ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-6349/2017 от 07.06.2018 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-6349/2017

28 июня 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 07.06.2018.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой Н.П.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944; ОГРН 1077603000254), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Федерального агентства лесного хозяйства

к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Память Ленина" (ИНН 7617000370; ОГРН 1037602200063), Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН 7617002900, ОГРН 1027601461623)

-о признании права собственности СПК «Память Ленина» на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 отсутствующим;

-о признании за Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153;

3-и лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области,

при участии:

от истца 1 – Тиханова Д.А., по дов. от 18.12.2017,

от истца 2 – не присутствовали,

от ответчика 1 – не присутствовали,

от ответчика 2 – не присутствовали,

от 3-х лиц – не присутствовали,

установил:

Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Память Ленина", Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области:

-о признании недействительным договора от 04.04.2008 № 29 купли-продажи земельного участка 76:05:000000:153, заключенного между СПК «Память Ленина» и Даниловским муниципальным районом;

-о признании права собственности СПК «Память Ленина» на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 отсутствующим;

-об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи от 06.06.2008 № 76-76-03/006/2008-245;

-о признании за Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153;

-об истребовании земельного участка 76:05:000000:153 из незаконного владения СПК «Память Ленина» и передаче его Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества в Ярославской области.

Определением суда от 10.08.2017 в порядке ст.48 АПК РФ в связи с реорганизацией территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом произведена замена истца 2 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

Определением суда от 09.11.2017 принято уточненное исковое заявление, в котором истцы просят:

-признать недействительным договор от 04.04.2008 №29 купли-продажи земельного участка 76:05:000000:153, заключенный между СПК «Память Ленина» и Даниловским муниципальным районом;

-признать право собственности СПК «Память Ленина» на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 отсутствующим;

-признать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153.

Определением суда от 12.04.2018 к участию в деле в качестве соистца по делу привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства по его ходатайству. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" дополнено подпунктом 5.20(3), согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области.

Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А82-2886/2017 в порядке ст.130 АПК РФ.

Производство возобновлено.

Спор рассматривается по существу.

Представитель истца уточнил исковые требования в порядке ст.49 АПК РФ, просил:

- признать право собственности СПК «Память Ленина» на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 отсутствующим;

-признать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153.

Аналогичное ходатайство поступило и от других истцов.

Уточнение исковых требований принято судом.

Представитель истца требования поддержал в редакции уточнений.

От представителя СПК «Память Ленина» поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя по причине участия в другом процессе.

В соответствии с п. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств.

Таким образом, отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны, является правом суда, а не его обязанностью. Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства ответчика 1 применительно к ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку судебные заседания уже откладывались и у ответчика (СПК) имелась возможность либо обеспечить явку другого представителя, либо заблаговременно направить в суд дополнительные письменные доводы при их наличии.

В удовлетворении рассматриваемого ходатайства судом отказано.

От третьих лиц ранее поступили отзыв и копия кадастрового дела в электронном виде - на диске (от ФКП) и копия дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 (от Росреестра).

От кадастровой палаты ранее заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (ходатайство удовлетворено).

Представители ответчиков требования не признали.

При этом ранее ответчик СПК, исходя из первоначально предъявленных требований, заявил о пропуске истцами срока исковой давности по требованию об оспаривании договора купли-продажи земельного участка и о признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Ответчик СПК указывает, что срок исковой давности, по его мнению, следует считать с 2013 года, когда прокуратура проводила проверку в отношении Кооператива и результаты проверки были известны Департаменту. По требованию о признании права собственности СПК отсутствующим этот ответчик полагает, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты права, полагая, что иск заявлен невладеющим собственником.

Представитель Администрации ранее в судебном заседании пояснил, что договор купли-продажи земельного участка заключен в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования СПК в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Представитель этого ответчика считает пропущенным с 2011 года срок исковой давности по требованию о признании сделки недействительной, полагая необходимым его исчислять от даты исполнения договора купли-продажи от 04.04.2008 №29. В остальной части иска разрешение спора по существу представитель Администрации оставил на усмотрение суда.

Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Департамента лесного хозяйства Ярославской области, суд установил следующее.

В департамент лесного хозяйства Ярославской области 07.02.2017 поступили сведения по результатам заседания межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям в сфере охраны окружающей среды, природопользования и лесопользования по вопросам возврата в федеральную собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом и незаконно отчужденных от 07.12.2016.

Постановлением главы администрации Даниловского района от 22.09.1992 №679 «Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) колхозов «Россия», «Память Ленина» утвержден в том числе проект землеустройства реорганизуемого колхоза «Память Ленина». Согласно экспликации, являющейся приложением к постановлению, колхозу «Память Ленина» передано всего 2265 га из них прочих земель 119 га, сельскохозяйственных угодий 2146 га, пастбищ 245 га, сенокосов 129 га, пашни 1772 га.

Согласно свидетельству о праве пользования землей от 27.02.1996 №52 в пользование СПК «Память Ленина» передано 2432 га не сельскохозяйственных угодий.

Постановлением главы Даниловского муниципального района от 29.01.2007 №51 «О внесении изменений в постановление Главы администрации Даниловского района от 22.09.1992 №679» в постановление 22.09.1992 № 679 «Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) колхозов «Россия», «Память Ленина» внесены изменения. Так, на праве постоянного (бессрочного) пользования за колхозом СПК «Память Ленина» закреплено 2432 га, в аренде 650 га, в собственности 128 га как юридического лица. В общей долевой собственности собственников земельных долей (паев) - 1491 га.

04.04.2008 между Даниловским муниципальным районом Ярославской области и СПК «Память Ленина» на основании постановления главы Даниловского муниципального района от 21.03.2008 №188 «О предоставлении земельного участка в собственность» заключен договор купли - продажи земельного участка №29, по которому СПК передан в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:05:000000:153, расположенный по адресу: Ярославская область, Даниловский муниципальный район, Тороповский сельский округ, общей площадью - 24320000 кв.м. в том числе под лесами - 20030000 кв.м, древесно - кустарниковыми насаждениями - 2560000 кв.м, болотами - 1640000 кв.м, каналами, коллекторами и канавами - 10000 кв.м, дорогами, прогонами, просеками - 80000 кв.м.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за СПК «Память Ленина» 06.06.2008, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 76-АА №629632 и сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 76-76-03/006/2008-245.

Спорный земельный участок покрыт лесными насаждениями что подтверждается материалами лесоустройства, проведенного в 1990 - 1991 годах Узбекским лесоустроительным предприятием Всесоюзного объединения «Леспроект» Госкомитета СССР, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд. Площадь лесов согласно материалам лесоустройства - 2005 га, все они имеют категорию защитности - эксплуатационные.

Лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, на земельном участке 76:05:000000:153 не имеется.

Истцы, занимая единую правовую позицию, полагают, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, предоставлен СПК в собственность в нарушение требований законодательства, поскольку в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Указанное явилось основанием для обращения истцов в суд с рассматриваемым иском.

Оценивая материалы дела и доводы сторон, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В пунктах 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сформулирована правовая позиция, согласно которой государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Из материалов дела следует, что право собственности кооператива (СПК) на спорный земельный участок 06.06.2008 зарегистрировано в ЕГРН.

Таким образом, оспаривание зарегистрированного права ответчика 1 на земельный участок возможно только путем предъявления требований искового характера.

Таковыми являются требования об оспаривании договора купли-продажи, признании права собственности на земельный участок за Российской Федерацией, признании права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим, а также об истребовании участка у ответчика.

Ответчиками заявлено об истечении исковой давности по требованию о признании договора купли-продажи недействительным.

Однако указанное требование не заявлено истцами на дату рассмотрения дела судом, в связи с чем заявление ответчиков по данному основанию не имеет правового значения.

По существу в рассматриваемой ситуации требование о признании права собственности для истцов имеет целью восстановление прав Российской Федерации в отношении спорного имущества. Процессуальная возможность обращения в суд с иском о признании права, в том числе в связи с его возникновением в силу закона, вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

Являясь лицом, считающим себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, Российская Федерация вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, на который в силу статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется (пункты 57 и 58 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В силу изложенного судом не принимается довод ответчика СПК об истечении исковой давности по требованию истцов о признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса РФ).

Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 г. до вступления в силу Земельного кодекса РФ (30.10.2001 г.), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 г. до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997 г.).

Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:

а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и

б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» (далее по тексту – Закон № 201-ФЗ), ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями статей 82, 83 Лесного кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.2007г., определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Исходя из Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 №9, Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области. С учетом этого следует признать, что в связи с переходом соответствующих полномочий по распоряжению такими земельными участками, именно Департамент лесного хозяйства Ярославской области уполномочен на принятие решений о предоставлении их в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими.

В то же время из пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432, следует, что полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.

В статье 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в силу ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР.

В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

На основании п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ, установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон №101-ФЗ). В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона №101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 №55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (с изм. и доп.).

Из представленных правоустанавливающих документов видно, что в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Память Ленина» были переданы колхозные земли, а также спорный земельный участок, который занят лесом (в дело представлены свидетельства о праве пользования землей от 1992 и 1996 гг.).

При этом в правоустанавливающих документах о предоставлении земель указано, что соответствующая площадь (2432 га) не относится к сельскохозяйственным угодьям.

Из материалов лесоустройства, проведенного в 1990-1991гг. Узбекским лесоустроительным предприятием (в/о «Леспроект»), следует, что общая площадь лесного фонда Колхоза «Память Ленина» составляет 2005га (текущее лесоустройство), а также земли, не используемые в сельском хозяйстве, 287 га. Лесистость района по данным землеустройства 46,7%.

Документов, свидетельствующих о том, что на спорном земельном участке ведется сельскохозяйственная деятельность, при рассмотрении спора в материалы дела не представлено.

Не могут быть приняты судом в обоснование правомерности возражений по иску доводы ответчика СПК о том, что не весь земельный участок покрыт лесонасаждениями, в связи с чем обнаруживается разница в площади земельного участка как лесного фонда. Оценив представленные документы в совокупности, суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 является сформированным, многоконтурным, состоит из 25 земельных участков. Представленными в дело доказательствами подтверждена его площадь в размере 2432 га. В отношении этой же площади СПК подавало в ДЛХ заявление о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и в дальнейшем заключило договор аренды лесного участка. Сам предмет договора купли-продажи – п.1.1. указывает на состав участков как лесного фонда: земли под лесами, древесно-кустарниковые насаждения, болота, просеки. Такие земли в силу норм Лесного кодекса РФ являются лесными землями.

По мнению суда, определяющим обстоятельством в данном случае является то, что земли, предоставленные в бессрочное (постоянное) пользование сельскохозяйственному предприятию, по своему назначению предназначались для ведения лесного хозяйства.

Кроме того, суд учитывает, что при проведении аграрной реформы в соответствии с Указом президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (далее – Постановление №86) не подлежали приватизации находящиеся в пользовании колхозов и совхозов земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (в том числе земли лесного фонда), а также участки, занятые сенокосами и пастбищами общественного пользования (пункт 4 Постановления №86, пункт 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 (с изм. и доп.)).

В силу пункта 9.2. Положения о реформировании сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.1994 N 874, земли лесного и водного фондов, а также другие несельскохозяйственные земли, находившиеся в постоянном пользовании реформированного хозяйства, передаются в пользование вновь созданным сельскохозяйственным предприятиям бесплатно, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, необходимо признать, что земли, предоставленные СПК на праве бессрочного (постоянного) пользования из состава лесных земель, в том числе и не лесоустроенные, не подлежали приватизации.

Доказательств принадлежности земельного участка лесному фонду в меньшей, чем 2432 га площади ответчиком 1 не представлено.

Как указано выше, заявление ответчика о применении срока исковой давности к требованию о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 отклонено судом. Внесение записи в ЕГРП о праве собственности кооператива (СПК) не прервало владения спорным объектом Российской Федерации как публичного собственника земельных участков лесного фонда, участок передан кооперативу согласно действующему в момент передачи законодательству в пользование, а не на праве собственности либо владения.

Возражения СПК относительно избрания истцом неверного способа защиты нарушенного права подлежит отклонению, поскольку в совокупности заявленные требования о признании права собственности СПК отсутствующим и признании права собственности на спорный объект - земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153 за Российской Федерацией обеспечивают в соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защиту и восстановления нарушенного права истца.

В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, был предоставлен в пользование, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте. Правом распоряжение таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок в силу закона, отсутствие правовых оснований для регистрации права собственности на него за сельскохозяйственным производственным кооперативом, суд считает необходимым в целях надлежащего оформления титула также признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива "Память Ленина" на спорный земельный участок.

В результате рассмотрения спора суд признает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истцы были освобождены, взыскивается с ответчика - кооператива в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать отсутствующим право собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива "Память Ленина"(ИНН 7617000370; ОГРН 1037602200063)на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:153.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "Память Ленина"(ИНН 7617000370; ОГРН 1037602200063) в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Секерина С.Е.