Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-7748/2010
16.08.2010
Резолютивная часть решения объявлена 06.08.2010.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области
к индивидуальному предпринимателю Дюрдиной Наталье Карабаевне
о привлечении к административной ответственности по части 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии
от заявителя: Тарасов В.Н.– довер. от 28.07.2010;
от лица, в отношении которого составлен протокол: Дюрдина Н.К.;
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, предпринимателя Дюрдиной Натальи Карабаевне по части 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, предпринимателю вменяется нарушение лицензионных требований, а также грубое нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленное требование.
Предприниматель в судебном заседании пояснила, что автобус выпущен на линию в исправном состоянии, о чем свидетельствует соответствующая отметка в путевом листе; при техническом осмотре сотрудниками ГИБДД специальные технические средства для определения люфта не применялись.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Предприниматель Дюрдина Н.К. на основании лицензии № АСС-76-28002 от 19.09.2008 осуществляет перевозку пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Условием осуществления данного вида деятельности является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, в том числе соблюдение установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Статьей 20 указанного Закона, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 1090, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, установлены обязанности владельцев автотранспорта по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допущению транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, по осуществлению контроля за соблюдением расписаний движения, за временем выхода и возвращения с линии, по обеспечению водителей необходимыми путевыми документами.
Ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией, установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за грубое нарушение условий – частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протоколом об административном правонарушении от 06.07.2010 № 62-МА, составленным государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области, установленонарушение предпринимателем Дюрдиной Н.К. требований законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров, выразившееся в необеспечении контроля за соблюдением водителями расписания движения по маршруту, режима труда и отдыха водителей, отсутствии контроля за соблюдением установленного времени выхода и возврата на место стоянки, нарушении ведения путевой документации, а также установлен факт эксплуатации 28.06.2010 автобуса ПАЗ 32054 г/н ВЕ 920 76, принадлежащего предпринимателю Дюрдиной Н.К., с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства: при наличии не предусмотренных конструкцией перемещений деталей и узлов рулевого управления (имеются перемещения рулевого пальца заднего шара рулевой продольной тяги).
Факт совершения административного правонарушения, выразившегося в необеспечении контроля за соблюдением водителями расписания движения по маршруту, режима труда и отдыха водителей, отсутствии контроля за соблюдением установленного времени выхода и возврата на место стоянки, нарушении ведения путевой документации подтверждается актом проверки № 177 от 05.07.2010 и другими добытыми по делу доказательствами, предпринимателем не оспаривается.
С учетом изложенного суд усматривает в действиях (бездействии) предпринимателя в данной части состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В части вменения грубого нарушения условий лицензирования суд исходит из следующего.
Согласно пунктам 3, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 1090 техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению) запрещается.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств запрещается эксплуатация автобусов, если суммарный люфт в рулевом управлении превышает 20 градусов; имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом, неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
Протоколом об административном правонарушении предпринимателю вменяется эксплуатация транспортного средства с неисправностями, при которых запрещена его эксплуатация: при наличии не предусмотренных конструкцией перемещений деталей и узлов рулевого управления (имеются перемещения рулевого пальца заднего шара рулевой продольной тяги).
В соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Приказом МВД РФ от 7.12.2000 № 1240 «Об утверждении нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» утверждено Наставление по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (далее Наставление).
В соответствии с пунктом 14.3.10 Наставления техническое состояние транспортных средств проверяется на соответствие требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования.
Согласно пунктам 14.3.11, 21.2 Наставления проверка технического состояния осуществляется с использованием средств технического диагностирования.
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001г. № 47-ст) устанавливаются требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки сотрудниками ГИБДД выявлена неисправность рулевого управления, принадлежащего предпринимателю Дюрдиной Н.К. транспортного средства.
Требования к техническому состоянию рулевого управления изложены в пункте 4.2 вышеназванного ГОСТа.
Согласно Акту технического осмотра транспортного средства 76 ВМ 054790 от 28.06.2010 в ходе проверки ГИБДД выявлены следующие технические неисправности: имеются перемещения рулевого пальца заднего шара рулевой продольной тяги.
В ходе судебного разбирательства предприниматель пояснила, что при проверке работниками ГИБДД был установлен незначительный люфт в рулевом управлении, при этом специальные технические средства сотрудниками ГИБДД не применялись.
В соответствии с подпунктом 4.2.3 ГоСТа суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплутационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений: - для автобусов 200 .
Указанные требования проверяют на неподвижном АТС без вывешивания колес с использованием приборов для определения суммарного люфта в рулевом управлении (п.п. 5.2.3 ГоСТа).
Подпункт 4.2.5 ГоСТа предусматривает недопустимость люфта в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг.
Данное требование к техническому состоянию проверяют посредством поворота рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40-600 в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы. Для визуальной оценки состояния шарнирных соединений используют стенды для проверки рулевого управления (п.п. 5.2.4.2 ГоСТа).
Из изложенного следует, что неисправность рулевого управления может быть определена только с использованием специальных технических средств.
В рассматриваемом судом случае, специальные технические средства не применялись, о чем свидетельствует отсутствие в рапорте сотрудника ГИБДД от 28.06.2010 и, соответственно, в протоколе об административном правонарушении ссылки на показания приборов.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства события административного правонарушения в части эксплуатации транспортного средства при наличии перемещений рулевого пальца заднего шара рулевой продольной тяги.
В остальной части вменяемого правонарушения суд считает факт совершения правонарушения доказанным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.
При назначении предпринимателю наказания суд учитывает, что решениями Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2009 по делу № А82-16826/2009-28 и от 12.03.2010 по делу № А82-2120/2010-28 предприниматель Дюрдина Н.К. привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является отягчающим ответственность обстоятельством.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Дюрдину Наталью Карабаевну (ОГРН 304760218900108, зарегистрирован по адресу: г.Ярославль, Ленинградский проспект, д.60 корп.4 кв.249) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить взыскание в виде штрафа в размере 3100 руб.
Штраф подлежит перечислению на счет 40101810700000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г.Ярославль, ИНН 7604012298, КПП 760401001, БИК 047888001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 78401000000, получатель - УФК по Ярославской области (для УГАДН по Ярославской области).
Исполнительный лист выдать и направить в Службу судебных приставов для взыскания штрафа в принудительном порядке по истечении установленного для добровольной уплаты срока.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в установленном порядке в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Т.Б.Краснова