150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-597/2016 |
23 марта 2016 года |
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (ИНН 7604068029, ОГРН 1047600412750)
о привлечении к административной ответственности Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) почасти 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России», Предприятие), на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.
ФГУП «Почта России» представило письменный отзыв, в соответствии с которым считает, что при проведении проверки административным органом допущены грубые нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - проверка проведена без распоряжения о проведении проверки и без составления акта проверки. Считает также, что выявленное контролирующим органом событие правонарушения не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 108074 от 11.04.2013.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 5 Лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии № 108074, лицензиат при оказании услуг почтовой связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ.
Согласно подпункту «а» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 234, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (далее – Нормативы).
Пунктом 6 Нормативов установлен контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема), которые составляют: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня; между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня.
Пунктом 1 Нормативов установлены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции, которые составляют:
а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день;
на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;
на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день;
б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - по рабочим дням не менее 1 раза в день.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 234, на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Согласно подпункту «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 234, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Невыполнение лицензиатом указанных требований является нарушением условий, предусмотренных лицензией, и влечет ответственность юридических лиц по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения либо штрафа в размере от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
Протоколом об административном правонарушении от 30.12.2015 № 902, составленным ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Ярославской области, установлены нарушения ФГУП «Почта России» лицензионных требований законодательства при оказании услуг почтовой связи, выразившиеся в следующем:
1) нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока: общий процент пересылки письменной корреспонденции (контрольных писем) в контрольные сроки составил 77.24 %, из 145 учтённых контрольных писем, 112 письма пересылались в контрольный срок.
Сведения о пересылке письменной корреспонденции (контрольных писем) представлены в таблице № 2 Заключения о результатах систематического наблюдения за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, её обмена, перевозки и доставки, а также обязательных требований (выполнение правил оказания услуг почтовой связи, порядка использования франкировальных машин и выявление франкировальных машин, не разрешенных для использования) от 24.12.2015 №3-108074-76-02/0106 (далее - Заключение), являющегося Приложением к Акту систематического наблюдения от 24.12.2015 №А-108074-76-02/0107;
2)нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, поступившей непосредственно в адрес Управления Роскомнадзора по Ярославской области: за период проведения систематического наблюдения, в адрес Управления поступило 720 писем от различных организаций и частных лиц, в результате было установлено, что только 550 писем поступило в контрольный срок, что составило 76,39 % от общего количества писем.
Сведения о пересылке письменной корреспонденции внутриобластного потока, входящей в Управление Роскомнадзора по Ярославской области представлены в таблице № 3 Заключения.
Таким образом, удельный вес всей письменной корреспонденции, пересылаемой в контрольные сроки (662 письма) по внутриобластному потоку (с учетом письменной корреспонденции поступившей в адрес Управления), составил 76.53 % от общего количества зафиксированных писем (865 письма), что меньше 90%.
Результаты контроля представлены в таблице №1 Заключения.
3) нарушение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков: установлено, что выемка 9 единиц письменной корреспонденции произведена с нарушением нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
Выемка контрольного письма, опущенного 15.10.2015 в 14 час 15 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 280 (расположен по адресу: Тутаевское шоссе, д. 65) произведена 12.12.2015, задержка в выемки составляет 56 дней.
Выемка контрольного письма, опущенного 15.10.2015 в 14 час 12 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 288 (расположен по адресу: Тутаевское шоссе, д. 81) произведена 22.10.2015, задержка в выемки составляет 6 дней.
Выемка контрольного письма, опущенного 03.11.2015 в 10 час 20 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 54 (расположен по адресу: ул. Некрасова, д. 41) произведена 15.11.2015, задержка в выемки составляет 11 дней.
Выемка контрольного письма, опущенного 03.11.2015 в 10 час 30 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 61 (расположен по адресу: ул. Собинова, д. 17) произведена 08.11.2015, задержка в выемки составляет 4 дня.
Выемка контрольного письма, опущенного 03.11.2015 в 10 час 33 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 60 (расположен по адресу: ул. Собинова, д. 1) произведена 08.11.2015, задержка в выемки составляет 4 дня.
Выемка контрольного письма, опущенного 03.11.2015 в 10 час 36 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 59 (расположен по адресу: ул. Республиканская, д. 44) произведена 15.11.2015, задержка в выемки составляет 11 дней.
Выемка контрольного письма, опущенного 03.11.2015 в 11 час 28 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 321 (расположен по адресу: ул. Добрынина, д. 23) произведена 18.11.2015, задержка в выемки составляет 14 дней.
Выемка контрольного письма, опущенного 03.11.2015 в 11 час 30 мин на территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 217 (расположен по адресу: ул. Чкалова, д. 65) произведена 16.11.2015, задержка в выемки составляет 12 дней.
Выемка контрольного письма, опущенного 05.11.2015 в 12 час 02 мин.
территории г. Ярославль в почтовый ящик: № 383 (расположен по адресу: ул. Проспект Машиностроителей, д. 52) произведена 15.11.2015, задержка в выемки составляет 8 дней.
4) на почтовых ящиках в г. Ярославле по адресам: ул. Советская, д.За; Волжская набережная, д. 4; ул. Республиканская, д. 30а; ул. Республиканская, д. 11; ул. Свободы, д. 56; ул. Свободы, д. 87а; пр-т Ленина, д. 2; ул. Пожарского, д. 19; ул. Спартаковская, д. 27; ул. Клубная, д. 48, отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте систематического наблюдения от 24.12.2015 №А-108074-76-02/0107 и Заключении о результатах систематического наблюдения за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, её обмена, перевозки и доставки, а также обязательных требований (выполнение правил оказания услуг почтовой связи, порядка использования франкировальных машин и выявление франкировальных машин, не разрешенных для использования) от 24.12.2015 №3-108074-76-02/0106.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности в части нарушения установленных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока, а также в части нарушения установленных сроков сбора письменной корреспонденции удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока данности привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 №5).
Протоколом об административном правонарушении от 30.12.2015 № 902 Предприятию вменяется нарушение установленных сроков сбора письменной корреспонденции. Данное нарушение не является длящимся, срок привлечения к административной ответственности следует исчислять с той даты, когда допущено нарушение срока сбора корреспонденции. Согласно материалам дела самой поздней датой нарушения является 15.11.2015, в связи с чем, на момент рассмотрения дела судом трехмесячный срок привлечения к административной ответственности истек.
Также протоколом об административном правонарушении от 30.12.2015 № 902 ФГУП «Почта России» вменяется нарушение установленных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока. Данное нарушение не является длящимся, срок привлечения к административной ответственности следует исчислять с той даты, когда допущено нарушение срока пересылки почтовой корреспонденции. Согласно материалам дела самой поздней датой нарушения является 30.11.2015, в связи с чем, на момент рассмотрения дела судом трехмесячный срок привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В части нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, поступившей непосредственно в адрес Управления Роскомнадзора по Ярославской области, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения.
Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от 30.12.2015 № 902 не содержит сведений о дате отправки и получения административным органом письменной корреспонденции, поступившей непосредственно в адрес Управления Роскомнадзора по Ярославской области. Следовательно, данный протокол не содержит описания события административного правонарушения в этой части.
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о датах отправки и доставки почтовой корреспонденции, нарушение сроков пересылки которой вменяется ФГУП «Почта России», является существенным недостатком при решении вопроса о соблюдении срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, учитывая, что указанное правонарушение не является длящимся.
В связи с вышеизложенным требования заявителя о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности в данной части удовлетворению не подлежат.
В остальной части действия ФГУП «Почта России» являются нарушением лицензионных требований и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку ФГУП «Почта России» не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры для соблюдения требований законодательства и допущенное нарушение произошло вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля Предприятия.
Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что ФГУП «Почта России» имело возможность выполнить лицензионные требования, обеспечить соблюдение вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен.
. Таким образом, всесторонне исследовав обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России» состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы Предприятия о проведении Управлением проверки с грубыми нарушениями требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», судом отклоняются.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, положения настоящего закона не применяются, в том числе к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае административным органом проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, на основании заявления физического лица, что не противоречит положениям Федерального закона № 294-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, судом не установлено.
Оценивая доводы ФГУП «Почта России» о малозначительности совершенного правонарушения, суд исходит из следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).
Оценив обстоятельства дела, суд не считает рассматриваемый случай как исключительный, в связи с чем не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Согласно пункту 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что решениями Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2015 № 18863/2014, от 19.02.2015 № 18867/2014, от 16.03.2015 № А82-248/2015, от 14.05.2015 № 1167/2015, от 31.07.2015 № 5474/2015, от 22.07.2015 № 5974/2015, от 30.07.2015 № А82-6287/2015, от 12.08.2015 № 8574/2015, от 14.09.1015 № 9892/2015 Предприятие привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения. При этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
Суд признает данный факт обстоятельством, отягчающим административную ответственность в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывает его наличие при назначении административного наказания.
Учитывая характер выявленного нарушения, фактические обстоятельства дела, принимая во внимание отягчающее ответственность обстоятельство, суд полагает возможным назначить наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276, зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2003 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г.Москве, расположено по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, д.37) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на счет 40101810700000010010 в Отделение по Ярославской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Ярославль), БИК 047888001, ОКТМО 78701000, КБК 09611690040046000140, получатель: УФК по Ярославской области (для Управления Роскомнадзора по Ярославской области), ИНН 7604068029, КПП 760401001.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Б.Краснова