АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-9407/2017
18 июня 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2018 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Шадриновой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корсаковой Ю.А., помощником судьи Коневой А.Ю.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ ЯО "Управление по особо охраняемым природным территориям и охране животного мира" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Скалино" (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью "Скалинолес" (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью "ПРОМ-ГРУПП" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным действий по отказу в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору, об обязании повторного рассмотрения обращения,
при участии:
от истца – ФИО2, представитель по доверенности от 15.06.2017,
от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности от 05.04.2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области об уточнении заявления о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Ярославской области, заключающихся в отказе № 02-24/11/1730 от 26.05.2017 в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды № 55 от 23.06.2009; обязании Департамент лесного хозяйства Ярославской области выдать согласование на совершение сделки по перенайму по договору аренды лесного участка от 25.06.2009 № 55 к индивидуальному предпринимателю ФИО1.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик против иска возражает.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и обществом с ограниченной ответственностью «Пром-Групп» был заключен договор аренды лесного участка № 55 от 25.06.2009, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель, действуя в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результате лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 24.06.2009 N 1 передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесной участок сроком по 24.06.2058.
Лесной участок площадью 17 567 га, предоставленный в аренду по договору, имеет местоположение: Ярославская область, первомайский район, «Пречистенское лесничество», Скалинское участковое лесничество, кварталы №№ 1-81 (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора).
Пунктом 3 договора с учетом Приложения № 3 к договору установлено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению N 3.
Пунктом 10 договора предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя и сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам (перенаем).
16.12.2013 года и 28.02.2015 года с согласия Департамента лесного хозяйства Ярославской области подписаны договоры на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка соответственно обществу с ограниченной ответственностью Производственная компания «Скалмно», в последующем индивидуальный предприниматель ФИО1 (Т. 1 л.д. 18-22).
26.04.2017 истец обратился в Департамент с заявлением заявление о выдаче согласия на сделку с арендованным лесным участком - передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка (перенаем) ООО "СкалиноЛес» (т. 1 л.д. 11).
Письмом от 26.05.2017 N 02-24-11/1730 Департамент отказал в выдаче согласия на совершение вышеуказанной сделки на основании пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 10).
Отказ в выдаче согласия на уступку прав и обязанностей по договору послужил основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области с иском по настоящему делу.
Оценив представленные документы в порядке ст. 71 АПК РФ, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений пункта 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (пункт 2 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе: сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
В отношениях по аренде лесных участков и после изменения с 01.10.2015 редакции пункта 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в части возможности применения норм Земельного кодекса Российской Федерации сохранен приоритет норм Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 6, согласно которой Правительством Российской Федерации для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса, утверждаются типовые договоры аренды лесных участков.
Указанным Федеральным законом N 250-ФЗ были внесены изменения в пункт 29 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, а именно установлены полномочия на утверждение типовых договоров аренды лесных участков (ранее утверждались формы примерного договора аренды лесного участка).
Указанные изменения в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 250-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2015 года.
В соответствии с пунктом 6 порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, договор аренды заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором, в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 1003.
Таким образом, вне зависимости от срока действия договора аренды лесного участка получение такого согласия осталось необходимым условием для осуществления передачи прав и обязанностей, что в полной мере соответствует характеру отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые имеют определенную специфику в сравнении с земельными отношениями.
При этом суд исходит из того, что само по себе включение данного положения (о необходимости получения согласия арендодателя на перенайм) не непосредственно в Лесной кодекс Российской Федерации, а в типовой договор аренды, утверждение которого предусмотрено нормами Лесного кодекса Российской Федерации и отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, не может свидетельствовать о наличии оснований для применения в указанной части положений Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельное законодательство при регулировании лесных отношений может применяться исключительно субсидиарно, для восполнения отсутствующих положений, регулирующих соответствующие лесные отношения.
Вышесказанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 15.06.2017 N 2-АПГ17-7.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что указанное Департаментом основание для отказа в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка является необоснованным в силу следующего.
Пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.06.2015) установлено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Между тем, как указывалось выше, статьей 5 Вводного закона предусмотрены ограничения для заключения договора перенайма только до момента приведения договора аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также в отношении лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
Более того, право арендатора с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам, было закреплено последовательно в утверждаемых Правительством Российской Федерации формах примерного договора аренды лесного участка (подпункт "г" пункта 10 формы договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, подпункт "г" пункта 10 формы договора, утвержденной приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48, подпункт "г" пункта 10 формы договора, утвержденной приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319).
Как указывалось выше, в настоящее время в соответствии с положением пункта 7 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка", принятым после вступления в силу положений пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержден типовой договор аренды лесного участка, в разделе 12 которого установлены обязанности арендатора, в том числе в соответствии с подпунктом "у" - обязанность согласовать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, с учетом того, что в лесных отношениях, равно как и в имущественных отношениях, связанных с оборотом лесных участков, установлен приоритет лесного законодательства (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации), при этом положениями пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо определено, что иное регулирование возможно в соответствии с законом, отсутствуют основания для применения указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по перенайму лесных участков.
На основании изложенной правовой позиции и фактических обстоятельств дела, требования судом признаются обоснованными.
Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Департамента лесного хозяйства Ярославской области в согласовании перенайма лесного участка по договору аренды от 25.06.2009 № 55 незаконным.
Обязать Департамент лесного хозяйства Ярославской области выдать согласование на совершение сделки по перенайму по договору аренды лесного участка от 25.06.2009 № 55 к индивидуальному предпринимателю ФИО1.
Взыскать с Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6 000 руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья
Шадринова Л.А.