АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2018 года. Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плохотник С.В.,
рассмотрев материалы дела по заявлению:
Государственного автономного учреждения Республики Крым "Старокрымское лесоохотничье хозяйство"
к Службе финансового надзора Республики Крым,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя – Министерства экологии и природных ресурсов РК,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Департамента защиты лесного и охотничьего хозяйства РК,
об оспаривании предписания,
при участии:
от Службы финансового надзора Республики Крым – ФИО1 дов. от 13.11.17,
от Государственного автономного учреждения Республики Крым "Старокрымское лесоохотничье хозяйство" – ФИО2 дов. от 31.03.17,
иные участники в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
05.09.2017 в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление Государственного автономного учреждения Республики Крым "Старокрымское лесоохотничье хозяйство" к Службе финансового надзора Республики Крым об оспаривании предписания.
Определением суда от 12 сентября 2017 года вышеуказанное заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.
В судебном заседании от 12.10.2017 суд завершил предварительное судебное заседание и начал судебное разбирательство.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица против заявленных требований возражал, в обоснование своей позиции во время рассмотрения дела представил отзыв, в частности отметил, что все пункты оспариваемого Предписания являются законными, соответствующими действующему законодательству, в которых закреплены установленные в ходе проверки нарушения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, суд установил следующее.
С 31 мая 2017 года по 30 июня 2017 года в отношении Государственного автономного учреждения Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» Службой финансового надзора Республики Крым в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п 1.1.2.25 плана деятельности Службы финансового надзора Республики Крым на 2017 год проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и иные правоотношения, а также в сфере закупок за период с период с 27.12.2014 по 30.04.2017. По результатам проверки составлен акт от 07.07.2017 №12-22/6, направленыпредписание от 04.08.2017 № 12-14/3688 и представление от 04.08.2017 № 12-14/3689, полученные 10.08.2017, которыми установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, в том числе нарушения:
- 1.6 раздела 1 Положения №46, пп.5.2.1 п5.2 раздела 5 Коллективного договора на 2015-2018 годы, а так же условий трудовых договоров работникам ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» излишне начислена и выплачена заработная плата за выполнение дополнительной работы в сверхурочное время по нарядам-актам без приказов руководителя и без документального подтверждения факта отработки рабочего времени за 2015-2016 годы за счет средств бюджета Республике Крым в сумме 181 804,00 (Сто восемьдесят одна тысяча восемьсот четыре рубля);
- п. 7.4. раздела 7 Положения № 46 в период с апреля 2015 года по ноябрь 2015 года без согласования с Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым за счет средств субсидии из бюджета Республики Крым неправомерно выплачена премия за интенсивность и высокие результаты, за качество выполняемых работ заместителю директора ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» ФИО3 на сумму 54 685,60 (Пятьдесят четыре тысячи шестьсот восемьдесят пять рублей шестьдесят копеек);
- п. 7.1.3 раздела 7 Положения № 46, п.7.1.3 раздела 7 «Выплаты и надбавки стимулирующего характера» «Положения об оплате труда работников Государственного автономного учреждения Республики КрымСтарокрымское лесоохотничье хозяйство», являющегося Приложением N° 4 к Коллективному договору на 2015-2018 годы (в редакции от 16.09.2016), неправомерно выплачена премия за выполнение особо важных и ответственных работ начальнику отдела по отводу и таксации лесосек ФИО4 в ноябре 2016 года (за октябрь-ноябрь 2016 года) за счет средств субсидии из бюджета Республики Крым на сумму 25 760,00 (Двадцать пять тысяч семьсот шестьдесят рублей);
- ч.2 ст. 60.2 ТК РФ, п. 6.9 раздела 6 Положения № 46 начальнику отдела до отводу и таксации лесосек ФИО4 при отсутствии оснований, необоснованно установлена доплата за расширение зоны обслуживания и выплачена в октябре и декабре 2016 года за счет средств субсидии из бюджета Республики Крым на сумму 50 146,84 (Пятьдесят тысяч сто сорок шесть рублей восемьдесят четыре копейки);
- ч.2 ст. 60.2 ТК РФ начальникам структурных подразделений неправомерно произведена доплата за расширение зоны обслуживания за счет средств субсидии из бюджета Республики Крым на общую сумму 225 569,31 (Двести двадцать пять тысяч пятьсот шестьдесят девять рублей тридцать одна копейка);
- абз. 11 п. 7.5 раздела 7 Положения № 46, пп.5.5.11 п.5.5 раздела 5 Коллективного договора на 2015-2018 годы (в редакции от 29.05.2015 и от 21.08.2015), п. 4.3 раздела 4 Положения о премировании работников (специалистов) Учреждения, являющегося приложением №7 к Коллективному договору на 2015-2018 годы (в редакции от 29.05.2015), за счет средств субсидии из бюджета Республики Крым без соблюдения установленного порядка премирования необоснованно выплачена премия за выполнение особо важных и срочных работ на общую сумму 1 193 780,32 (Один миллион сто девяносто три тысячи семьсот восемьдесят рублей тридцать две копейки).
Не согласившись с вышеуказанными пунктами Предписания, ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителей, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Относительно п. 1 Предписания, суд указывает следующее.
Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации дано общее определение понятия рабочее время, используемого в трудовом законодательстве, под которым признается время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые нормативными правовыми актами отнесены к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно положениям ст.97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени):
для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса);
если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).
Согласно ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Как следует из заявления, наряды-акты закрывались на работников в основном со сменным графиком работы в свободное от дежурства время, в связи с чем в наряде указаны часы работы после окончания основной работы. Принимая наряд-акт работник ставит подпись в получении задания, тем самым соглашаясь выполнять дополнительную работу. Кроме этого, такая работа табелируется в том же наряде акте. Так работы, оговоренные в наряде-акте, выполнены в полном объеме.
Согласно ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Пункт 1.6. Положения о системе оплаты труда (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что оплата труда работников осуществляется за фактически отработанное время исходя из установленного должностного оклада или в зависимости от выполнения норм выработки и сдельных расценок с учетом повышений должностного оклада, доплат и надбавок, предусмотренных настоящим Положением.
Таким образом, ссылку заинтересованного лица на отсутствие учета дополнительных работ, а также на неправомерное начисление зарплаты, суд считает необоснованной.
Относительно п.2 Предписания, суд указывает следующее.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая надбавки компенсационного характера и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
20 февраля 2015 года Постановлением Совета министров Республики Крым № 46 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым (далее по тексту – Положение № 46, в редакции, действовавшей в 2015 году), пункт 7.4. которого предусматривал, что размер премии за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается руководителем, а руководителю и его заместителям - органом высшего уровня в пределах фонда оплаты труда.
Пунктом 1.2. Положения № 46 предусмотрено, что системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, принятыми в соответствии с Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым», настоящим Положением.
Пункт 8.7. раздела «Оплата труда. Гарантии и компенсации» Коллективного договора ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» предусматривает, что в целях поощрения работников установлена система материального поощрения (премирования) по результатам труда при наличии фонда оплаты труда, в том числе: за интенсивность и высокие результаты работы.
Премирование осуществляется по решению руководителя ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда: заместителя руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчинённых руководителю учреждения непосредственно.
Выплата премии заместителю директора осуществлялась за счёт средств бюджета Республики Крым в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, предусмотренных на 2015 год.
Премия за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ руководителю учреждения и его заместителям выплачивается в размере 100 % должностного оклада за фактически отработанное время и в пределах фонда оплаты труда.
Из материалов дела следует, что 02.04.2015 между ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» в лице директора учреждения и заместителем учреждения был заключен трудовой договор № 1 от 02.04.2015, действующий по настоящее момент. Также имеется должностная инструкция заместителя директора от 02.04.2015. Данная инструкция утверждена директором учреждения, подписана заместителем директора учреждения, в которой указано, что согласно п. 1. раздела 1. «Общие положения» заместитель директора подчиняется непосредственно директору учреждения, следовательно, назначение и увольнение заместителя директора, выплаты стимулирующего, компенсационного и социального характера производятся по решению руководителя учреждения и оформляется приказом руководителя. То есть по условиям трудового договора заместитель директора прямо подчиняется директору учреждения и вопросы, связанные с трудовым процессом заместителя директора, определяются по решению директора, так как соглашение между органом высшего уровня и заместителем директора не заключалось.
Из приведенных обстоятельств и норм законодательства следует, что заявителем выплаты были произведены на основании локальных актов, приказа № 48, размер премии заместителю директора за интенсивность и высокие результаты устанавливался директором учреждения без согласования с органом высшего уровня - Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.
Однако Службой не доказано того факта, что размер произведенных выплат превысил требуемый, следовательно, нарушение публичного интереса, на защиту которого направлено вынесенное предписание, отсутствует.
Такие обстоятельства являются основанием для признания предписания Службы в оспариваемой части незаконным.
Аналогичная позиция высказана в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 года по делу № А83-2416/2016, от 14 декабря 2017 года по делу № А83-5979/2016, а также в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу №А83-7700/2017.
Относительно п.3 Предписания суд указывает следующее.
02.08.2016 между ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» в лице директора и начальником отдела по отводу и таксации лесосек был заключен трудовой договор № 33/2016 от 02.08.2016, действующий по 01.02.2017. Также имеется должностная инструкция начальника по отводу и таксации лесосек от 06.03.2015 № 2. Данная инструкция утверждена директором учреждения, подписана начальником отдела по отводу и таксации лесосек, в которой указано согласно п. 1.4 раздела 1. «Общие положения» начальник отдела по отводу и таксации лесосек подчиняется заместителю директора и директору учреждения, следовательно назначение выплаты стимулирующего, компенсационного и социального характера производятся по решению руководителя учреждения или заместителя директора в его отсутствие оформленное приказом руководителя или его заместителя в отсутствие директора.
Как следует из пояснений заявителя, по условием трудового договора рабочий день начальника отдела по отводу и таксации лесосек составляет 8 часов. Однако, в октябре, декабре 2016 года были проведены работы в рамках выполнения государственного задания по отводу лесосек и начальник отдела по отводу и таксации лесосек, кроме руководства работами, принимал непосредственное участие в клемешке деревьев и работал фактически больше 8 часов, за что и был премирован согласно приказов: № 250-л от 31.10.2016, №268-л от 29.11.2016, №291-л от 26.12.2016.
Порядок установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Крым определен Законом Республики Крым от 28.11.2014 N 14-ЗРК/2014 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым".
Кроме этого, систему оплаты труда работников учреждений сферы лесного и охотничьего хозяйства определяют Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденное Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 № 46, Постановление Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 № 530 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Крым и установлении выплат стимулирующего характера», определяющие особенности установления системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Крым.
Под работниками учреждений понимаются работники государственных бюджетных и казенных учреждений по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы.
Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, содержащими нормы трудового права.
Система оплаты труда устанавливается с учетом: единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих; единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; государственных гарантий по оплате труда; перечня видов выплат компенсационного характера; перечня видов выплат стимулирующего характера; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в соответствии с нормами трудового законодательства и настоящего Положения.
Система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера (согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года №14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым», системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Крым устанавливаются по отраслевому принципу в соответствии с нормативными правовыми актами Совета министров Республики Крым, утвержденными по представлению исполнительных органов государственной власти Республики Крым, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.).
Нормативные правовые акты Совета министров Республики Крым включают условия оплаты труда работников: размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих и профессиям рабочих; выплаты компенсационного характера и условия их осуществления; выплаты стимулирующего характера и условия их осуществления, согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым».
Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденное Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 № 46, устанавливает, что размеры должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фондов оплаты труда учреждений. Условия оплаты труда, включая размер должностного оклада работника учреждения, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор. Оплата труда работников осуществляется за фактически отработанное время исходя из установленного должностного оклада или в зависимости от выполнения норм выработки и сдельных расценок с учетом повышений должностного оклада, доплат и надбавок, предусмотренных настоящим Положением. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ч.3 ст. 5 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года №14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым», фонд оплаты труда работников автономного и бюджетного учреждения Республики Крым формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке автономному и бюджетному учреждению Республики Крым из бюджета Республики Крым, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также иных источников поступления финансовых средств.
Согласно ч.4. ст.5 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым», экономия фонда оплаты труда может быть использована для премирования работников, а также для осуществления выплат социального характера, включая материальную помощь.
Основанием для выплаты стимулирующих выплат (премий) служит приказ соответствующего руководителя, полномочиями, предоставленными органом высшего уровня. Полномочия руководителя предусматриваются учредительными документами.
Так, согласно п.4.8.12, 4.8.13, 4.8.2, 4.8.10 Устава Государственного автономного учреждения Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов РК № 2663, директор учреждения в соответствии с действующим законодательством устанавливает систему оплаты труда и стимулирования труда работников Учреждения, иные льготы и компенсации; формирует средства на материальное поощрение и социальные выплаты, на содержание и развитие материально- технической базы Учреждения; распоряжается имуществом и средствами, закрепленными за Учреждением, в пределах, установленных действующим законодательством и трудовым договором; назначает на должности и освобождает от должностей работников и заключает с ними трудовые договора.
Таким образом, указание на нарушения ст. 135 Трудового кодекса РФ не соответствует фактическим обстоятельствам. Условия, предусмотренные ст. 135 Трудового кодекса РФ выполнены учреждением в полном объеме.
Согласно п.2.2. Постановления Совета министров РК № 530 от 18.12.2014, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Указанные критерии должны позволить оценить результативность и качество работы работника при условии соблюдения рекомендаций соответствующих исполнительных органов государственной власти Республики Крым (п.2.2 Постановления).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, разделом 7 которого предусмотрены условия, виды и критерии выплат и надбавок стимулирующего характера.
В частности, п. 7.4. предусмотрена премия за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, итоги работы. Размер указанной премии устанавливается руководителем, а руководителю и его заместителям - органом высшего уровня в пределах фонда оплаты труда.
Таким образом, необходимо выполнение двух условий при установлении и выплате премии за интенсивность, и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работникам учреждения - это ее установление (соответствующим актом) уполномоченным руководителем соблюдение определенных критериев работниками, а именно - своевременность исполнения заданий, соответствующее качество работ (абз. 3 и.7.4. - указанная премия уменьшается или отменяется при условии несвоевременности исполнения заданий, ухудшении качества работ).
Согласно п.7.5. Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, предусмотрена стимулирующая выплата - премия по итогам работы (месяц, квартал, год). Указанная премия выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда с учетом эффективности труда работников в соответствующем периоде (месяц, квартал, год), определяемой на основе показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг. При премировании может учитываться, как индивидуальный, так и коллективный результат труда. При этом указанная премия выплачивается в пределах фонда оплаты труда, а ее конкретный размер может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере и максимальным размером не ограничивается.
Таким образом, в проверяемый период учреждением были предусмотрены критерии премирования работников коллективными договорами и Положением по оплате труда.
Все стимулирующие выплаты за указанные периоды выплачивались на основании приказов руководителя учреждения, в пределах фонда оплаты и труда и не превышали размера по отдельным работникам в отдельные периоды 200% от оклада.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 N 21АП-2876/2017 по делу N А83-4729/2017.
Относительно п. 5 Предписания, суд указывает следующее.
Доплата за расширения зоны обслуживания устанавливается работодателем, который может увеличить объем выполняемых обязанностей, или работы в течении рабочего времени без освобождения его от работы (ч. 2 ст. 60.2, ч. 1 ст. 151 ТК РФ). Размер доплаты определяется по вашему соглашению с работодателем с учетом содержания и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ). Доплата за расширения зоны устанавливается не от вакантной должности, а от фактически проведенной, выполненной работы или должностного оклада. Так, как усматривается из заявления, начальник отдела по отводу и таксации лесосек ФИО4 привлекался к посадке и дополнению лесных культур, что не входит в обязанности начальника по отводам и таксации лесосек, следовательно за расширения круга обязанностей ему была установлена доплата в виде зоны расширения, как и оговорено в приказе №216-л от 15.09.2016 года. Начальникам структурных подразделений - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, доплата за расширения зоны обслуживания устанавливалась за ведение кассы, приема наличных денежных средств на время проведения рубок, то есть на то время, когда идет реализация древесины населению. Ведение кассы, использование контрольно-кассовых аппаратов работодателя не оговорено в должностных обязанностях начальников производственных участков, то есть увеличивается объем и ответственность должностных лиц, что в свою очередь компенсировалось доплатой за расширения зоны обслуживания на основании 2 ст. 60.2 ТК РФ и приказов: №65-л от 05.05.2015, №75-л от 02.06.2015, №137-л от 03.08.2015. Начальнику Феодосийского лесопожарного формирования ФИО9 была установлена доплата на пожароопасный период в виду того, что отсутствовал водитель в смене (на пожароопасный период организуется круглосуточное дежурство) на пожарную машину и во время возникновения пожаров для повышения мобильности выезда группы на место возгорания ФИО9 исполнял обязанности водителя, что не было оговорено его должностной инструкцией.
Согласно положениям статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, по мнению суда, при установлении размера доплаты заявитель правомерно руководствовался соглашением сторон.
Крымфиннадзором не доказано нарушение со стороны заявителя законодательства такимивыплатами, а также превышение фонда оплаты труда по совмещаемой профессии.
Относительно п.6 Предписания, суд указывает следующее.
Как следует из материалов дела, в целях поощрения работников установлена система материального поощрения (премирования) по результатам труда при наличии фонда оплаты труда, в том числе: за выполнения особо важных работ, премиальные выплаты по итогам работ, персональный повышающий коэффициент и так далее. Премирование осуществляется по решению руководителя ГАУ РК «Старокрымское ЛОХ» в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
Выплата премии работникам учреждения осуществлялась за счет средств Бюджета Республики Крым в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, предусмотренных на 2016 год. В период с января 2016 по апрель 2016 года ежемесячно начальниками производственных участков и структурных подразделений учреждения подготавливались расчеты показателей премирования персонально на каждого сотрудника подразделения и сводный по структурному подразделению согласованный с профгрупоргом структурного подразделения, на основании этих данных производилось премирование.
Как следует из пояснений заявителя, при проведении выездной плановой проверки последним были предоставлены данные расчеты в полном объеме к приказам №72 от 30.03.2016, №110-л от 20.05.2016, № 114-л от 26.05.2016, № 131-л от 21.06.2016.
Как указывалось ранее, согласно п.7.5. Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, предусмотрена стимулирующая выплата - премия по итогам работы (месяц, квартал, год). Указанная премия выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда с учетом эффективности труда работников в соответствующем периоде (месяц, квартал, год), определяемой на основе показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг. При премировании может учитываться, как индивидуальный, так и коллективный результат труда. При этом указанная премия выплачивается в пределах фонда оплаты труда, а ее конкретный размер может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере и максимальным размером не ограничивается.
Таким образом, в проверяемый период учреждением были предусмотрены критерии премирования работников коллективными договорами и Положением по оплате труда.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений, указанных в данных пунктах оспариваемого предписания.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.
Согласно пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (заявителей) или ответчиков (заинтересованных лиц).
Вместе с тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Следовательно, в случае если решение принято полностью или частично не в пользу государственного органа, выступающего по делу в качестве ответчика (заинтересованного лица), вопрос о возмещении истцу (заявителю) расходов по уплате государственной пошлины решается, исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе, государственная пошлина, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем за подачу заявления в размере 3000 рублей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению другой стороной по делу - Службой финансового надзора Республики Крым, не в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявление удовлетворить.
2.Признать недействительными пункты 1-6 Предписания Службы финансового надзора Республики Крым №12-14/3689 от 04.08.2017.
3.Взыскать со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу Государственного автономного учреждения Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Республик и Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>)
Судья М.П.Авдеев