ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-6388/09 от 27.07.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-6388/2009-31

03 августа 2009 г.

резолютивная часть решения оглашена 27.07.2009г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л., при ведении протокола судебного заседания судьей Ловыгиной Н.Л.,
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области

  3-е л. МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Некрасовского муниципального округа

о   признании незаконными действий

при участии

от заявителя ФИО1- удост. ТО № 074392

от ответчика ФИО2- пред. по дов. от 02.07.2009г

3- е л.: не явился

установил:

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области выразившиеся в выдаче обязательного к исполнению предписания № 01/ЭЧ от 18.12.2009г. пункт 2 которого обязывает МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Некрасовского муниципального округа получить лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

В судебном заседании прокурор уточнил требование просит признать незаконным предписание № 01/ЭЧ от 18.12.2008 года в части обязания МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» получить лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Уточнение принято судом, в порядке статьи 49 АПК РФ. Прокурор полагает, что у ответчика отсутствовали законные основания для обязания Предприятия получить лицензию.

Ответчик требования не признал. Настаивает на законности своих действий.

Предприятие в судебное заседание не явилось , о дне и времени слушания дела уведомлено надлежащим образом. Дело рассматривается в отсутствие третьего лица по правилам статьи 123 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области проведена комплексная проверка МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Некрасовского муниципального округа на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Результаты проверки отражены в акте от 18.12.2008г. № 01/ЭЧ. В ходе проверки государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Ярославской области ФИО3 установлено, что у Предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Предприятия выдано Предписание, пунктом 2 которого МУП обязывается до 01.07.2009 года получить вышепоименованную лицензию.

Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области. Посчитав, что пункт 2 предписания не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской деятельности прокурор обратился в суд в рассматриваемым заявлением.

Оценив имеющиеся в деле материалы, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Этой же нормой Закона в прежней редакции предусматривалось обязательное лицензирование деятельности по обращению с отходами, которая, в свою очередь, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определена как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, с внесением изменений в вышеуказанную норму Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" законодатель исключил необходимость лицензирования деятельности, в процессе которой образуются отходы.

Как установлено судом, Некрасовское МУП «Водоканал» осуществляет деятельность по обеспечению населения, организаций и предприятий питьевой водой, оказывает услуги по приемке, отводу и очистке сточных вод. В процессе деятельности образуются отходы- иловый осадок- который размещается на специально обустроенных площадках.

В силу статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, которые приняли акт.

Вместе с тем, акт проверки не содержит указания на тот факт, в отношении какого вида опасных отходов ( какого класса опасности) необходимо получить лицензию. Нет данных в акте проверки и о том, какие отходы образуются в процессе деятельности предприятия, каким образом и где отходы размещаются, в течение какого времени хранятся на предприятии. Ответчиком не представлено доказательств какой из видов деятельности являющейся лицензируемой ( деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляется предприятием.

Согласно пункту 1 статьи 66 Закона об охране окружающей среды государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что требование Управления Росприроднадзора по Ярославской области об обязании Некрасовское МУП «Водоканал» получить лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами не основано на законе.

Руководствуясь 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным пункт 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области от 18.12.2008 года № 01/ЭЧ об обязании МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Некрасовского муниципального округа получить лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами..

На решение может быть подана во Второй арбитражный апелляционный суд ( г. Киров).

Судья Н.Л. Ловыгина