АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2021 года. Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кодик Е.Д. рассмотрел материалы заявления Администрации города Судака Республики Крым (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. Ленина, 85А, г. Судак, <...>)
к Контрольно-счетной палате города Судака Республики Крым (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. Ленина, 85А, г. Судак, <...>)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, граждан ФИО1 (ул. Айвазовского, 25, кв. 53, г. Судак, <...>) и ФИО2 (пер. Майский, 7, кв. 1, г. Судак, <...>)
о признании недействительным представления,
при участии:
от заявителя – Клешня А.В., доверенность от 11.01.2021 №2, диплом, представитель;
от заинтересованного лица – не явились;
от третьих лиц – не явились.
УСТАНОВИЛ:
12.05.2021 Администрация города Судака Республики Крым (далее – заявитель, Администрация г. Судака, администрация, администрация города) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с требованием, с учетом заявления от 02.08.2021 (т. 2 л.д. 124-125), принятого судом к рассмотрению в порядке статьи 49 процессуального закона, о признании недействительными требований, изложенных в пунктах 7 и 11 мотивировочной части представления Контрольно-счетной палаты города Судака Республики Крым (далее - Контрольно-счетная палата г. Судака, контрольно-счетная палата, орган финансового контроля, орган внешнего финансового муниципального контроля) от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05, а именно: Администрации г. Судака заключить договоры социального найма по всем жилым помещениям, зарегистрированным в Реестре муниципального имущества, находящимся в пользовании граждан без оформления договоров социального найма и, соответственно, без оплаты за пользование жилыми помещениями муниципальной формы собственности; администрации города необходимо отменить постановления от 27.07.2018 №915 «О передаче жилого помещения в собственность гражданину Искра С.А.» либо обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым; администрации необходимо отменить постановления от 28.11.2018 №1388 «О передаче в собственность ФИО2 однокомнатной благоустроенной квартиры №97 по ул. Октябрьской, 38 в г. Судаке Республики Крым».
Заявленные требования Администрация г. Судака мотивирует тем, что поименованные в оспариваемых пунктах представления от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 требования не позволяют однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возлагают на администрацию обязанности, не согласующиеся с требованиями закона, в связи с чем создают необоснованные препятствия в осуществлении ее деятельности.
Представитель администрации во время судебного заседания требования, изложенные в заявлении (т. 1 л.д. 6-13), заявлении об уточнении заявленных требований (т. 2 л.д. 124-125), поддержал в полном объеме.
Контрольно-счетная палата г. Судака, а также привлеченные к участию в деле третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд не обеспечили, что в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В состоявшихся судебных заседаниях представитель органа внешнего финансового муниципального контроля против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве (т. 2 л.д. 2-12), ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого в части представления от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05, вынесенного ввиду нарушения администрацией норм жилищного законодательства.
Правовую позицию по делу, аналогичную позиции заявителя, изложили также граждане Искра С.А. и ФИО2 в письменных пояснениях. При этом суд счел возможным удовлетворить ходатайство ФИО2 о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты г. Судака на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя контрольно-счетной палаты от 25.12.2020 №68-р, а также на основании распоряжения председателя контрольно-счетной палаты от 20.01.2021 №5-р «О проведении контрольного мероприятия» в период с 01.02.2021 по 31.03.2021 в отношении Администрации г. Судака проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности управления, распоряжения и использования муниципального жилищного фонда городского округа Судак за период 2018-2020гг.», по результатам которого 3.03.2021 составлен соответствующий акт проверки №04-02- 02/2021/05, в котором зафиксирован ряд нарушений.
Кроме того, 19.04.2021 органом финансового контроля выдано администрации представление №02-02-02/2021/05.
Согласно пункту 7 мотивировочной части названного представления Администрацией г. Судака не заключены договоры социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда при фактическом пользовании гражданами (пункты 3.24, 3.37.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Судака от 11.01.2021 №1).
В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в связи с неосуществлением полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета отделом управления муниципальным имуществом Управления жилищно- коммунального хозяйства и муниципального имущества, бюджет муниципального образования городской округ Судак Республики Крым упустил выгоду в части неполучения доходов от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) муниципального жилищного фонда городского округа Судак, по объектам, на которые не заключены договоры социального найма, либо заключены несвоевременно при фактическом пользовании, в размере 11 427 522,99 руб. (расчеты отражены в приложении №2 к акту).
В нарушение статьи 34 БК РФ выявлены неэффективные расходы местного бюджета в сумме 2 364 885,70 рублей (разница между расходами на содержание муниципального жилищного фонда (3 651 067,16 руб.) и доходами от платы за найм жилых помещений (1 286 181,46 руб.).
Администрации г. Судака заключить договоры социального найма по всем жилым помещениям, зарегистрированным в Реестре муниципального имущества, находящимся в пользовании граждан без оформления договоров социального найма и, соответственно, без оплаты за пользование жилыми помещениями муниципальной формы собственности.
В соответствии с пунктом 11 представления от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 в нарушение статей 49, 50, 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) (пункты 3.24.10, 3.37.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Судака №1 от 11.01.2021) квартира площадью 39,1 кв.м, расположенная по адресу: <...>, кадастровой стоимостью 2 507 101,89 руб. неправомерно передана администрацией города бесплатно в собственность Искре С.А., который, в соответствии с требованиями ЖК РФ не относился к числу нуждающихся в предоставлении указанной квартиры.
Администрации города Судака необходимо отменить постановление от 27.07.2018 №915 «О передаче жилого помещения в собственность гражданину Искре С.А.» либо обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым.
Квартира площадью 37,20 кв.м., расположенная по адресу: <...>, кадастровой стоимостью 2 385 273,41 руб. неправомерно передана администрацией бесплатно в собственность ФИО2, которая в соответствии с требованиями ЖК РФ не относилась к числу нуждающихся в предоставлении указанной квартиры.
Администрации г. Судака необходимо отменить постановление от 28.11.2018 №1388 «О передаче в собственность ФИО2 однокомнатной благоустроенной квартиры №97 по ул. Октябрьской, 38 в г. Судаке Республики Крым» либо обеспечить возмещение стоимости квартиры в бюджет городского округа Судак Республики Крым.
Администрация г. Судака, полагая, названное представление №02-02-02/2021/05 в части пунктов 7 и 11 мотивировочной части не соответствует нормам действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд пришел к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит ввиду нижеследующего.
Главой 24 АПК РФ регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Исходя из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 процессуального закона обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статье 58 Устава муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в редакции решений Судакского городского совета Республики Крым от 22.10.2015 №331, от 21.06.2016 №472, от 30.03.2017 №600, от 20.07.2017 №657, от 23.11.2017 №717, от 07.12.2017 №731 от 15.03.2018 №771, от 24.05.2018 №790 от 27.09.2018 №826 органы местного самоуправления от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом городского округа, в том числе муниципальным жилищным фондом, регулируется федеральными законами, законами Республики Крым и правовыми актами Судакского городского совета.
Управление и распоряжение имуществом городского округа осуществляется на основе следующих принципов: законность; обеспечение эффективности управления; разграничение полномочий между органами местного самоуправления городского округа по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом; обоснованности расходов на решение вопросов местного значения городского округа; снижение бюджетных расходов на содержание муниципального имущества; увеличение доходов местного бюджета от использования муниципального имущества; обеспечение сохранности муниципального имущества путем осуществления контроля за его использованием».
В силу статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в п.1 и 2 настоящей части».
С целью повышения эффективности использования муниципального жилищного фонда городского округа Судак Республики Крым разработано Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Судак Республики Крым, утвержденное решением 20 сессии 1 созыва Судакского городского совета Республики Крым от 25.12.2015 №377, с соответствующими изменениями (далее – Порядок №377).
Из раздела 2 Порядка №377, регламентирующего полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, следует, что Администрация г. Судака владеет, пользуется и распоряжается муниципальным жилищным фондом в порядке, определяемом Советом, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципального жилищного фонда (Порядок №377, с изменениями); разрабатывает проекты планов и программ городского округа Судак, направленных на обеспечение жилыми помещениями граждан, организует их исполнение; организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства; ведет учет муниципального жилищного фонда; определяет доход граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимость подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ведет в установленном порядке учет граждан, проживающих на территории городского округа Судак и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда; признает в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда не пригодными для проживания; заключает договоры по приобретению (отчуждению) жилых помещений; выступает продавцом жилых помещений муниципалы того жилищного фонда, в том числе во исполнение целевых программ по улучшению жилищных условий граждан; осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории городского округа Судак; осуществляет защиту прав муниципального образования городской округ Судак в судах; организует мероприятия по переселению граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда, являющихся непригодными для проживания, и домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; формирует муниципальный жилищный фонд в зависимости от цели его использования (жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования); организует работу и подготавливает документы для регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, обеспечивает регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в установленном порядке; организует учет муниципального жилищного фонда по его видам в зависимости от цели использования; осуществляет иные полномочия в области жилищных отношений в соответствии с федеральными законами, законами Республики Крым и Уставом муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.
Кроме того, частью 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ)на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения реестра муниципального имущества.
Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества установлены Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424 (далее – Порядок №424).
Решением 12 сессии II созыва Судакского городского совета №83 от 23.01.2020 «Об утверждении положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации города Судака» функции по ведению реестра муниципального имущества городского округа Судак возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 2 Порядка №424 объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости)
На основании Порядка №424 с целью организации работы по учету и ведению Реестра муниципального имущества городского округа Судак, распоряжением администрации от 09.06.2015 №227-р «Об организации работы по учету и ведению Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» были утверждены: Положение об организации учета муниципального имущества и ведении Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Судак Республики Крым; Правила ведения Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее – Положение №227).
Для учета муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, администрацией используется автоматизированная система управления муниципальной собственностью «АС УМС» и одновременно информация должна храниться на бумажных носителях.
Согласно разделу II Положения №227-р структура Реестра муниципального имущества состоит из трех разделов, первый из которых включает в себя сведения о недвижимом имуществе, в том числе наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов, являющихся основанием возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимою имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения».
Между тем, в ходе проведенной проверки установлено и в акте проверки от 31.03.2021 №04-02-02/2021/05 зафиксировано, что к проверке предоставлен Сводный Реестр муниципальной собственности в части муниципального жилищного фонда городского округа Судак по состоянию на 31.12.2020. В Реестре муниципального имущества в части жилищного фонда числится информация по 400 объектам, общая площадь которых составляет 17 931,1 кв.м. общей балансовой стоимостью 65 682 106,87 рублей, общей кадастровой стоимостью 483 468 220,72 руб.
Однако Администрацией г. Судака в нарушение статей 81, 131 ГК РФ, статьи 18 ЖК РФ не проведена регистрация права муниципальной собственности на 197 объектов жилищного фонда.
Кроме того, согласно статье 672 ГК РФ предоставление гражданам жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда социального использования осуществляется по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Отношения по договорам социального найма жилого помещения возникают из обязанности органов местного самоуправления на основании законодательства Российской Федерации, иных распорядительных документов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Частью 3 статьи 155 ЖК РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается органами местного самоуправления (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).
К тому же, решением 33 сессии 1 созыва от 28.07.2016 №485 «Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём) муниципального жилищного фонда городского округа Судак Республики Крым», в соответствии со статьями 155,156 ЖК РФ, Федеральным законом №131-ФЗ, на основании пояснительной записки управления экономического развития администрации города Судака установлен размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в размере 21,78 руб. в месяц за один квадратный метр общей площади жилого помещения.
Обязанность по внесению платы за наем возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма и (или) договора найма жилого помещения. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором социального найма и (или) договором найма жилого помещения. Если в указанных договорах сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 №315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», в соответствии со статьями 92 и 100 ЖК РФ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду; типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда; типовой договор найма служебного жилого помещения; типовой договор найма жилого помещения в общежитии. В договорах определены права, обязанности и ответственность сторон, сроки внесения платы за наем, размер начисления пени за несвоевременную оплату основного платежа, порядок изменения, расторжения и прекращения договора.
В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются доходами местного бюджета.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за пользование жилым помещением (плата за наем) является частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Администратором доходов бюджета муниципального образования городской округ Судак Республики Крым по платежам за наем жилого помещения является отдел управления муниципальным имуществом Управления жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества администрации города Судака, который в соответствии с функциями, определенными в Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества, утвержденным решением 12 сессии II созыва Судакского городского совета №83 от 23.01.2020, и закрепленными пункте 2.2 Порядка осуществления органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджета муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденного постановлением администрации от 06.07.2020 №727, осуществляет следующие бюджетные полномочия: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе пеней, штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, в том числе пеней, штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление шкот возврата и процентов, начисленных за излишне взысканные суммы, и представление в Управление Федерального казначейства по Республике Крым поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджет и представление соответствующего уведомления в Управление Федерального казначейства по Республике Крым; формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимой для осуществления его полномочий в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета городского округа Судак; предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетом системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского округа Судак; осуществляет иные полномочия администратора доходов бюджета в соответствии с БК РФ.
Между тем, при проведении контрольно-счетной палатой проверки Реестра муниципального недвижимого имущества в части жилищного фонда по состоянию на 31.12.2020 установлено, что сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества в части жилищного фонда не заполнены по 342 объектам, что свидетельствует об отсутствии договоров социального найма на эти жилые помещения.
Проведенной проверкой также установлено, что список правообладателей муниципального имущества по договорам социального найма, подготовленный начальником отдела управления муниципальным имуществом, не соответствует данным, находящимся в Реестре муниципального имущества.
В Реестре муниципального имущества по состоянию на 31.12.2020 года не учтено 17 договоров социального найма, в том числе 6 договоров, расторгнутых в 2021 году. Данная информация о правообладателях подлежит учету и отражению в Реестре муниципального имущества.
Таким образом, в нарушение статьи 160.1 БК РФ в связи с неосуществлением полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета отделом управления муниципальным имуществом Управления жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества, бюджетом муниципального образования городской округ Судак Республики Крым упущена выгода в части неполучения доходов от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) муниципального жилищного фонда городского округа Судак, по объектам, на которые не заключены договоры социального найма, либо заключены несвоевременно при фактическом пользовании в размере 11 427 522,99 руб. Доводы администрации об обратном несостоятельны.
В этой связи орган внешнего финансового муниципального контроля пришел к выводу о том, что администрация города не владеет достоверной информацией о муниципальном имуществе, не ведет учет пользователей жилищного фонда.
Судом также установлено, что Администрацией г. Судака в нарушение статей 49, 50, 51, 53, 57 ЖК РФ неправомерно передана бесплатно в собственность гражданину Искре С.А. квартира площадью 39,1 кв.м., расположенная по адресу: г. Судак, ул. Октябрьская, №38, кв. 95, кадастровая стоимость 2 507 101,89 руб., который не относился к числу нуждающихся в предоставлении указанной квартиры.
Кроме того, квартира площадью 37,20 кв.м., расположенная по адресу; <...>, кадастровая стоимость 2 385 273,41 руб. неправомерно передана администрацией города бесплатно в собственность ФИО2, которая относилась к числу нуждающихся в предоставлении указанной квартиры.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Так, материалами дела подтверждается, что Искра С.А. не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не имел права состоять на учете, поскольку с момента снятия с регистрации в квартире №27, пр. Текстильщиков, 12 в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области 23.05.2017 прошло менее 5 лет.
При этом ФИО2 зарегистрирована по адресу: Республика Крым, г. Судак, <...>. до 2017 года. Таким образом, применительно к пункту 8.3.2 Порядка №377 в 2017 году ФИО2, проживая в с. Морское Республики Крым и работая в Администрации г. Судака, не имела право на получение служебного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе Судак Республики Крым. Согласно копии дарственной от 07.09.2016 ФИО2 подарила 1/4 долю квартиры № 2. по ул. Чехова, 11, с. Морское, г. Судак, Республики Крым своей сестре, ФИО3, чем искусственно ухудшила свои жилищные условия в соответствии со статьей 53 ЖК РФ. В этой связи суд пришел к выводу о неправомерной передаче в собственность Искре С.А. и ФИО3 муниципального имущества. Позиция администрации города об обратном не согласуется с фактическими обстоятельствами дела, вследствие чего отклоняется судом.
В этой связи применительно к спорным правоотношениям, суд пришел к выводу о соответствии представления контрольно-счетной палаты от 19.04.2021 №02-02-02/2021/05 в оспариваемой части нормам бюджетного законодательства, что с учетом императивных разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в их нормативном единстве с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ исключает возможность удовлетворения судом заявленных Администрацией г. Судака требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Судья С.О. Лукачев