ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-9338/09 от 11.12.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  (резолютивная часть от 11.12.09.)

г. Ярославль Дело №   А82-9338/2009-45

18 декабря 2009 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Гусевой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гусевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента недвижимости администрации городского округа г. Рыбинск к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» о признании права муниципальной собственности на 100% акций, внесении изменений в реестр акционеров

при участии

от истца   – не явился,

от ответчиков: от ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» -   не явился, от Администрации Рыбинского МР –   ФИО1- консультант-юрист по доверенности № 22-11/941 от 02.08.07., удост. 100,

установил:

Департамент недвижимости Администрации городского округа г. Рыбинск обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» о признании права муниципальной собственности на 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск», об обязании ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» внести изменения в реестр акционеров.

Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, заявил ходатайство об отложении слушания дела с целью мирного урегулирования спора. В предварительном судебном заседании 12.10.09. истец представил уточненные требования, просит признать за городским округом город Рыбинск право муниципальной собственности на 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск», обязать ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» внести изменения в реестр акционеров ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» запись о переходе прав собственности на акции названного общества.

Администрация Рыбинского муниципального района оставляет заявленное ходатайство на усмотрение суда, пояснил, что истец с предложением о мирном урегулировании спора не обращался.

ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, ввиду занятости своего представителя в судебном заседании в Рыбинском городском суде, представил письменный отзыв, исковые требования не признает, поскольку в настоящее время акции ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» не разделены, в силу Федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.05. основанием возникновения права собственности муниципального образования является закон субъекта Российской Федерации. Законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта РФ о разграничении указанного имущества.

Ходатайство истца об отложении слушания дела судом рассмотрено и отклонено, т.к. ответчики не сообщили о намерении сторон урегулировать спор мирным путем, суд рассматривает заявленное ходатайство истца как злоупотребление процессуальными правами, направленными на затягивание судебного процесса. Тем более, что с момента проведения предварительного судебного заседания ( 12.10.09.) до назначения судебного заседания ( 11.12.09.) у истца было достаточно времени для мирного урегулирования спора.

Администрация Рыбинского муниципального района исковые требования не признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснил, что в силу подпункта 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.04. № 122-ФЗ - разграничение имущества находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления, соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В отношении акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» порядок согласования перечня имущества не соблюден.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в отсутствии истца и ответчика в порядке ст. 123,156 АПК РФ.

Заслушав ответчика, изучив письменные материалы дела, суд установил:

11.02.04. постановлением Главы Рыбинского муниципального округа № 205 принято решение о приватизации путем преобразования муниципального предприятия «Гостиничный комплекс «Рыбинск» в открытое акционерное общество «Гостиничный комплекс «Рыбинск» с уставным капиталом 3845000 руб., состоящим из 3845 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 1000 руб. Утвержден передаточный акт, подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального предприятия «Гостиничный комплекс «Рыбинск», утвержден устав ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск», закреплено 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» в собственности Рыбинского муниципального округа. Согласно передаточного акта в собственность акционерного общества передано, в том числе и здание гостиницы, площадью 5117 кв.м. по адресу: <...>.

09.07.04. ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» произведена государственная регистрация права собственности на 5-этажное здание гостиничного комплекса, площадью 4808 кв.м. по адресу: <...>, свидетельство серия 76-АА № 113121.

16.12.04. уведомлением Федеральной службы по финансовым рынкам № 08-08/35364 произведена государственная регистрация выпуска акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск». Согласно представленной выписки из реестра акционеров ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» от 11.02.05. Рыбинский муниципальный округ в лице Департамента недвижимости Администрации Рыбинского муниципального округа является владельцем 3845 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1000 руб.

11.10.06. законом Ярославской области № 59-з «О разграничении имущества и имущественных обязательств между городским округом, город Рыбинск и Рыбинским муниципальным районом» утверждены перечни недвижимого имущества городского округа город Рыбинск, перечень недвижимого имущества Рыбинского муниципального района, перечень муниципальных унитарных предприятий и учреждений городского округа город Рыбинск и Рыбинского муниципального района. Статьей 2 названного закона утвержден передаточный (разделительный) акт по имущественным обязательствам городского округа город Рыбинск и Рыбинского муниципального района. Статьей 3 установлено, что право собственности муниципальных образований на муниципальное имущество в соответствии с настоящим законом возникает с 01.07.06. Согласно перечня недвижимого имущества городского округа г.Рыбинск городскому округу передано здание гостиничного комплекса, площадью 4808 кв.м. по адресу: <...>.

Истец, ссылаясь на 58,96 Гражданского кодекса РФ, ст. 45 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.95. «Об акционерных обществах» просит признать за городским округом город Рыбинск право муниципальной собственности на 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск», обязать ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» внести изменения в реестр акционеров ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» запись о переходе прав собственности на акции названного общества.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец в нарушении ст. 65 АПК РФ не представил обоснованности заявленных требований, оснований для признания права собственности на 100% акций акционерного общества и силу ст. 9 ч.2 АПК РФ несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» видами имущества.

Статья 154 пункт 11.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации , принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Статья 2 ч.2 , статья 5 часть 1 Закона Ярославской области № 7-з «О порядке разграничения муниципального имущества» предусматривает, что разграничение муниципального имущества осуществляется с соблюдением следующих условий: необходимость обеспечения решения вопросов местного значения, соответствие целевого назначения имущества вопросам местного значения, территориальная принадлежность имущества, обеспечение технологического единства, соблюдение требований безопасности эксплуатации муниципального имущества. Основанием возникновения права собственности муниципального образования является нормативный акт субъекта Российской Федерации.

11.10.06. законом Ярославской области № 59-з «О разграничении имущества и имущественных обязательств между городским округом, город Рыбинск и Рыбинским муниципальным районом» утверждены перечень недвижимого имущества городского округа город Рыбинск, перечень недвижимого имущества Рыбинского муниципального района, перечень муниципальных унитарных предприятий и учреждений городского округа город Рыбинск и Рыбинского муниципального района. Статьей 2 названного закона утвержден передаточный (разделительный) акт по имущественным обязательствам городского округа город Рыбинск и Рыбинского муниципального района. Статьей 3 установлено, что право собственности муниципальных образований на муниципальное имущество в соответствии с настоящим законом возникает с 01.07.06. Согласно перечня недвижимого имущества городского округа г.Рыбинск городскому округу передано здание гостиничного комплекса, площадью 4808 кв.м. по адресу: <...>. Решения о передаче 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» не принималось.

Пункт 11.1. статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04., ст. 4 п/п 4,5, 8 закона Ярославской области №7-з от 08.02.08. установлено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований, участвующих в процессе разграничения муниципального имущества, принимают решения об утверждении согласованного перечня имущества в течение месяца со дня его поступления в соответствующие представительные органы муниципальных образований, решения направляются в правительство Ярославской области для принятия постановления Правительства Ярославской области о разграничении муниципального имущества. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешается судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласительная комиссия по разграничению имущества обязана принять решение по возникшим разногласиям муниципальных образований, субъект Российской Федерации принимает либо не принимает соответствующий акт по разграничению муниципального имущества , а сторона, считающая, что ее права нарушены, вправе обжаловать данное решение в суде.

В нарушении ст. 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства рассмотрения согласительной комиссией вопроса о разграничении муниципальной собственности в отношении 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск», не представлено доказательств обращения заявителя и Администрации Рыбинского муниципального района в согласительную комиссию в части принятия решения по вопросу разграничения собственности 100% акций акционерного общества., либо внесения изменений в приложение 1 пункт 1511 закона Ярославской области № 59-з от 26.09.06. «О разграничении имущества и имущественных обязательств между городским округом город Рыбинск и Рыбинским муниципальным районом» в отношении здания гостиницы ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск» по адресу: <...>.

Основанием обращения с иском в суд заявителем указывается допущенная при издании закона Ярославской области № 59-з от 26.09.06. ошибка в том, что вместо принадлежности городскому округу г. Рыбинск 100% акций ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск», указано здание гостиницы ОАО «Гостиничный комплекс «Рыбинск». Данные обстоятельства не могут являться основанием для обращения с иском в суд о признании права собственности на 100% акций акционерного общества, в установленном законном порядке внесение изменений в закон Ярославской области до настоящего времени не произведено.

Основания приобретения права собственности , установлены главой 13-14 Гражданского кодекса РФ, заявленный иск не отвечает ни одному из оснований указанных в названных нормах Гражданского кодекса РФ. Критерии нуждаемости в спорном имуществе одного муниципального образования по сравнению с нуждаемостью другого муниципального образования не является правовым основанием для принятия судом решения о признании права собственности и предполагает возложение на суд не свойственных ему функций и противоречит смыслу судебной защиты.

Учитывая изложенное, ссылка истца на ст. 58, 96 Гражданского кодекса РФ и ст. 45 Федерального закона «Об акционерных обществах» признается судом несостоятельной.

Оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты , не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Заявленные требования о признании права собственности и внесение изменений в реестр акционеров признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья Н.А. Гусева