ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-14936/2021 от 24.05.2022 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 30 мая 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи С.А. Чумаченко, при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Ермак А.С., рассмотрев материалы дела по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (298600, КРЫМ РЕСПУБЛИКА, ЯЛТА ГОРОД, СОВЕТСКАЯ ПЛОЩАДЬ, ДОМ 1, ОГРН: 1149102130264, Дата присвоения ОГРН: 12.12.2014, ИНН: 9103015492, КПП: 910301001)

к ООО «Фирма «А Я» (ул. Старонаводницкая, д. 8Б, литера «А», Печерский район, г. Киев, Украина, 01015, Код ЕГРПОУ 25136611)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации города Ялты, ООО «Соборъ Пресс» (ОГРН 1037701017529)

о расторжении договора,

при участии представителей сторон:

от лиц, участвующих в деле – не явились.

УСТАНОВИЛ:

от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление, согласно которого просит:

1.           Расторгнуть договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка (КН 90:25:090105:40), заключенный между Алупкинским городским советом и юридическим лицом «Фирма «А Я» 21.03.2008.

Определением от 20.07.2021 исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ, суд разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым - в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.

Согласно отчетов об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором  RA743612959RU и RA743612962RU ответчик и Хозяйственный суд города Киева уведомлены, почтовое отправление вручено суду 31.07.2021, ответчику были осуществлены попытки вручения корреспонденции 02.08.2021, 05.08.2021, 31.08.2021, 15.02.2022, что подтверждается отчетами.

Таким образом, об осведомленности истца и ответчика о наличии настоящего спора на рассмотрении Арбитражного суда Республики Крым свидетельствуют почтовые уведомлении, возвратившиеся в адрес суда и приобщенные к материалам дела отчеты об отслеживании почтовых отправлений.

24.05.2022 суд в порядке части 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольно назначил дело к судебному разбирательству.

В ходе рассмотрения дела судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрацию города Ялты, ООО «Соборъ Пресс» (ОГРН 1037701017529).

В судебное заседание, состоявшееся 24.05.2022 стороны явку своих представителей не обеспечили. О дате и месте проведения судебного заседания был уведомлены надлежащим образом и своевременно.

 В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассматривать заявление в отсутствие сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно документов и доказательств для рассмотрения заявления по существу.

На основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.05.2022 была объявлена резолютивная часть принятого решения.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

21.03.2014 вступил в силу Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно пункту 6 статьи 26 Закона Республики Крым № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в  отношениях  с  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Согласно Закона Республики Крым №15-ЗКР от 05.06.2014 «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных (образований в Республике Крым» принятым Государственным Советом Республики 04 июня 2014 года муниципальное образование город Ялта наделён статусом городской округ Ялта.   

Уставом муниципального образования городской Округ Ялта определены уполномочия Ялтинского городского совета по принятию нормативно-правовых актов; в сфере землепользования (ст. 33) и администрации города в части земельных отношений как непосредственное управление и распоряжение земельными участками муниципальной собственности, проведение земельного контроля (ст. 52), участие в суде в качестве истца и ответчика по вопросам землепользования.

Во исполнение требований Устава города Ялта, Ялтинским городским советом 1 -го созыва было принято решение от 28 ноября 2014 года №131 «Об учреждении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты».

В задачи и обязанности Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым согласно действующему Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, утвержденному решением от 17 сентября 2015 года № 11 12-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета, вменено обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов муниципального образования городской округ Ялта в области имущественных и земельных отношений (п.2.6. Положения), администрирование в установленном законодательством порядке неналоговых доходов, в том числе от использования; имущества и земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности городского; округа Ялта Республики Крым (п. 2.5. Положения), обращение в судебные органы в случае нарушения законодательства в части распоряжения и использования муниципальной собственности, участие в судах в качестве истца и ответчика, третьего лица (п.4.9 Положения).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым является надлежащим истцом в данном деле.

21.03.2008 между Алупкинским городским советом и юридическим лицом «Фирма «АЯ» заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка, зарегистрированный в установленном порядке № 040800700017 от 26.06. 2008, (далее - Договор).

Согласно п.1.1 Договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает за плату во временное пользование земельный участок общей площадью 1,5000 га, расположенный по адресу: г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка с кадастровым номером 0111970200:01:005:0230 (90:25:090105:40) для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов из земель жилой и общественной застройки.

Согласно п. 1.4 Договора целевое назначение (использование) земельного участка в соответствии с Решением 21-ой очередной сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 29.12.2007 под №16/4: для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов.

Цель использования земельного участка: для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов.

Согласно п. 3.2. Договора Арендодатель вправе требовать от Арендатора использования земельного участка в соответствии с целью, определенной в п. 2.1. настоящего договора.

Согласно п. 3.1. Договор заключен сроком на 49 лет.

Участок передан Арендатору по акту приема передачи.

В связи с ликвидацией органов местного самоуправления Форосского, Симеизского, Ливадийского. Массандровского поселковых советов, Алупкинского и Ялтинского городских советов, имущественные комплексы предприятий, учреждений и исполнительных органов Форосского, Симеизского, Кореизского, Гаспринского, Ливадийского, Массандровского, Гурзуфского поселковых советов и Алупкинского городского совета, правопреемником всех прав и обязанностей по данному Договору является Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.

Согласно п.6 ст.26 Закона Республики Крым 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в            соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Согласно Закону Республики Крым №15-ЗКР от 05.06.2014 г. «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», принятому Государственным Советом Республики 04 июня 2014 года, муниципальное образование город Ялта наделено статусом городской округ Ялта.

В соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в структуру органов местного самоуправления городского округа Ялта входят: Ялтинский городской совет как представительный орган, администрация города как исполнительно-распорядительный орган.

Уставом муниципального образования городской округ Ялта определены полномочия Ялтинского городского совета по принятию нормативно-правовых актов в сфере землепользования (ст. 33) и администрации города в части земельных отношений как непосредственное управление и распоряжение земельными участками муниципальной собственности, проведение земельного контроля (ст.52), участие в суде в качестве истца и ответчика по вопросам землепользования.

С момента принятия Устава, то есть после 19.11.2014 Ялтинский городской совет утратил, а Администрация города приобрела полномочия по управлению и распоряжению земельными участками муниципальной собственности, проведению земельного контроля.

Во исполнение требований Устава города, Ялтинским городским советом 29 ноября 2014 года принято решение № 131 «Об учреждении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты». Данным решением утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым.

Решением Ялтинского городского Совета № 11 от 17 сентября 2015 года Положение утверждено в новой редакции.

В задачи и обязанности Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым согласно действующему Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, утвержденному решением от 28 марта 2019 года № 6, 80-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета вменено обеспечение управления и распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством (п.4.2.1. Положения), обеспечение полноты и стабильности поступления в местный бюджет средств и администрирование неналоговых доходов местного бюджета, полученных при управлении и распоряжении муниципальным имуществом (п.4.2.2. Положения), осуществление контроля за соблюдением условий договоров, предметом которых является муниципальное имущество, в части своевременности и полноты поступления средств в местный бюджет (п. 3.4.5. Положения), обеспечение управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 3.3.6. Положения), обращение в правоохранительные органы, . суды в случае выявления фактов нарушения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом (п.4.1.9 Положения).

ООО «Фирма АЯ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины и ему присвоен идентификационный код юридического лица - 25136611.

По состоянию на февраль 2020 года Арендатор не приступил к освоению земельного участка, согласно предусмотренному Договором целевому назначению, тем самым существенно нарушив условия Договора.

Поскольку Арендатор не выполнил обязательства, определенные условиями Договора, Департамент обратился к ответчику с предупреждением о необходимости исполнения обязательства по договору аренды земельного участка и предложением о расторжении договора аренды земельного участка от 08.06.2021г. № 03-19/1967.

Претензия была направлена посредством почтовой корреспонденции (почтовый идентификатор RA743413480RU.

Неисполнение Арендатором обязательств по договору аренды в части освоения и использования земельного участка в установленные законом сроки, послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

Возникшие между сторонами отношения регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определяющей правоотношения по договору аренды.

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению этого имущества.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК договор может быть расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.

Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

21.03.2008 между Алупкинским городским советом и юридическим лицом «Фирма «АЯ» заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка, зарегистрированный в установленном порядке № 040800700017 от 26.06. 2008.

Согласно п.1.1 Договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает за плату во временное пользование земельный участок общей площадью 1,5000 га, расположенный по адресу: г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка с кадастровым номером 0111970200:01:005:0230 (90:25:090105:40) для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов из земель жилой и общественной застройки.

Согласно п. 1.4 Договора целевое назначение (использование) земельного участка в соответствии с Решением 21-ой очередной сессии 5-го созыва Алупкинского городского совета от 29.12.2007 под №16/4: для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов.

Цель использования земельного участка: для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов.

Согласно п. 3.2. Договора Арендодатель вправе требовать от Арендатора использования земельного участка в соответствии с целью, определенной в п. 2.1. настоящего договора.

12.02.2020г. сотрудниками Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта было произведено обследование фактического использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:090105:40, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка, по результатам которого составлен акт осмотра земельного участка. Осмотром установлено, что земельный участок площадью 15000 кв.м свободен от застройки. Земельный участок не огражден, не освоен.

На земельном участке произрастают зеленые насаждения, подлежащие инвентаризации и передаче на ответственное хранение получателя земельного участка.

Согласно ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, (далее - ДАГ) от 28.07.2020 на запрос, информация о регистрации ГПЗУ и град.условий на земельный участок расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка, в ДАГ - отсутствует.

Таким образом, по состоянию на февраль 2020 года Арендатор не приступил к освоению земельного участка, согласно предусмотренному Договором целевому назначению, тем самым существенно нарушив условия Договора.

Суд отмечает, что в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Соборъ Пресс» о заключении договора аренды земельного участка площадью 15000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, г.Алупка, район ул.Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка, с КН 90:25:090105:40, в порядке переоформления ранее возникших прав.

Свое право ООО «Соборь Пресс» обосновал решением №8 единственного участника ООО «Соборь Пресс» от 08.02.2014 которым удовлетворено заявление ООО «Фирма «А Я» о принятии в состав участников Общества ООО «Соборъ Пресс» и приобретении в уставном капитале общества доли за счет внесения в качестве вклада в уставный капитал арендных прав в отношении земельного участка площадью 1,5000га, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, г.Алупка, район ул.Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка для строительства и обслуживания комплекса многоэтажных жилых домов (договор аренды земельного участка от 21.03.2008).

Ввиду того, что такое правопреемство не подтверждено в установленном законом порядке (отсутствует регистрация), а также ввиду того что договор аренды не предусматривал такой передачи без согласия Арендодателя, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым отказано ООО «Соборъ Пресс» в предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления ранее возникших прав (ответ ДИЗО от 17.03.2022 за №03-18/2520).

Для освоения участка необходимо совершить определенный комплекс мер, без которых осуществление строительства противоречило бы законодательству Российской Федерации в области градостроительства и архитектуры.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

В соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое

выдается органом местного самоуправления но месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории.

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 32 Закона Украины от 06.10.1998 №161-XIV «Об аренде земли» по требованию одной из сторон договор аренды земли может быть досрочно расторгнут по решению суда в случае невыполнения сторонами обязанностей, 6 предусмотренных, в том числе, статьей 24 настоящего Закона.

Арендодатель вправе требовать от арендатора использование земельного участка по целевому назначению согласно договору аренды. Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

В соответствии со статьями 450 и 619 Гражданского кодекса договор аренды может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

Если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (пункт 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также предложение о расторжении договора (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения, а требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (пункт 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

Спор о расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса (пункт 60 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Департамент обратился к ответчику с предупреждением о необходимости исполнения обязательства по договору аренды земельного участка и предложением о расторжении договора аренды земельного участка от 08.06.2021г. № 03-19/1967. Претензия была оставлена без ответа.

Как указано судом ранее, актом  осмотра территорий по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка, от 12.02.2020 установлено, что земельный участок площадью 15000 кв.м свободен от застройки. Земельный участок не огражден, не освоен.

На земельном участке произрастают зеленые насаждения, подлежащие инвентаризации и передаче на ответственное хранение получателя земельного участка.

Материалами дела установлено, что арендатором существенно нарушены условия договора аренды, которые выразились в неосуществлении ответчиком постройки объекта на протяжении более 13 лет с момента передачи земельного участка, а также отсутствие доказательств существования объективных причин, которые бы исключили возможность строительства объекта на земельном участке.

Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Арендатором не представлены документы, подтверждающие совершение необходимых действий для строительства и исполнения существенного условия договора о целях предоставления земельного участка начиная с 2008 года и по 16.12.2021 (день обращения ООО «Соборъ Пресс» к истцу с заявлением о заключении договора аренды земельного участка в порядке переоформления ранее возникших прав), на протяжении такого же длительного времени не разрабатывалась проектная документация, с последующим получением разрешения на строительство.

Также, каких-либо доказательств, которые указывали бы на наличие объективных причин, препятствовавших совершению действий по реальному строительству в период с 2008 по 2021 год в материалы дела не представлено.

По правилам статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Наряду с указанными основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса:

- использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением;

- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или юного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступить к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором. Так, после предоставления арендатору - застройщику испрашиваемого земельного участка в аренду данное лицо обязано осуществить комплекс мероприятий по подготовке строительства объекта капитального строительства, предусмотренных главой 6 Градостроительного кодекса РФ, и само строительство указанного объекта.

 На стадии подготовки арендованного земельного участка к строительству застройщик должен осуществить инженерные изыскания для подготовки проектной документации, подготовить проектную документацию на планируемый к строительству объект, провести необходимые согласования строительства объекта с заинтересованными лицами, оформить градостроительный план земельного участка и получить в компетентном органе местного самоуправления разрешение на строительство.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика не находят своего подтверждения в материалах дела.

Таким образом, суд считает заявленные требования истца о расторжении договора аренды земельного участка подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию в бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Расторгнуть договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, район ул. Южнобережное шоссе, выше границ Милютинского парка (КН 90:25:090105:40), заключенный между Алупкинским городским советом и ООО «Фирма «А Я» 21.03.2008

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фирма АЯ»в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000,00 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21).

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          С.А. Чумаченко