ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-11869/2022 от 17.08.2022 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь

22 августа 2022 года Дело №А83-11869/2022

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2022 года. Полный текст решения изготовлен 22 августа 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малой В.В. рассмотрел материалы заявления Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора (бульв. Франко, 30, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (ОГРН – 1149102080610; ИНН – 9103009594; ул. Садовая, 14, оф. 12А, г. Ялта, Республика Крым, 298612) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

при участии представителей сторон:

от прокурора – Полюхович М.Н., служебное удостоверение №335348.

от лица, привлекаемого к административной ответственности, – не явились.

УСТАНОВИЛ:

20.06.2022 Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (далее – ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка», общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявленные требования прокурор мотивирует грубым нарушением обществом лицензионных требований к бессрочной лицензии от 10.03.2022 №Л049-00118-91/00001493 на деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях по адресу: ул. Лавандовая, 1, г. Белогорск, Республика Крым, парк львов «Тайган».

Во время судебного заседания прокурор требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Дополнительно отметил, что при производстве по делу об административном правонарушении установлены событие и состав административного правонарушения, соблюдена процедура привлечения лица к административной ответственности.

ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд не обеспечило, что в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Согласно отзыву общества от 10.08.2022 последнее против удовлетворения заявления возражает, указывая, что при получении 10.03.2022 лицензии №ЛО49-00118-91/0001493 ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» проверено на соответствие требованиям законодательства к содержанию и использованию животных зоопарком, каких-либо нарушений выявлено не было. Применительно к спорным правоотношениям отсутствует событие и состав выявленного правонарушения. К тому же, прокуратурой нарушен срок уведомления лица о проводимой проверке.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно реестру лицензий, размещенному на сайте Россельхознадзора Российской Федерации (http://licreestr.fsvps.ru), ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» имеет бессрочную лицензию Л049-00118-91/00001493 от 10.03.2022 (ранее 00-22-4-004601) на деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях по адресу: ул. Лавандовая, 1, г. Белогорск, Республика Крым, парк львов «Тайган».

В ходе проверки Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенной с привлечением специалистов Южного межрегионального управления Россельхознадзора Республики Крым и Минприроды Крыма в период с 11.05.2022 по 10.06.2022, в деятельности ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» установлен ряд нарушений законодательства по содержанию и использованию животных зоопарком.

Так, в ходе выезда 22.05.2022 в деятельности общества установлены нарушения пункта 46 Требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 №1937 (далее – Требования), - примат содержится в вольере, не учитывающем видовые особенности данного вида животных, пункта 63 Требований - физический контакт посетителя с опасным животным - тигром.

В ходе выезда 25.05.2022 в деятельности ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» установлены нарушения пункта 26 Требований - вольеры со страусами не оборудованы предохранительным барьером.

В ходе выезда 08.06.2022 в деятельности общества установлены нарушения пункта 26 Требований - вольеры с дрофами и венецианским журавлем не оборудованы предохранительным барьером, допускается контакт с опасными животными (капуцины плакса), пункта 52 Требований - птицы (павлины) не содержатся в клетках со сплошным дном или с поддонами и вольерах, выполненных из нетоксичных материалов.

Указанные нарушения подтверждаются справками специалистов Южного межрегионального управления Россельхознадзора, Минприроды Крыма и иными материалами проверки.

Нарушения любого пункта Требований является грубым нарушением лицензионных требований.Таким образом, несоблюдение ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» пунктов 26, 46, 52, 63 Требований является грубым нарушением лицензионных требований.

По данному факту 14.06.2022 Симферопольским межрайонным природоохранным прокурором старшим советником юстиции Ивановым П.А. в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» к административной ответственности переданы в арбитражный суд, к компетенции которого в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В свою очередь, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и требующие получения специального разрешения (лицензии).

Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статьи 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Между тем, в соответствии с частями 1 и 9 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляется с учетом требований, установленных постановлением Правительства РоссийскойФедерации.

Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 54 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 (далее - Положение о лицензировании), для осуществления деятельности по содержанию ииспользованию животных лицензиат должен соблюдать требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

Согласно пункту 26 Требований юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечить безопасность посетителей (зрителей) зоопарков (зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов), выставок и иных мероприятий с участием животных, не допуская контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе посредством размещения посетителей (зрителей) на безопасном расстоянии от животных, установления предохранительных барьеров (решетка, сетка и иные защитные ограждения) между посетителями (зрителями) и местом демонстрации животных (манежем, сценой и др.), информирования (устного или письменного) посетителей (зрителей) об опасности несанкционированных контактов с животными, а также запрета на привлечение (посетителей) зрителей к участию в выступлениях животных.

При этом безопасным считается расстояние не менее 1 метра от первого ряда зрительских мест до внешней стороны манежа, сцены, бассейна-арены и иных мест выступления (демонстрации) животных, а также не менее 1 метра от вольера с животными или защитного рва перед вольером с животными. При демонстрации животных в закрытых стеклянных вольерах указанные требования могут не соблюдаться.

В соответствии с пунктом 30 Требований вольеры с животными, включенными в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» (далее - опасные животные), оборудуются особо прочными запорами (задвижками), исключающими их открывание животными, а также лицами, не уполномоченными на это руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

Страусообразные, журавлеобразные и капуциновые согласно разделу V пунктов 18, 25, разделу IV пункта 15 вышеуказанного перечня отнесены к опасным животным.

С учетом пункта 46 Требований при размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) вольеры должны учитывать видовые особенности животных и их размеры согласно приложениям № 3 - 9.

Согласно пункту 52 Требований птицы содержатся в клетках со сплошным дном или с поддонами и вольерах, выполненных из нетоксичных материалов. Допустимо содержать птиц в вольерах, оборудованных присадами и полками, на прудах, в авиариях и во внутренних недемонстрационных помещениях.

На основании пункта 63 Требований запрещен физический контакт посетителей с опасными животными любого возраста и собаками, включенными в перечень потенциально опасных собак, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 №974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак».

Между тем, из материалов дела следует, что при проведении прокурорской проверки установлен ряд нарушений ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» поименованных выше норм (пунктов 26, 46, 52, 63 Требований). Доказательств обратного обществом суду представлено не было.

Между тем, нарушения любого пункта Требований, с учетом пункта 7 Положения о лицензировании, является грубым нарушением лицензионных требований, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка», как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Надлежащих доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществом возложенных на него публично-правовых обязанностей, суду представлено не было.

При этом судом рассмотрены и отклоняются как необоснованные ссылки общества на проведение проверки его деятельности при получении лицензии по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах от 10.03.2022 №Л049-00118-91/00001493, поскольку соответствие соискателя лицензии всем лицензионным требованиям не исключает последующее нарушение лицензиатом таких требований.

При этом к спорным правоотношениям неприменимы положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как проверка проводилась на основании Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

К тому же, ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» уведомлено о начале проведения проверки надлежащим образом и своевременно, в полном соответствии с положениями части 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд проверил наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 26.1. КоАП РФ, и установил наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 административного закона; лицо, совершившее противоправное бездействие; виновность общества в совершении административного правонарушения; отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного им правонарушения.

Существенных процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении, допущенных со стороны прокурора, исключающих привлечение к административной ответственности, судом не установлено.

Трехмесячный срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьей 4.3. КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не представлены; об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.

При этом к спорным правоотношениям ввиду возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного штрафа на предупреждение, неприменимы.

Одновременно в соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Так, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, относится к категории «Малое предприятие».

К тому же, санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, принимая во внимание имущественное положение общества, отсутствие отягчающих обстоятельств суд приходит к выводу о возможности назначения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» административного штрафа в размере 4 000,00 руб., как для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по правилам статьи 4.1.2 КоАП РФ.

С учетом изложенного, назначение ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» за совершенное правонарушение административного наказания в виде штрафа в размере 4 000,00 руб. согласуется с целями административного наказания, принципами юридической ответственности; основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость его применения; является именно той мерой государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигает целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний; соразмерно содеянному; направлено на достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не является инструментом подавления экономической самостоятельности, инициативы и не влечет ограничений конституционных прав и свобод лица.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Заявление удовлетворить.

2.Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (ОГРН – 1149102080610; ИНН – 9103009594; ул. Садовая, 14, оф. 12А, г. Ялта, Республика Крым, 298612) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в видеадминистративного штрафа в размере 4 000,00 руб.

3.Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законною силу. Доказательства уплаты штрафа предоставить суду.

4.Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Крым (ОСП по Белогорскому району УФССП по Республике Крым, л/с 05751А93020, ИНН – 7702835613, КПП – 9100945001, ОКТМО – 35607101, наименование банка – Отделение Республика Крым Банка России/УФК по Республике Крым, г. Симферополь, ЕКС 40102810645370000035, КС – 03212643000000017500, БИК – 013510002, назначение платежа: номер, дата решения суда, название организации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья С.О. Лукачев