ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-7672/11 от 07.11.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  (резолютивная часть от 07.11.11.)

г. Ярославль

Дело № А82-7672/2011

14 ноября 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Гусевой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Муниципальному образованию городское поселение Ростов в лице администрации городского поселения Ростов (ИНН <***>, ОГРН <***>), с привлечением 3-го лица: Правительства Ярославской области о признании права собственности

при участии

от истца –   ФИО1 – юрисконсульт по доверенности № 1598 от 07.06.2011г., паспорт <...>.

от ответчика -  ФИО2 – заместитель начальника по доверенности 3 2201 от 02.09.2011г., паспорт <...>.

от 3-го лица   – не явился.

установил:

Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области обратилась в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию городское поселение Ростов в лице администрации городского поселения Ростов о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Определением суда от 10.08.11. к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено: Правительство Ярославской области.

Ответчик просит приобщить к материалам дела выписку из устава поселения и постановление главы поселения, акты приема-передачи.

Истец не возражает против приобщения документов.

Ходатайство рассмотрено, удовлетворено.

Истец иск поддерживает в полном объеме, пояснил, что постановление Правительства Ярославской области о передаче спорного жилья в муниципальную собственность городского поселения не оспаривали, во внесудебном порядке данный вопрос по внесению изменений в постановление Правительства Ярославской области не решали. Спорная квартира приобретена истцом по договору купли-продажи от 21.04.09. у гр. ФИО3, квартира приобреталась за счет казны муниципального района. В настоящее время в квартире никто не зарегистрирован и не проживает, квартира является служебным жильем. Квартира необходима для исполнения решения Ростовского районного суда от 03.09.08. о предоставлении ФИО4 по договору социального найма жилого помещения. Считает передачу спорной квартиры в муниципальную собственность городского поселения незаконной.

Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что квартира в настоящее время пустует, намерены распределить ее очередникам аварийного, ветхого жилья по решению суда. Полагает, что квартира правомерно передана в городское поселение Постановлением Правительства Ярославской области от 26.02.10. №107-п, с момента вступления в силу указанного постановления квартира является муниципальной собственностью городского поселения Ростов. В силу ст. 50 ч.2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан. Ответчику квартира передана как жилищный фонд социального использования.

Правительство Ярославской области, о времени и месте заседания извещено, представило отзыв, просит в иске отказать и дело рассмотреть в отсутствии своего представителя. Сообщило, что в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства, на основании поступивших в Правительство области согласованных решений Муниципального Совета городского поселения Ростов от 01.10.09. № 229 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов» и Думы Ростовского муниципального района от 09.10.09. № 97 «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов», а также перечней муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов, Правительством области принято постановление Правительства от 26.02.10. № 107-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 09.07.08. № 338-п».

При таких обстоятельствах дело рассматривается в отсутствии 3-го лица в порядке ст. 123,156 АПК РФ.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд установил:

12.03.09. распоряжением Управления муниципальным имуществом Администрации Ростовского муниципального района № 78 принято решение о проведение аукциона на размещение заказа на покупку благоустроенного жилого помещения. Согласно протокола № 07-09-1 от 10.04.09. принято решение о приобретении <...> у гр. ФИО5

21.04.09. между Управлением муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (Покупатель) и ФИО5(Продавец) заключен договор купли-продажи (муниципальный контракт) на приобретение за счет казны Ростовского муниципального района <...> по цене 782000 руб. По акту приема-передачи от 21.04.09. квартира передана Покупателю.

22.05.09. произведена государственная регистрация права собственности Ростовского муниципального района Ярославской области на <...> площадью 29,4 кв.м., свидетельство 76-АА 772177.

01.10.09. решением Муниципального совета городского поселения Ростов № 229 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов» утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов, сформированный комиссией по разграничению муниципального имущества, согласно которому спорная жилая квартира подлежала передаче в городское поселение Ростов.

09.10.09. решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов» в отношении спорной квартиры принято решение о передаче ее в муниципальную собственность городского поселения Ростов.

26.02.10. постановлением Правительства Ярославской области № 107-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ярославской области от 09.07.08. № 338-п» внесены изменения, в силу которых <...> передана в городское поселение Ростов.

26.04.10. постановлением Администрации городского поселения Ростов № 129 жилищный фонд принят в муниципальную собственность городского поселения Ростов, в том числе и спорная квартира. По акту приема-передачи от 26.04.10. истец передал спорную квартиру ответчику.

23.05.11. истец обратился с письмом № 560 к Главе городского поселения Ростов с просьбой вернуть <...> в Ростовский муниципальный район, т.к. данная квартира имеет статус «Служебная», приобретена по решению Ростовского районного суда, квартира передана в городское поселение ошибочно и должна находиться в собственности Ростовского муниципального района.

16.06.11. муниципальный Совет городского поселения Ростов отказал истцу в передаче спорной квартиры в Ростовский муниципальный район, письмом от 05.08.11. за № 1957 сообщил о решении муниципального совета истцу.

Истец , не согласившись с данным решением Совета, обратился с иском в суд о признании права собственности Ростовского муниципального района на спорную квартиру.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец в нарушении ст. 65 АПК РФ не представил обоснованности заявленных требований, не представил правовых оснований для признания права собственности на спорный объект за Ростовским муниципальным районом и в силу ст. 9 ч.2 АПК РФ несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» видами имущества. Часть 2 пункт 3 ст. 50 названного закона устанавливает, что в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения предусмотрены в статье 46 ч.2 п/п 3 Устава городского поселения Ростов.

Согласно ст. 50 ч.5 вышеназванного Федерального закона, статьи 38 ч.1 п/п «б» Устава Ростовского муниципального района Ярославской области в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленных в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 154 пункт 11.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Статья 2 ч.2 , статья 5 часть 1 Закона Ярославской области № 7-з от 08.02.08. «О порядке разграничения муниципального имущества» предусматривает, что разграничение муниципального имущества осуществляется с соблюдением следующих условий: необходимость обеспечения решения вопросов местного значения, соответствие целевого назначения имущества вопросам местного значения, территориальная принадлежность имущества, обеспечение технологического единства, соблюдение требований безопасности эксплуатации муниципального имущества. Основанием возникновения права собственности муниципального образования является постановление Правительства Ярославской области.

Пункт 11.1. статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04., ст. 8 закона Ярославской области №7-з от 08.02.08. также устанавливают, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешается судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что постановлением Правительства Ярославской области от 26.02.10. № 107-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ярославской области от 09.07.08. № 338-п» внесены изменения, в силу которых <...> передана в городское поселение Ростов. Постановление принято на основании решения Муниципального совета городского поселения Ростов № 229 от 01.10.09. «Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов» и решения Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 09.10.09. «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ростов».

В установленном законном порядке постановление Правительства Ярославской области истцом не оспаривалось и является действующим.

В силу статей 4,11 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания прав ( ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

Оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку истцом не соблюден установленный п. 11.1 статьи 154 Закона 122-ФЗ и положений закона Ярославской области № 7-з от 08.02.08. порядок разграничения прав на имущество между муниципальными образованиями в зависимости от вида имущества. До настоящего времени истцом не соблюден установленный вышеназванными нормами внесудебный порядок внесения изменений в постановление Правительства Ярославской области от 26.02.10. № 107-п. Не представлено доказательств оспаривания вышеназванного Постановления Правительства Ярославской области, решения муниципального Совета городского поселения Ростов от 16.06.11. об отказе в передаче спорной квартиры в Ростовский муниципальный район.

Основания приобретения права собственности , установлены главой 13-14 Гражданского кодекса РФ. Критерии нуждаемости в спорном объекте одного муниципального образования по сравнению с нуждаемостью другого муниципального образования не является правовым основанием для принятия судом решения о признании права собственности и предполагает возложение на суд не свойственных ему функций и противоречит смыслу судебной защиты.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания, для удовлетворения заявленных требований.

Определением суда от 10.08.11. по ходатайству истца приняты обеспечительные меры в виде запрета Муниципальному образованию городского поселения Ростов в лице администрации городского поселения Ростов осуществлять действия по распоряжению (в том числе отчуждению, передачу в залог, аренду, социальный найм и иному обременению) в отношении <...>; запрета Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области осуществлять государственную регистрацию любых прав и сделок в отношении <...>.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также ввиду того, что в настоящее время отпали основания для сохранения обеспечительных мер, суд считает необходимым отменить ранее принятые определением суда от 10.08.11. по делу № А82-7672/2011 обеспечительные меры в соответствии со ст. 97 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л

В иске отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда Ярославской области от 10.08.11. в виде: запрета Муниципальному образованию городского поселения Ростов в лице администрации городского поселения Ростов осуществлять действия по распоряжению (в том числе отчуждению, передачу в залог, аренду, социальный найм и иному обременению) в отношении <...>; запрета Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области осуществлять государственную регистрацию любых прав и сделок в отношении <...>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 <...>) в месячный срок.

Судья

Гусева Н.А.