ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7671/11 от 07.11.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  (резолютивная часть от 07.11.11.)

г. Ярославль

Дело № А82-7671/2011

14 ноября 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Гусевой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7609003843, ОГРН 1027601074401)

к Муниципальному образованию городское поселение Ростов в лице администрации городского поселения Ростов (ИНН 7609018896, ОГРН 1057601586965), с привлечением 3-х лиц: Правительства Ярославской области, Ганиной Надежды Анатольевны о признании права собственности

при участии

от истца –   Родионова Л.А. – юрисконсульт по доверенности № 1598 от 07.06.2011г., паспорт 7801 502268.

от ответчика -  Хохлова Е.А. – заместитель начальника по доверенности 3 2201 от 02.09.2011г., паспорт 7804 036815.

от 3-х лиц   – не явились,

установил:

Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области обратилась в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию городское поселение Ростов в лице администрации городского поселения Ростов о признании права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Спартаковская, д. 98, кв. 87.

Определением суда от 10.08.11. к участию в деле в качестве 3-х лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Правительство Ярославской области, Ганина Надежда Анатольевна.

Ответчик просит приобщить к материалам дела устав поселения и постановление главы поселения, акты приема-передачи.

Истец не возражает против приобщения документов.

Ходатайство рассмотрено, удовлетворено.

Истец иск поддерживает в полном объеме, пояснил, что постановление Правительства Ярославской области о передаче спорного жилья в муниципальную собственность городского поселения не оспаривали, во внесудебном порядке данный вопрос по внесению изменений в постановление Правительства Ярославской области не решали. Постановлением Администрации Ростовского муниципального района № 110 спорной квартире присвоен статус «служебная». Считает передачу спорной квартиры в муниципальную собственность городского поселения незаконной, поселению подлежали передаче только те жилые помещения, которые составляют жилищный фонд социального использования, спорная квартира относится к специлизированному жилищному фонду, предназначена для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления Ростовского муниципального района, муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.

Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что в квартире в настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает, намерены распределить ее очередникам аварийного, ветхого жилья по решению суда. Полагает, что квартира правомерно передана в городское поселение Постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.08. №338-п, с момента вступления в силу указанного постановления квартира является муниципальной собственностью городского поселения Ростов. В силу ст. 50 ч.2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан. Ответчику квартира передана как жилищный фонд социального использования. Присвоение спорной квартире статуса «служебная» осуществлено истцом после принятия решения и передаче квартиры в городское поселение Ростов, в силу чего является незаконной.

Правительство Ярославской области, о времени и месте заседания извещено, представило отзыв, просит в иске отказать и дело рассмотреть в отсутствии своего представителя. Сообщило, что в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства, на основании поступивших в Правительство области согласованных решений Муниципального Совета городского поселения Ростов от 21.12.06. № 65 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов» и Думы Ростовского муниципального района от 25.01.07. № 209 «Об утверждении перечней имущества , подлежащего передаче в собственность городского поселения Ростов», а также перечня недвижимого имущества Ростовского муниципального имущества, подлежащего передаче городскому поселению Ростов, Правительством области принято постановление Правительства от 09.07.08. № 338-п «О разграничении имущества между Ростовским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав».

Ганина Н.А. отзыва на иск не представила. Определение суда , дважды направленное по адресу: г. Ростов, ул. Чистова, 44-6 возвращено в суд с отметкой почтового отделения – «истек срок хранения». По сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ярославской области адрес Ганиной Н.А.: г. Ростов, ул. Чистова, 44-6. Других сведений у суда не имеется.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в отсутствии 3-х лиц в порядке ст. 123,156 АПК РФ.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд установил:

25.01.07. решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области «Об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения Ростов» утверждены приложения №1, 2 и 3 о передаче имущества в муниципальную собственность городского поселения Ростов, в том числе принято решение в отношении квартиры 87 дома 98 по ул. Спартаковская г. Ростов.

09.07.08. постановлением Правительства Ярославской области № 338-п «О разграничении имущества между Ростовским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав», в силу которого квартира 87 д.98 по ул. Спартаковская г. Ростов передана в городское поселение Ростов.

По акту приема-передачи от 01.10.08. , квартира передана городскому поселению Ростов. 10.10.08. постановлением Главы городского поселения Ростов № 257 « О включении в состав муниципальной казны» квартира 87 дома 98 по ул. Спартаковская г. Ростов включена в состав муниципальной казны городского поселения Ростов.

25.05.09. распоряжением Управления муниципальным имуществом Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области № 169 спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности.

20.01.10. постановлением Администрации Ростовского муниципального района № 110 принято решение о присвоении квартире 87 жилой площадью 28,4 кв.м., общей площадью 48,4 кв.м., д.98 по ул. Спартаковская, г. Ростов статуса «служебная».

23.05.11. истец обратился с письмом № 560 к Главе городского поселения Ростов с просьбой вернуть квартиру 87 дома 98 по ул. Спартаковская г. Ростов в Ростовский муниципальный район, т.к. данная квартира имеет статус «Служебная», т.к. передана в собственность поселения ошибочно. Квартира приобретена по решению Ростовского районного суда, квартира передана в городское поселение ошибочно и должна находиться в собственности Ростовского муниципального района.

16.06.11. муниципальный Совет городского поселения Ростов отказал истцу в передаче спорной квартиры в Ростовский муниципальный район, письмом от 05.08.11. за № 1957 сообщил о решении муниципального совета истцу.

Истец , не согласившись с данным решением Совета, обратился с иском в суд о признании права собственности Ростовского муниципального района на спорную квартиру.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец в нарушении ст. 65 АПК РФ не представил обоснованности заявленных требований, не представил правовых оснований для признания права собственности на спорный объект за Ростовским муниципальным районом и в силу ст. 9 ч.2 АПК РФ несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» видами имущества. Часть 2 пункт 3 ст. 50 названного закона устанавливает, что в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения предусмотрены в статье 46 ч.2 п/п 3 Устава городского поселения Ростов.

Согласно ст. 51 ч.5 вышеназванного Федерального закона, статьи 38 ч.1 п/п «б» Устава Ростовского муниципального района Ярославской области в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленных в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 154 пункт 11.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Статья 2 ч.2 , статья 5 часть 1 Закона Ярославской области № 7-з от 08.02.08. «О порядке разграничения муниципального имущества» предусматривает, что разграничение муниципального имущества осуществляется с соблюдением следующих условий: необходимость обеспечения решения вопросов местного значения, соответствие целевого назначения имущества вопросам местного значения, территориальная принадлежность имущества, обеспечение технологического единства, соблюдение требований безопасности эксплуатации муниципального имущества. Основанием возникновения права собственности муниципального образования является постановление Правительства Ярославской области.

Пункт 11.1. статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04., ст. 8 закона Ярославской области № 7-з от 08.02.08. также устанавливают, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешается судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.08. № 338-п «О разграничении имущества между Ростовским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав» квартира 87 д.98 по ул. Спартаковская г. Ростов передана в городское поселение Ростов. Постановление принято на основании согласованных решений Муниципального совета городского поселения Ростов № 65 от 21.12.06. «Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов» и решения Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 25.01.07 № 209. «Об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения Ростов».

В установленном законном порядке постановление Правительства Ярославской области истцом не оспаривалось и является действующим.

В силу статей 4,11 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания прав ( ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

Оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку истцом не соблюден установленный пунктом 11.1 статьи 154 Федерального Закона № 122-ФЗ и положений закона Ярославской области № 7-з от 08.02.08. порядок разграничения прав на имущество между муниципальными образованиями в зависимости от вида имущества. До настоящего времени истцом не соблюден установленный вышеназванными нормами внесудебный порядок внесения изменений в постановление Правительства Ярославской области от 09.07.08. № 338-п. Не представлено доказательств оспаривания: вышеназванного Постановления Правительства Ярославской области № 338-п, а также решения муниципального Совета городского поселения Ростов от 16.06.11. об отказе в передаче спорной квартиры в Ростовский муниципальный район.

Основания приобретения права собственности , установлены главой 13-14 Гражданского кодекса РФ. Критерии нуждаемости в спорном объекте одного муниципального образования по сравнению с нуждаемостью другого муниципального образования не является правовым основанием для принятия судом решения о признании права собственности и предполагает возложение на суд не свойственных ему функций и противоречит смыслу судебной защиты.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания, для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья

Гусева Н.А.