ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-1366/2022 от 14.07.2022 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жилинской А.Д., рассмотрев материалы дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» в лице Представительства в Республике Крым (ул. Украинская, д.2, кв.3, г. Ялта, Республика Крым, 298601)

к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (298600, Республика Крым, г. Ялта, пл. Советская, д.1; ОГРН 1149102130264, ИНН/КПП 9103015492/910301001)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Администрации города Ялты Республики Крым, Ялтинского городского совета, общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов», Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым

об обязании совершить определенные действия,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» в лице Представительства в Республике Крым – Шаульская А.С., доверенность от 10.01.2022 №27/04-19,

от общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» - Шаульская А.С., доверенность от 10.01.2022 №27/04-19,

иные участники процесса не явились,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» в лице Представительства в Республике Крым (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее – суд) с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым об обязании администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым внести изменения в градостроительные документы МОГО Ялты изменения в 20-ти дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда: утвердить зонирование земельного участка со спорной градостроительной ситуацией, установить ВРИ/категорию земель по ПЗЗ: КН№90:25:070102:157 и КН№90:25:070102:158 земли поселений (земли населенных пунктов) Гостиничное обслуживание, КН 90:25:070201:136 Земли поселений (земли населенных пунктов) Природно-познавательный туризм.

Заявленные требования общество мотивирует тем, что Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым нарушаются права общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» на использование земельного участка, поскольку при принятии градостроительных документов МОГО Ялты земельные участки порядка 30 га, в том числе с кадастровыми номерами № 90:25:070102:157, площадью 7002 кв.м., № 90:25:070201:136, площадью 6070 кв.м. и № 90:25:070102:158, площадью 1928 кв.м., попали в зону спорной градостроительной ситуации.

Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

Участники судебного процесса явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили; о дне, месте и времени судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом и своевременно.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием данной информации.

Таким образом, с учетом положений ст. 123 АПК РФ и разъяснений, изложенных в п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», ответчик надлежащим образом извещен о принятии заявления к производству и его рассмотрении.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

07 февраля 2002 года между Симеизским поселковым советом и ООО «Центр рекреации инвалидов» был заключен договор аренды земельного участка кадастровыми номерами № 90:25:070102:157, площадью 7002 кв.м., № 90:25:070201:136, площадью 6070 кв.м. и № 90:25:070102:158, площадью 1928 кв.м.

Так, при принятии градостроительных документов МОГО Ялты земельные участки порядка 30 га, в том числе с кадастровыми номерами № 90:25:070102:157, площадью 7002 кв.м., № 90:25:070201:136, площадью 6070 кв.м. и № 90:25:070102:158, площадью 1928 кв.м., попали в зону спорной градостроительной ситуации.

Вместе с тем, ДИЗО Ялты были произведены закупки на внесение изменений в Генплан и ПЗЗ Ялты, однако спорного участка там нет.

Истец полагает, что в связи с наличием спорной градостроительной ситуации в Генеральном плане, процесс освоения стал невозможен: не определены ни функциональные, ни градостроительные нормы, сомнительным является установление ВРИ, который является основополагающим при получении документов на строительство.

Полагая, что Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым нарушаются права общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» на использование земельного участка, последний обратился в суд с данным заявлением.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом.

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества, а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ), то есть земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае изменения градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории, если существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Правовой режим земель в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу статей 1, 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Статьей 37 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно части 11 статьи 34 Закона N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Из части 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ следует, что до 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором.

В силу части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Правилами и статьей 37 ГрК РФ предусмотрена возможность изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Согласно пункту 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2021 исковые требования удовлетворены. Расторгнут Договор аренды земельного участка общей площадью участка 1,5 га (земельный участок №1 площадью 0,6070 га с кадастровым номером 90:25:070201:136; земельный участок №2 площадью 0,7002 га с кадастровым номером 90:25:070102:157; земельный участок №3 площадью 0,1928 га с кадастровым номером 90:25:070102:158), расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Голубая, заключенный между Симеизским поселковым советом и Обществом с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов». Суд обязал Общество с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым земельный участок площадью участка площадью 1,5 га (земельный участок №1 площадью 0,6070 га с кадастровым номером 90:25:070201:136; земельный участок №2 площадью 0,7002 га с кадастровым номером 90:25:070102:157; земельный участок №3 площадью 0,1928 га с кадастровым номером 90:25:070102:158), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Голубая, путем подписания с Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым акта приема-передачи. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.

Вышеназванное решение вступило в законную силу 02.02.2022.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ, арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Истцом избран неверный способ защиты своих интересов, поскольку заявленные исковые требования, при удовлетворении их судом, не приведут к восстановлению нарушенных прав общества. Настоящий судебный акт не возможно принудительно исполнить. В просительной  части иска общество просит суд утвердить зонирование земельного участка со спорной градостроительной ситуацией, установить ВРИ/категорию земель по ПЗЗ: КН№90:25:070102:157 и КН№90:25:070102:158 земли поселений (земли населенных пунктов) Гостиничное обслуживание, КН 90:25:070201:136 Земли поселений (земли населенных пунктов) Природно-познавательный туризм, согласно мотивировочной части иска, в числе прочего, общество выражает свое несогласие с Постановлением об отказе в переоформлении договора ввиду не соответствия цели испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права.

Положением части 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.

По смыслу приведенной нормы, предъявленный иск должен способствовать восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, то есть в результате удовлетворения иска должен удовлетворяться материально-правовой интерес лица, обратившегося за судебной защитой.

Таким образом, избранный заявителем способ защиты - признание оспариваемых решений, запрещающих заготовку древесины на основании договора, формально действующего на момент принятия спорных решений, однако который к моменту заявления иска расторгнут, не приведет к восстановлению его права, а равно законного интереса.

Данное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

С учетом изложенного, суд не усматривает наличия законных оснований для удовлетворения исковых требований ввиду их необоснованности и недоказанности.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. подлежат возложению на истца, связи с отказом в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Центр рекреации инвалидов» в лице Представительства в Республике Крым отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья                                                                                                                           М.П. Авдеев