2 Перечень земельных участков, планируемых к переводу из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с размещением объектов местного значения,
- приложением 4.3 Перечень земельных участков, планируемых к переводу из земель сельскохозяйственного назначения в земли рекреации с размещением объектов местного значения.
Данный нормативный акт принят на основании ст. 25 Устава Переславского муниципального района и соглашения о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения на 2012 год, опубликован в печатном издании «Переславский край» от 06.03.2013 года.
Минприроды России в поданном в суд по настоящему делу уточненном заявлении указывает на несоответствие оспариваемого нормативного акта частям 8 и 9 статьи 9, частям 3 и 8 статьи 24 и статье 25 Градостроительного кодекса РФ, пунктам 2.1 и 2.2 Порядка №69.
При разрешении спора коллегия судей исходит из того, что оспариваемое решение является нормативным правовым актом в силу пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», согласно которому акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Возможность оспаривания в арбитражном суде актов, принятых органами местного самоуправления, предусмотрена статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 1.1 части 1 стаитьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ в редакции, действующей на дату обращения заявителя в суд.
В полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности входит подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, а также внесение в него изменений осуществляется в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ.
В силу части 8, 17 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана (изменения в генеральный план) до утверждения подлежит обязательному согласованию в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ, Порядком №69. В частности, положениями подпунктом 3 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в случае, если на территории поселения находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
В пункте 1.2. Порядка №69 определено, что срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в уполномоченные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца.
При этом результаты согласования проекта документа территориального планирования органами оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений. В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом РФ, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным (п. 1.3. Порядка №69).
Применительно к части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ в пункте 2.1 Порядка №69 определено, что уполномоченным органом, которому направляется уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе, выступает Минрегион России. Указанное уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений.
В силу пункта 2.2 Порядка №69 Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Из содержания п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, следует, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Из приведенных нормативных положений следует, что на Минприроды России возложены полномочия по согласованию изменений в генеральные планы поселений, на территории которых находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
В данной ситуации при рассмотрении дела установлено, что на территории Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области расположен Национальный парк «Плещеево озеро», который относится к особо охраняемой природной территории федерального значения, что по существу не оспаривается ответчиком. При этом до утверждения изменений в Генеральный план в установленном порядке необходимые согласования с федеральными органами исполнительной власти не проводились, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого нормативного акта частям 8 и 9 статьи 9, частям 3 и 8 статьи 24 и статье 25 Градостроительного кодекса РФ, пунктам 2.1 и 2.2 Порядка №69.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что в ходе рассмотрения дела допущенное нарушение фактически устранено, не принимаются судом, поскольку проведение необходимых согласований после состоявшегося утверждения изменений в Генеральный план не имеет правового значения и не влечет для ответчика каких-либо юридических последствий.
Также отклоняются судом доводы третьих лиц о том, что удовлетворение предъявленных требований по настоящему делу затрагивает права и законные интересы множества лиц. Исходя из того, принятие любого нормативного акта всегда затрагивает права и законных интересы множества лиц, суд не может согласиться с тем, что собственники земельных участков, в отношении которых были приняты оспариваемые изменения в Генеральный план, имеют приоритетные преимущества в правах на использование своего имущества в сравнении с другими лицами, в том числе осуществляющими государственные функции по защите особо охраняемой природной территории Национального парка «Плещеево озеро», которая изъята решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которой установлен режим особой охраны в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Таким образом, предъявленные требования Минприроды России подлежат удовлетворению, решение Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 26.02.2013 №511 «Об утверждении изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области» признаётся судом не соответствующим частям 8 и 9 статьи 9, частям 3 и 8 статьи 24 и статье 25 Градостроительного кодекса РФ, пунктам 2.1 и 2.2 Порядка №69 и не действующим полностью.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 26.02.2013 №511 «Об утверждении изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области» не соответствующим частям 8 и 9 статьи 9, частям 3 и 8 статьи 24 и статье 25 Градостроительного кодекса РФ, пунктам 2.1 и 2.2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 N 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» и не действующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород) в месячный срок.
Председательствующий Е.П. Украинцева
Судьи Е.В. Мухина
В.А Марусин