Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-5317/2012
15 июня 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2012г.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Фроловичевой М.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала - Ярославское отделение № 17 Открытого акционерного общества «Сбербанк России» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Главному управлению Банка России по Ярославской области
об оспаривании постановления от 27.04.2012г. №78-12-Ю/0006/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
об отмене представления №78-12-Ю/0006/3130 от 27.04.2012г.,
при участии
от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 20.04.2012г.;
от административного органа: ФИО2 – представитель по доверенности от 17.12.2010г.;
установил:
Открытое акционерное общество «Сбербанк Росси» в лице филиала – Ярославское отделение № 17 Открытого акционерного общества «Сбербанк России» (далее ОАО «Сбербанк России», Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления от 27.04.2012г. №78-12-Ю/0006/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении; об отмене представления №78-12-Ю/0006/3130 от 27.04.2012г.
Заявитель считает, что административным органом при вынесении не были приняты во внимание смягчающие обстоятельства, просит суд отменить постановление в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, полагает, что в действиях Банка нет повторности совершения правонарушения, за нарушение, установленное в протоколе, Банк привлечен к ответственности впервые.
Административный орган считает вынесенное постановление и представление законными и обоснованными, просит отказать заявителю в удовлетворении требований. Кроме того, представитель административного органа пояснил, что при назначении наказания Банку в виде штрафа, было учтено предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельство отягчающее административную ответственность - повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. В судебном заседании указал, что вступившим в законную силу постановлением от 22.11.2011г. № 78-11-Ю/0028/3120 ОАО «Сбербанк России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) с назначением наказания в виде предупреждения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.
ОАО «Сбербанк России» в лице Ярославского отделения № 17, по адресу: 150014, <...>, не представило в законодательно установленные сроки в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) через Главное управление Банка России по Ярославской области, расположенное по адресу: <...>, сведения в форме отчетов в виде электронных сообщений (ОЭС) №.№ 2569 от 10.02.2012, 2570 от 10.02.2012, 2787 от 15.02.2012 в отношении трех операций, подлежащих обязательному контролю (коды вида операции - 1005, 5006, 5002):
1. ОЭС № 2569 от 10.02.2012 было составлено по операции по приобретению физическим лицом в дополнительном офисе (ДО) 17/0172 безноминального сберегательного сертификата Банка России Серия СЖ № 0448412 на сумму 650 тыс. руб., приходный кассовый ордер № 59 от 16.10.2011, дата совершения операции - 16.10.2011. Данная операция подлежит обязательному контролю, в соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма», - приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.
2. ОЭС № 2570 от 10.02.2012 было составлено по операции получения физическим лицом на счет в ДО 17/0183 денежных средств в сумме 1301,4 тыс. руб. в качестве платы за участие в лотерее - денежный эквивалент приза стим тиражи лотереи ТМ Петр 1 победителю 2011 года, платежное поручение № 834 от 29.12.2011, дата совершения операции - 29.12.2011. Данная операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ - получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.
3. ОЭС № 2787 от 15.02.2012 было составлено по операции оплаты физическим лицом в ДО 17/0172 страховой премии по договору № L0532/556/031369/1 накопительного страхования жизни на сумму 1 млн. руб., платежное поручение № 29704 от 11.11.2011, дата совершения операции - 11.11.2011. Данная операция подлежит обязательному контролю, в соответствии с абзацем 3 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.
Документальное фиксирование сведений (информации) по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом и представление их в уполномоченный орган, в соответствии с положениями абзаца 10 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», является обязанностью кредитной организации по осуществлению внутреннего контроля.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Сбербанк России», основной государственный регистрационный № <***>, регистрационный № 1481, в лице Ярославского отделения № 17 ОАО «Сбербанк России», порядковый № 1481/1932, нарушило срок представления в уполномоченный орган сообщения о трех операциях, подлежащих обязательному контролю, установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, административным органом в отношении Банка был составлен протокол об административном правонарушении и 27.04.2012г. вынесено постановление №78-12-Ю/0006/3130 о привлечении ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая законность привлечения Банка к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 29.08.2001 № 115-ФЗ, данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.
Статьей 3 Закона установлено, что внутренний контроль - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.
В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (в редакции Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (уполномоченным органом) является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 №307).
Из обстоятельств дела следует, что сведения по трем операциям, подлежащим обязательному контролю, Банк представил с нарушением установленного срока, что свидетельствует о неисполнение Обществом законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры для соблюдения требований указанного законодательства. Суд считает, что Банк имел возможность принять меры к выполнению специальными должностными лицами, ответственными за реализацию правил внутреннего контроля, требований законодательства, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен.
С учетом изложенного, суд считает, что в действиях Банка имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что в действиях Банка нет повторности совершения правонарушения, Банк привлечен к ответственности впервые, постановлением от 22.11.2011г. № 78-11-Ю/0028/3120 ОАО «Сбербанк России» привлечено к административной ответственности за нарушение, совершенное Переславским отделением № 7443, судом не принимаются, поскольку к административной ответственности привлечено юридическое лицо ОАО «Сбербанк России».
Процессуальных нарушений, являющихся оснований для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Признаков малозначительности правонарушения суд не усматривает.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав вменяемого административного правонарушения посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отсутствие должного контроля со стороны руководства за действиями ответственных лиц.
В этой связи с учетом характера общественных отношений, на которые Обществом допущено посягательство, суд считает применение положений статьи 2.9 КоАП РФ к правоотношениям по настоящему делу недопустимым.
Процессуальных нарушений, являющихся оснований для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
При вынесении оспариваемого постановления административный орган учел все фактические обстоятельства дела, штраф применен в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Кроме того, часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое представление вынесено административным органом в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Следовательно, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения заявителя к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Судом установлено, что представление №78-12-Ю/0006/3130 от 27.04.2012г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено административным органом на основании законного постановления по делу об административном правонарушении от 27.04.2012г. №78-12-Ю/0006/3110, оставляет без удовлетворения требование Банка о признании оспариваемого представления незаконным.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя представлением, содержащим правильные выводы по результатам проверки и указание срока устранения нарушений, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья
Н.Л. Ловыгина