150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-8740/2021 |
27 декабря 2021 года |
Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2021.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие №3" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>)
3-и лица:ООО «РОСИНТЕКС», ООО «ДЕРБИ», ИП ФИО1, ИП ФИО2
о признании недействительным приказа № 1872 от 14.05.2021,
об обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка площадью 15663 кв.м с кадастровым номером 76:23:050102:44 по ул. Полушкина роща, дом 5 в Ленинском районе для производственных целей
при участии:
от заявителя – не присутствовали
от ответчика – не присутствовали
от третьих лиц - не присутствовали
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие №3" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании недействительным приказа № 1872 от 14.05.2021, об обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка площадью 15663 кв.м с кадастровым номером 76:23:050102:44 по ул. Полушкина роща, дом 5 в Ленинском районе для производственных целей.
Заявитель ранее в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения.
На дату судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие конкурсного управляющего (ходатайство удовлетворено), требования поддерживает в полном объеме.
Представители КУМИ ранее при рассмотрении спора против доводов и требований заявителя возражали, представили отзыв и документы в обоснование доводов.
От КУМИ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (ходатайство удовлетворено), изложенные ранее возражения ответчик поддерживает.
От заявителя поступило ходатайство об истребовании у КУМИ доказательств – материалов и результатов проведения муниципального земельного контроля в отношении рассматриваемого земельного участка.
Ходатайство заявителя рассмотрено, в удовлетворении отказано.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечены ООО «РОСИНТЕКС», ООО «ДЕРБИ», ИП ФИО1, кадастровый инженер ИП ФИО2
Третьи лица считаются извещенными в порядке ст.123 АПК РФ.
Кадастровый инженер ФИО2 ранее в судебном заседании поддержала доводы и требования заявителя, указала, что все необходимые нормы для раздела участка соблюдены, полагает, что при утверждении схемы раздела земельного участка КУМИ в своем распоряжении должно прописать виды разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с действующими ПЗЗ.
Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц в соответствии со ст.156 АПК РФ.
Судом установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2015 (резолютивная часть от 31.03.2015) по делу № А82-7599/2013 общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 3» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2015 (резолютивная часть от 31.03.2015) конкурсным управляющим ООО «АТП № 3» утвержден ФИО3.
23.01.2013 между Управлением земельных ресурсов мэрии города Ярославля в лице Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» (арендодатель) и ООО «Автотранспортное предприятие № 3» (арендатор) был заключен договор аренды № 24487-и находящегося в государственной собственности земельного участка (далее – договор), в соответствии с которым арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду и использует 15608 кв.м земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 76:23:050102:44, расположенного по ул. Полушкина роща, 5 в Ленинском районе для производственных целей.
Согласно дополнительному соглашению от 05.03.2014 № 1 договор получил статус « с множественностью лиц на стороне арендатора», присвоен номер 24487-МЛ.
На земельном участке находятся здания, помещения в которых по сведениям ЕГРН зарегистрированы за ответчиком и иными лицами.
На основании Дополнительного соглашения № 1 от 19.06.2015 к Соглашению о присоединении № 1 от 05.03.2014 к договору аренды земельного участка № 24487-МЛ от 23.01.2013 ООО «Росинтекс» вступилов договорсоарендатором земельного участка скадастровым номером 76:23:050102:44в части площади 1995 кв.м.
На основании Соглашения о присоединении №2 от 08.11.2017 к Договору №24487-МЛ аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора ФИО1 вступил в договор соарендатором земельного участкаскадастровым номером 76:23:050102:44,в части площади 6377 кв.м.
01 февраля 2017 состоялась сделка по купле-продаже Обществом «Автотранспортное предприятие №3» помещений площадью 1723,1 кв.м обществу с ограниченной ответственностью «ДЕРБИ». В связи с указанным ООО «ДЕРБИ» в силу п.2 ст.552, ст. 273 ГК РФ считается вступившим в Договор аренды земельного участка №24487-МЛ в отношении участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 в части площади 3928 кв.м. указанное подтверждается также решением суда от 28.12.2018 по делу № А82-23258/2018 о взыскании с ООО «ДЕРБИ» задолженности за пользование земельным участком.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 76:23:050102:44 общей площадью 15608 кв.м в целях аренды распределен следующим образом:
15 608 кв.м - 1 995 кв.м(ООО «Росинтекс») - 6 377 кв.м(ФИО1) -3 928 кв.м(ООО «Дерби») = 3 308 кв.м(ООО «Автотранспортное предприятие №3»).
На оставшимся земельном участке ООО «Автотранспортное предприятие №3» 76:23:050102:44 площадью 3 308 кв.м имеется 2 объекта недвижимости:
1)склад, литер Б, площадью 107,90 кв.м (КН 76:23:010101:4519).
2)склад, литер В, площадью 132кв.м (КН 76:23:010101:4150).
Площадь земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 в размере 15608 кв.м была ранее указана в договоре аренды земельного участка.
После уточнения границ данного земельного участка в соответствии с решением суда по делу №А82-24419/2018 и межевым планом площадь участка составляет 15663кв.м +/- 43,8 кв.м. Указное подтверждается представленной в дело выпиской из ЕГРН на рассматриваемый земельный участок.
С целью реализации имущества должника конкурсным управляющим ООО «АТП № 3» была проведена работа по согласованию Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема). Схема вместе с заявлением о ее утверждении были направлены конкурсным управляющим на утверждение в КУМИ мэрии г. Ярославля 19 марта 2019г.
Согласно Схеме в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 формируются земельные участки:
ЗУ1 – 2002 кв.м (ООО «Росинтекс» - здание с КН 76:23:050102:695) ,
ЗУ2 – 3928 кв.м (ООО «ДЕРБИ» - здание с КН 76:23:010101:4481, помещение 76:23:010101:171108),
ЗУ3 – 6382 кв.м (ИП ФИО1 - здание с КН 76:23:010101:4481, помещение 76:23:010101:171110),
ЗУ4 - 752 кв.м (ООО «АТП № 3» - нежилые здания с КН 76:23:010101:4150, 76:23:010101:4519) ,
ЗУ5 – 1239 кв.м (ООО «АТП № 3» - нежилое здание с КН 76:23:010101:4149) ,
ЗУ6 – 1360 кв.м (сформирован для проезда)
Итого: 15663 кв.м (что соответствует сведениям ЕГРН).
Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля № 898 от 22.04.2019г. ООО «АТП № 3» отказано в утверждении Схемы. Отказ основан на положении подпункта 3 пункта 16 статьи 1110 Земельного кодекса Российской Федерации. В приказе указано, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории не может быть утверждена, так как нарушены предусмотренные подпунктом 6 статьи 119Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам.
В приказе указано следующее: «В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия арендаторов и залогодержателей земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.04.2021 на земельном участке с кадастровым номером 76:23:050102:44 расположен объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером 76:23:050102:695 площадью 850 кв.м, находящееся в собственности иного лица.
Заявления о разделе либо согласие на раздел земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 от иного лица в комитет не поступали.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 22.04.2021 нежилые здания с кадастровыми номерами: 76:23:010101:4149 площадью 1211.3 кв.м, 76:23:010101:4150 площадью 132 кв.м, 76:23:010101:4519 площадью 107.9 кв.м по улице Полушкина роща, дом 5, находящиеся в собственности ООО «АТП-3», расположены на земельном участке с кадастровым номером 76:23:050102:43 площадью 450 кв.м, на который зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования иного лица.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют полные сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44, в связи с чем невозможно установить связь объектов недвижимости с исходным земельным участком, а также земельными участками, образуемыми в результате раздела.
Образование земельных участков в соответствии с представленной схемой приводит к вклиниванию, изломанности границ и невозможности использования образуемого земельного участка (ЗУ 6) в соответствии с видом разрешенного использования.
Кроме того:
-в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемым земельным участкам: ЗУ1 (площадью 2002 кв.м), ЗУ4 (площадью 752 кв.м);
-в представленных документах имеется разночтение между адресом испрашиваемого земельного участка и объектами недвижимого имущества, расположенными на нем. В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» адреса зданий, сооружений должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения».
Заявитель, возражая против приведенных оснований отказа, указал следующее.
1. В абзацах 3,4 п. 1 Приказа указано, что согласно выписке из ЕГРН от 22.04.2021г. на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050102:44 на участке расположен объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером 76:23:050102:695 площадью 850 кв. м, находящееся в собственности иного лица. Заявления о разделе земельного участка от иного лица в комитет не поступали.
Конкурсным управляющим представлена Схема, согласованная с собственником объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером 76:23:050102:695 площадью 850 кв. м - ООО «Росинтекс».
2. В абзаце 5 Приказа указывается на то, что согласно выпискам из ЕГРН от
22.04.2021 нежилые здания с кадастровыми номерами: 76:23:010101:4149 площадью
1211,3 кв. м, 76:23:010101:4150 площадью 132 кв. м, 76:23:010101:4519 площадью 107,9
кв. м по улице Полушкина роща, дом 5, находящиеся в собственности ООО «АТП-3»,
расположены на земельном участке с кадастровым номером 76:23:050102:43 площадью
450 кв. м, на который зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования
иного лица.
По мнению конкурсного управляющего, ссылка на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050102:43 несостоятельна, поскольку вопрос о разделе указанного участка не ставится. Кроме того, нежилые здания с кадастровыми номерами: 76:23:010101:4149 площадью 1211,3 кв. м, 76:23:010101:4150 площадью 132 кв. м, 76:23:010101:4519 площадью 107,9 кв. м по улице Полушкина роща, дом 5, ранее реализованы и не находятся в собственности ООО «АТП-3».
В абзаце 6 Приказа указано, что в ЕГРН отсутствуют полные сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44, в связи с чем невозможно установить связь объектов недвижимости с исходным земельным участком, а также земельными участками, образуемыми в результате раздела.
По сведениям конкурсного управляющего, все объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 зарегистрированы в Росреестре.
В абз. 7 Приказа указывается о том, что образование земельных участков в соответствии с представленной Схемой приводит к вклиниванию, изломанности границ и невозможности использования образуемого земельного участка (ЗУ6) в соответствии с видом разрешенного использования.
Как видно из схемы образуемого земельного участка (ЗУ6), указанный земельный участок образован для проезда к другим земельным участкам (ЗУ1 и ЗУ4), представляет собой проезд от центральных ворот до названных земельных участков. Изломанности границ нет.
3. В абзаце 9 п. 1 Приказа указано, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемым земельным участкам: ЗУ1
(площадью 2002 кв.м), ЗУ4 (площадью 752 кв. м).
Возражая против указанного, конкурсный управляющий сообщил, что доступ к земельным участкам имеется через образуемый участок ЗУ6.
4. В абзаце 10 п. 1 Приказа указано, что в представленных документах имеется
разночтение между адресом испрашиваемого земельного участка и объектами
недвижимого имущества на нем, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221.
По мнению конкурсного управляющего, данные обстоятельства не могут служить отказом для раздела участка, поскольку конкурсный управляющий не имеет возможности самостоятельно привести адреса в соответствие.
Полагая, что приказ уполномоченного органа от 14.05.2021 №1872 в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым заявлением.
Ответчик заявленные требования полагает необоснованными, представлен письменный отзыв, поддержаны основания отказа, изложенные в оспариваемом акте. В процессе рассмотрения спора представители КУМИ дали обосновывающие пояснения.
По запросу суда Кадастровая плата представила копию кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050102:44, в составе документов представлено решение суда по делу №А82-24419/2018 на изменение границ указанного участка и межевой план, подготовленный в этих целях, а также документы по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером 76:23:050102:695.
Исследовав доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Предметом спора по настоящему делу является обоснованность приказа Комитета об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от 14.05.2021 № 1872.
Данный приказ оценивается арбитражным судом исходя из обстоятельств, имевших место на момент его вынесения.
Суд исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ регламентировано, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3, положениям статей 11.9 и 11.10 ЗК РФ одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема участка), которая представляет собой изображение его границ, содержит указание на его площадь. Схема участка может быть подготовлена лицом, заинтересованным в предоставлении участка, и подлежит утверждению уполномоченным органом, если отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в ее утверждении.
В силу пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1)подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2)копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым заявителю может быть отказано в утверждении схемы.
Так, согласно названной норме основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка служат:
1)несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2)полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3)разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4)несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5)расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка действующим земельным законодательством не предусмотрено.
Как указано выше, приказом КУМИ в утверждении схемы расположения земельного участка отказано на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена, так как нарушены предусмотренные пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия всех арендаторов, залогодержателей земельного участка, из которого при разделе образуются земельные участки.
В оспариваемом заявителем приказе Комитета от 14.05.2021 указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.04.2021 на земельном участке с кадастровым номером 76:23:050102:44 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 76:23:050102:695, находящийся в собственности иного лица. Заявления о разделе либо согласие на раздел земельного участка от иного лица в Комитет не поступали.
Суд установил, что вопреки изложенному согласие ООО «РОСИНТЕКС», собственника здания с кадастровым номером 76:23:050102:695 имеется и было представлено в Комитет в виде подписания согласования Схемы уполномоченным лицом этого Общества, о чем имеется подпись лица, ФИО и печать организации.
Кроме ООО «РОСИНТЕКС» аналогично схема подписана ООО «ДЕРБИ» и ИП ФИО1
По мнению суда, указанное согласование на Схеме раздела подтверждает волю и согласие иных лиц, имеющих объект недвижимости на рассматриваемом земельном участке.
Недостататочность выражения согласия иных лиц в той форме, которое представлено, ответчиком не доказана.
Ответчиком в оспариваемом приказе указано, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые здания с кадастровыми номерами: 76:23:010101:4149, 76:23:010101:4150, 76:23:010101:4519, находящиеся в собственности ООО «АТП-3», расположены на земельном участке с кадастровым номером 76:23:050102:43, на который зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования иного лица.
Также основанием для отказа в утверждении предложенной конкурсным управляющим заявителя схемы земельного участка также послужило отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в границах участка с КН 76:23:050102:44, что, по мнению Комитета, не позволяет установить связь объектов недвижимости с исходным земельным участком, а также земельными участками, образуемыми и результате раздела.
Суд основывается на следующем.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В силу части 3 стати 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях..., которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
При оценке оснований отказа, указанных выше, суд отмечает, что действительно по выпискам из ЕГРН от 22.04.2021, которые представлены Комитетом в материалы дела, указанные объекты недвижимости имеют привязку к земельному участку с кадастровым номером 76:23:050102:43. Однако при этом из представленной заявителем Схемы раздела земельного участка с КН 76:23:050102:44 следует, что указанные объекты размещены именно на этом земельном участке. Ответчиком при ссылке на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050102:43 схематически не подтверждено фактическое, действительное размещение этих объектов на участке с кадастровым номером 76:23:050102:43. В связи с изложенным суд полагает, что указанные несоответствия подлежат устранению при разделе земельного участка и оформлении прав на него.
Также суд учитывает, что конфигурация и площадь земельного участка с КН 76:23:050102:44 в представленной Схеме раздела полностью соответствует схеме в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО4 в целях уточнения границ участка при рассмотрении дела №А82-24419/2018. Межевой план представлен Кадастровой палатой в составе кадастрового дела на земельный участок с КН 76:23:050102:44 и в нем отражены объекты недвижимости, указанные заявителем в настоящем деле. Из совокупности доказательств следует, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 76:23:010101:4149, 76:23:010101:4150, 76:23:010101:4519 расположены на земельном участке с КН 76:23:050102:44 и, следовательно, подлежат учету при разделе участка в целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд полагает, что приведенная формулировка отказа не могла являться основанием для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка, поскольку ответчик, осуществляющий полномочия собственника земельного участка, не может не располагать информацией об объектах недвижимости, расположенных в границах земельного участка.
При этом доводы заявителя о принадлежности указанных выше объектов другому лицу в связи с их продажей опровергаются сведениями ЕГРН. По данным единого реестра прав собственником числится ООО «АТП №3», сведения о переходе права не зарегистрированы. В целях рассмотрения спора о разделе участка суд исходит из сведений ЕГРН.
В отношении основания отказа ответчика, касающегося вклинивания, изломанности границ и невозможности использования образуемого земельного участка (ЗУ 6) в соответствии с видом разрешенного использования.
Суд исходит из того, что ЗУ6 сформирован в целях проезда. Вклинивания, изломанности границ судом не установлено. Вид разрешенного использования может быть изменен в установленном порядке при постановке на учет образованного участка в связи с изменением его назначения.
По основаниям оспариваемого приказа в отношении обеспечения доступа к земельным участкам ЗУ1 и ЗУ4 суд считает, что Схема раздела не влечет ограничения в доступе к указанным участкам. Как видно из схемы раздела, а также пояснений заявителя и кадастрового инженера доступ к земельным участкам ЗУ1 и ЗУ4 обеспечивается за счет ЗУ6, образуемого для проезда.
Указанное в оспариваемом приказе разночтение между адресом испрашиваемого земельного участка и объектами недвижимого имущества, расположенными на нем, по мнению суда, на возможность раздела не влияет. Указанное несоответствие может быть устранено в установленном порядке в процессе регистрации прав на объекты недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Установленный порядок приобретения прав на земельные участки направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности. Не допускается возможность предоставления земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 4275/11, при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования; выделяемый земельный участок в натуре определяется судом по результатам проведения компетентным лицом в установленном порядке кадастровых работ.
По мнению суда, в Схеме раздела земельного участка кадастровым инженером учтены расположенные на участке объекты недвижимости и площади арендуемых в настоящее время земельных участков.
В результате рассмотрения спора суд пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным приказаКомитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля № 1872 от 14.05.2021 в виду неподтверждения оснований для отказа по подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение в форме приказа об утверждениисхемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 76:23:050102:44 по ул. Полушкина роща, дом 5 в Ленинском районе г.Ярославля для производственных целей.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным приказКомитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля № 1872 от 14.05.2021.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение в форме приказа об утверждениисхемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка площадью с кадастровым номером 76:23:050102:44 по ул. Полушкина роща, дом 5 в Ленинском районе г.Ярославля для производственных целей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Секерина С.Е. |