ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-14147/20 от 26.02.2021 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru       

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2021 года. Решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2021 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседании ФИО1 рассмотрел материалы заявления общества с ограниченной ответственностью «Трэйд Медиа Групп» (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. К. Маркса, 40, лит. М, оф. 5, г. Симферополь, <...>)

к муниципальному казенному учреждению Управлению наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. Пушкина, 32/5, г. Симферополь, <...>);

Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН – <***>; ИНН –<***>; ул. Горького, 15, г. Симферополь, <...>);

муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. Толстого, 15, г. Симферополь, <...>)

о признании бездействия незаконным,

при участии:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 01.11.2020 б/н, диплом, представитель;

от муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым  – ФИО3, доверенность от 07.09.2020 №3114/03/01-10, диплом, представитель;

от Администрации города Симферополя Республики Крым – ФИО4, доверенность от 23.10.2020 №24/01-6914016, диплом, представитель;

от МКУ Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым – не явился.

УСТАНОВИЛ:

18.08.2020 общество с ограниченной ответственностью «Трэйд Медиа Групп» (далее – заявитель, общество, ООО «Трэйд Медиа Групп») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с требованиями в редакции заявления от 20.02.2020, принятого судом к рассмотрению в порядке ст. 49 процессуального закона (т. 8 л.д. 86-90), о признании незаконным бездействия:

Администрации города Симферополя Республики Крым (далее – Администрация г. Симферополя, администрация) в период с 08.10.2019 по 19.02.2021, выразившегося в неисполнении обязанностей, связанных с организацией демонтажа и устранением незаконно используемых рекламных конструкций на территории города Симферополя, а именно: не организованы мероприятия по демонтажу незаконных объектов наружной рекламы и информации (далее – ОНРИ), расположенных на территории города Симферополя; не установлены собственники незаконных ОНРИ, не вынесены надлежащим образом предписания собственникам незаконных ОНРИ; не привлечены подрядные организации, не заключены договоры со специализированными организациями на демонтаж, не заключены договоры безвозмездного выполнения работ и оказания услуг на демонтаж; не выделены средства бюджета муниципального района (городского округа) в необходимом размере для проведения демонтажа, не проконтролировано целевое использование и освоение бюджетных средств, в той части, которая была выделена на проведение демонтажа; не привлечены к ответственности виновные лица, осуществившие установку и эксплуатацию незаконных ОНРИ; не осуществлялся муниципальный контроль за соблюдением Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 29.12.2014 №157 «Об утверждении Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее – Правила распространения наружной рекламы); не осуществлялся контроль за деятельностью и выполнением обязанностей Муниципального казенного учреждения Управление наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя (далее – МКУ Управление наружной рекламы и информации)и Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйстваАдминистрации г. Симферополя (далее – МКУ Департамент городского хозяйства);

МКУ Управление наружной рекламы и информациив период с 08.10.2019 до 19.02.2021,выразившегося в неисполнении обязанностей, связанных с организацией демонтажа и устранением незаконно используемых рекламных конструкций на территории города Симферополя, а именно: не осуществлен демонтаж незаконных ОНРИ, расположенных на территории города Симферополя; не установлены собственники незаконных ОНРИ, не вынесены надлежащим образом предписания собственникам незаконных ОНРИ о демонтаже; не все предписания размещены на сайте; не составлены акты о выполнении предписаний, не проведены повторные осмотры места установки и эксплуатации ОНРИ; не привлечены специализированные службы, предприятия, организации к производству демонтажа; не составлены и не направлены материалы в надзорные органы для привлечения виновных лиц к ответственности в установленном порядке;

МКУДепартамент городского хозяйствав период с 08.10.2019 до 19.02.2021, выразившегося в неисполнении обязанностей, связанных с организацией демонтажа и устранением незаконно используемых рекламных конструкций на территории города Симферополя, а именно: не организованы мероприятия по демонтажу незаконных ОНРИ, расположенных на территории города Симферополя; не произведен демонтаж, доставка к месту хранения (транспортировка), хранение, и в необходимых случаях уничтожение (утилизация) ОНРИ.

В качестве способа восстановления нарушенного права ООО «Трэйд Медиа Групп» просит суд обязать заинтересованных лиц в месячный срок произвести демонтаж незаконных рекламных конструкций на территории г. Симферополя. Кроме того, общество просит суд признать причины пропуска процессуального срока на обращение в суд с данным заявлением уважительными и восстановить пропущенный срок с 08.10.2020.

Заявленные требования общество мотивирует совершением заинтересованными лицами недостаточных и неэффективных действий в целях демонтажа незаконных ОНРИ на территории муниципального образования.

МКУ Управление наружной рекламы и информации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своего представителя в суд не обеспечило, что в силу ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель ООО «Трэйд Медиа Групп»во время судебного заседания на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представители Администрации г. Симферополя и МКУДепартамент городского хозяйства против удовлетворения заявления возражали по основаниям, изложенным в отзывах (т. 3 л.д. 78-82, т. 2 л.д. 78-83) и дополнительных пояснениях (т. 3 л.д. 74-77), указывая на осуществление ими достаточных мероприятий, возложенных на них действующим законодательством, направленных на своевременное выявление и демонтаж самовольных  ОНРИ.

Аналогичной правовой позиции придерживается МКУ Управление наружной рекламы и информации (отзыв от 14.01.2021, т. 5 л.д. 1-4).

Рассмотрев материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

В период с сентября по октябрь 2019 года МКУ Управление наружной рекламы и информации проведены аукционы на размещение рекламных конструкций в городе Симферополе, по результатам которых 08.10.2019 с ООО «Трэйд Медиа Групп», как с победителем, с одной стороны, и МКУ Управление наружной рекламы и информации, с другой стороны, заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 89, 93, 97, 102, 99, 91, 90, 92, 103, 94, 104, 96, 101, 95, 100, 98 от 08.10.2019.

На основании указанных договоров обществу выданы соответствующие разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 804, 801, 802, 803, 797, 796, 794, 795, 789, 787, 786, 788, 948,791, 792, 793, 790, 798, 799, 800, 813, 816, 817, 815, 814, 890, 888, 889, 887, 898, 897, 896, 904, 907, 905, 906, 895, 894, 892, 893, 891, 809, 811, 812, 810, 808, 901, 903, 902, 899, 900, 807, 886, 806, 805, 908.

Однако ООО «Трэйд Медиа Групп» при проведении обследований мест расположения рекламных конструкций установлено, что места, разыгранные на аукционе, территории вокруг них и в зоне действия рекламного пространства заняты незаконными и самовольными рекламными конструкциями.

Из материалов дела также следует, что с целью досудебного урегулирования спора общество 04.10.2019, 03.12.2019, 05.12.2019 обращалось в МКУ Управление наружной рекламы и информации; 28.11.2019, 10.12.2019, 10.03.2020, 22.12.2020 в Администрацию г. Симферополя, 25.07.2020 в МКУ Департамент городского хозяйства с заявлениями о проведении демонтажей незаконно размещенных на территории города ОНРИ.

Письмами от 09.12.2019, 21.05.2020, адресованными администрации города, от 20.01.2020, 10.03.2020, 15.05.2020, 23.06.2020, адресованными МКУ Департамент городского хозяйства, ООО «Трэйд Медиа Групп» сообщало о возможности проведения им демонтажей ОНРИ на безвозмездной основе.

А на основании заявлений от 13.12.2019, 10.03.2020, 23.06.2020, 29.07.2020, 29.10.2020 общество ходатайствовало о заключении с администрацией договоров добровольного пожертвования.

К тому же, 29.07.2020 общество обратилось в администрацию города с заявлением о предоставлении безвозмездной помощи для выполнения предписания антимонопольного органа.

Не смотря на изложенные обстоятельства, спор урегулирован сторонами не был. Общество, полагая, что заинтересованными лицами допускается бездействие по демонтажу незаконно размещенных ОНРИ, чем нарушаются нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы ООО «Трэйд Медиа Групп», претерпевающего в этой связи значительные имущественные убытки, обратилось в суд с данным заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд пришел к выводу, что последнее удовлетворению не подлежит ввиду нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из заявления, о предполагаемом нарушении своих прав обществу стало известно после заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 08.10.2019 и при проведении им обследования мест расположения незаконно размещенных ОНРИ, начиная с 08.10.2019. В свою очередь, согласно календарному штемпелю суда за судебной защитой ООО «Трэйд Медиа Групп» обратилось лишь 18.08.2020, то есть со значительным пропуском регламентированного поименованной выше нормой трехмесячного срока.

Применительно к спорным правоотношениям сторон суд не усматривает предусмотренных ч. 5 ст. 3 АПК РФ оснований для применения аналогии закона путем использования ч. 1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вследствие наличия соответствующего правового регулирования в АПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.

Нормы процессуального закона не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок. Право установления этих причин и их оценка принадлежит суду с учетом обстоятельств конкретного дела.

В свою очередь, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

В п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 №6-П указано, что законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.

Учитывая фактические обстоятельства настоящего спора, неоднократные попытки общества по его урегулированию в досудебном порядке, ходатайство ООО «Трэйд Медиа Групп» о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления об оспаривании бездействия подлежит удовлетворению.

Кроме того, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон №38-ФЗ) установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (ч. 21.2 ст. 19 Федерального закона №38-ФЗ).

Взаимосвязанными положениями п.п. 12.1, 12.2, 12.4 постановления Совета Министров Республики Крым от 21.10.2014 №405 «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым» предусмотрено, что демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых без разрешения (самовольная установка) либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, в том числе по причине внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место ранее установленной и эксплуатируемой конструкции перестало соответствовать указанной схеме, производится владельцем объектов наружной рекламы и информации. Если собственник объектов наружной рекламы и информации не выявлен, демонтаж производится собственником или иным законным владельцем земельного участка или недвижимого имущества, на котором установлены и эксплуатируются объекты наружной рекламы и информации, за исключением случаев установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на объекте муниципальной собственности или на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, за свой счет по предписанию уполномоченного органа с последующим благоустройством территории и восстановлением фасада в том виде, который был до установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, и с использованием аналогичных материалов и технологий в течение месяца со дня выдачи предписания. При невыполнении предписания, указанного в пункте 12.1 настоящих Правил, либо, если собственник или иной законный владелец земельного участка или недвижимого имущества, на котором установлен и эксплуатируется объект наружной рекламы и информации, не выявлен, отсутствует или отказывается произвести демонтаж за счет собственных средств, объект наружной рекламы и информации подлежит принудительному демонтажу в установленном порядке уполномоченным органом или с привлечением подрядных предприятий (организаций) на договорных началах. При этом уполномоченный орган не несет ответственности за состояние и сохранность объектов наружной рекламы и информации при их демонтаже и перемещении на место хранения демонтированных объектов наружной рекламы и информации. Работы по демонтажу, перемещению на место хранения, складированию и при необходимости утилизации объектов наружной рекламы и информации оплачиваются из средств бюджета муниципального района (городского округа) по соответствующим статьям расходов.

Согласно п. 13.1 поименованного выше постановления предусмотрено, что к компетенции уполномоченного органа в сфере распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации относится, среди прочего: оформление, выдача и аннулирование разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных объектов наружной рекламы и информации; принятие мер направленных на демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных с нарушением правил, закрепленных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами; принятие мер направленных на привлечение к предусмотренной действующим законодательством ответственности лиц, виновных в установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации с нарушением правил, закрепленных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами. осуществление муниципального контроля; наделение функционального структурного подразделения уполномоченного органа соответствующими полномочиями в сфере распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального района (городского округа).

В соответствии с п. 13.1, 13.2 Правил распространения наружной рекламы демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых без разрешения либо согласования (самовольная установка), либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, либо объект, в отношении которого истёк срок действия выданного ранее разрешения, отсутствует действующий договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ Симферополь. Порядок демонтажа незаконных объектов наружной рекламы и информации устанавливается Симферопольским городским советом Республики Крым.

В этой связи к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится выявление незаконных ОНРИ, вынесение предписания на демонтаж, принудительный демонтаж незаконных ОНРИ, если предписание не выполнено, или собственник конструкции не известен, отсутствует или отказывается произвести демонтаж за счет собственных средств.

Между тем, решением Симферопольского городского совета №61 от 13.11.2014 утвержден Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Устав), которым определены вопросы местного значения, полномочия органов по их разрешению, контрольный функции органов местного самоуправления, правовой статус и полномочия Администрации города Симферополя.

Согласно ч. 30 ст. 9 Уставак вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Статьей 46 Устава предусмотрено, что Администрация г. Симферополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.

В соответствии со ст. 11 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа, среди прочего, обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как установлено в ст. 47 Устава, структуру администрации составляют глава администрации города, заместители главы администрации города, отраслевые (функциональные) органы администрации, а также могут создаваться территориальные органы администрации.

Отраслевые (функциональные) органы администрации города обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории городского округа в соответствии со своей компетенцией (организацию деятельности администрации города). Органы администрации города осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о территориальных, отраслевых и функциональных органах администрации города, которые утверждаются в порядке, установленном Уставом.

Решением Симферопольского городского совета от 27.10.2016 №962 утверждено в новой редакции Положение о МКУ Управление наружной рекламы и информации.

Согласно п. 1.1 Положения о МКУ Управление наружной рекламы и информации управление является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Симферополя.

Пунктом 1.5 Положения о МКУ Управление наружной рекламы и информации предусмотрено, что управление подотчетно и подконтрольно главе администрации города Симферополя, и его деятельность координируется заместителем главы администрации города в соответствии с распределением обязанностей.

Также решением 22-й сессии Симферопольского городского совета от 25.06.2015 №286 утверждено Положение о МКУ Департамент городского хозяйства, п. 1.1 которого предусмотрено, что департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города.

Согласно п. 1.5 Положения о МКУ Департамент городского хозяйства департамент подотчетен и подконтролен главе администрации города, и его деятельность координируется заместителем главы администрации города в соответствии с распределением обязанностей.

При этом согласно ч. 24.1 ст. 49 Устава к полномочиям администрации относится разработка схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В силу п. 5 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (в редакции решения Симферопольского городского совета от 26.05.2016 №758 с соответствующими изменениями (далее – Порядок демонтажа объектов наружной рекламы и информации) выявление ОНРИ, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Симферополь не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов городского округа Симферополь (далее - незаконный ОНРИ), осуществляется уполномоченными должностными лицами МКУ Управление наружной рекламы и информации при реализации ими своих полномочий и обязанностей, а также на основании обращений граждан и организаций.

При выявлении незаконного ОНРИ (либо ОНРИ, который поврежден или находится в аварийном состоянии) уполномоченные должностные лица МКУ Управление наружной рекламы и информации составляют акт о выявлении ОНРИ, установленного и эксплуатируемого на территории городского округа Симферополь не в соответствии с требованиями действующего законодательства по установленной форме, в котором указываются дата выявления, адрес места расположения ОНРИ, его тип, собственник (владелец) ОНРИ. Также в данном акте может быть указана иная информация, касающаяся обозначенной в нём конструкции (схема размещения, фотографии и т.п.) (п. 6 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

На основании составленного акта о выявлении, (за исключением акта о выявлении ОНРИ, который поврежден или находится в аварийном состоянии) уполномоченные должностные лица МКУ Управление наружной рекламы и информации в течение трёх рабочих дней составляют предписание о демонтаже ОНРИ по установленной форме (п. 7 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

Предписание выдаётся собственнику (владельцу) ОНРИ или его доверенному лицу под роспись или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если собственника (владельца) ОНРИ установить невозможно, то уполномоченные должностные лица МКУ Управление наружной рекламы и информации принимают меры по размещению предписания на официальном сайте администрации или опубликованию в официальном печатном издании. В этом случае датой выдачи предписания является дата размещения предписания на официальном сайте администрации или опубликования в официальном печатном издании (п. 9 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

В случае невыполнения собственником (владельцем) ОНРИ предписания в течение месяца со дня его выдачи, уполномоченные должностные лица МКУ Управление наружной рекламы и информации составляют акт о неисполнении предписания, по установленной форме и выдают предписание собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединён ОНРИ. В случае, если собственника (владельца) или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединён ОНРИ установить невозможно, то уполномоченные должностные лица МКУ Управление наружной рекламы и информации принимают меры по размещению предписания на официальном сайте администрации города или опубликованию в официальном печатном издании (п. 11 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

По истечении указанного в предписании срока на демонтаж, уполномоченные должностные лица МКУ Управление наружной рекламы и информации совершают повторный осмотр места установки и эксплуатации ОНРИ с целью установления факта выполнения либо невыполнения предписания (п. 12 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

В случае, если собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединен ОНРИ, не выполнил предписание в течение месяца со дня его выдачи, либо он неизвестен, а также в случае, если предписание не выполнено собственником (владельцем) ОНРИ, который присоединён к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию ОНРИ, либо он неизвестен, то такой ОНРИ демонтируется уполномоченной администрацией организацией, с которой заключён соответствующий договор в соответствии с действующим законодательством. Демонтаж ОНРИ, его хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета (п. 13 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

Демонтаж, доставка к месту хранения (транспортировка), хранение, и в необходимых случаях уничтожение (утилизация) ОНРИ производится МКУ Департамент городского хозяйства либо специализированной организацией. Привлечение специализированной организации осуществляется на основании муниципального задания или договора об оказании соответствующих услуг, заключенного с администрацией в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договора безвозмездного выполнения работ и оказания услуг, заключенного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п. 14 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации).

Согласно п. 2.29 Правил распространения наружной рекламы МКУ Управление наружной рекламы и информации представляет собой специально уполномоченное в сфере распространения наружной рекламы и размещения объектов наружной рекламы и информации отраслевое (функциональное) структурное подразделение администрации, основными задачами которого является: реализация на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных правовых актов в сфере распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации; осуществление контроля за установкой и эксплуатацией, техническим и эстетическим состоянием объектов наружной рекламы и информации.

К тому же, в соответствии с п. 3.45 Положения о МКУ Департамент городского хозяйства департамент организует мероприятия по сносу (демонтажу) самовольных построек и самовольно размещенных объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа, а также размещенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, Республики Крым и муниципальных правовых актов в установленном порядке.

Между тем, судом установлено, что МКУ Управление наружной рекламы и информации в период с 29.09.2017 по 24.09.2020 вынесено 89 предписаний о демонтаже объекта наружной рекламы и информации: от 29.09.2017 №969, 971, 972, 975, 977, 979, 980, 981, 982, 984, 985, 986,  988, 987, 989, 990, 995, 997, 998, 999, 1000, 1001, 1002, 1016, 1017; 13.10.2017 № 1031, 1032, 1033, 1045, 1046, 1044, 1049, 1047, 1042, 1041, 1035, 1037; 07.12.2017 №1200, 1199, 1198, 1197, 1194, 1193; 02.07.2018 №466; 24.08.2018 №527, 526; 28.11.2018 №531, 532, 533, 534, 867, 880, 878, 889, 884, 882, 891, 883, 879, 847, 876, 881, 868, 875, 874, 872, 869, 873; 27.03.2019 №249, 242, 225, 234, 235, 237, 236, 239, 241, 240, 245, 244, 243; 29.01.2019 №97; 24.07.2019 №334; 22.11.2019 №883, 884; 23.12.2019 №1108; 03.02.2020 №20; 18.02.2020 №76; 24.09.2020 №580.

МКУ Управление наружной рекламы и информации осуществлялось обследование территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на предмет выявления ОНРИ с истекшим сроком разрешений на их размещение, в результате которого по состоянию на 08.10.2020 выявлено 408 таких незаконно размещенных объектов (т. 7 л.д. 126-132). Указанный перечень незаконно размещенных ОНРИ неоднократно уточнялся в связи с добровольным демонтажем собственниками конструкций, о чем свидетельствуют приобщенные к делу информационные письма МКУ Управление наружной рекламы и информации.

К тому же, на основании п. 1.3, 2.10, 2.14 Положения о порядке привлечения добровольных пожертвований в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, их зачисления и расходования, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 30.11.2015 №499, распоряжением администрации города создана комиссия по рассмотрению предложений о направлении (передаче) добровольных пожертвований, а также утверждено положение о ней.

По результатам рассмотрения обращения ИП ФИО5 (вх. №15174/24/01-38) комиссией по рассмотрению предложений о направлении (передаче) добровольных пожертвований принято решение о целесообразности принятия пожертвования предпринимателя в виде выполнения работ по демонтажу незаконно установленных ОНРИ в количестве 89 штук, а главой администрации принято соответствующее решение о принятии пожертвования.

Впоследствии 24.08.2020 между Администрацией г. Симферополя (заказчик) и ИП ФИО5 (подрядчик) заключен муниципальный контракт №54 на выполнение работ по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на сумму 584 182,70 руб., по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций согласно утвержденной заказчиком сметной документации, и передать их заказчику, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы (т. 4 л.д. 46-54).

28.10.2020 между Администрацией г. Симферополя и ИП ФИО5 заключен договор пожертвования в форме подряда, на основании которого последний принял на себя обязательства по выполнению работ по демонтажу незаконно размещенных ОНРИ (т. 4 л.д. 159-168).

Согласно письму заместителя главы администрации, адресованному Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю от 23.09.2020 №9829/24/01-13, во исполнение муниципального контракта на выполнение работ по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций от 24.08.2020 №54 подрядчиком выполнены работы по демонтажу (сносу) незаконно размещенных ОНРИ в количестве 11 единиц (т. 4 л.д. 55-56).

К тому же, бюджетом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2020 год предусмотрены средства на реализацию мероприятий по демонтажу (сносу) незаконно размещенных рекламных конструкций в размере 1 973 290,61 руб., из них распорядителем бюджетных средств освоено 1 697 979,37 руб.

Из Перечня расходов, осуществляемых главным распорядителем бюджетных средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на 2020 год по МКУ Департамент городского хозяйства, являющегося приложением к постановлению администрации от 09.01.2020 №81, следует, что в 2020 году департаментом выполнены мероприятия по демонтажу (сносу) незаконных ОНРИ на общую сумму 924 011,86 руб. (т. 4 л.д. 107-120).

Согласно перечню расходов, осуществляемых главным распорядителем бюджетных средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на плановый период 2021 и 2022 годов по МКУ Департамент городского хозяйства предусмотрена разработка проектов на снос (демонтаж) объектов капитального строительства в 2021 году в размере 5 414 814,49 руб., в 2022 году – 3 162 843,99 руб. (т. 4 л.д. 121-129).

Указанные обстоятельства в совокупности подтверждают отсутствие факта бездействия администрации, МКУ Департамент городского хозяйства, а также МКУ Управление наружной рекламы и информации по реализации ими своих полномочий в сфере выявления и устранения нарушения при размещении ОНРИ, что с учетом императивных разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в их нормативном единстве с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ исключает возможность удовлетворения судом заявленных ООО «Трэйд Медиа Групп» требований.

Руководствуясь статьями 117, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Заявление общества с ограниченной ответственностью «Трэйд Медиа Групп» о восстановлении процессуального срока удовлетворить.

2.Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Трэйд Медиа Групп» срок на подачу заявления.

3.В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Судья                                                                                                                              С.О. Лукачев