ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-16135/18 от 30.11.2018 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

07 декабря 2018 года                                                             Дело №А83-16135/2018

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абдурамановым Э.Р., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению:

Начальника УМВД России по г.Ялте полковника полиции ФИО1 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2

к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Начальник УМВД России по г.Ялте полковника полиции ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2  к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В судебном заседании от 08.11.2018 суд перешел на стадию судебного разбирательства.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседании извещены надлежащим образом в порядке ст.123 АПК РФ.

Согласно части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.19 сентября 2018 года в 13 часов 40 минут в торговой точке № 54 (рынка продовольственных товаров), расположенной по адресу <...>, принадлежащей по договору аренды помещения индивидуальному предпринимателю ФИО2,осуществлен оборот (хранение) алкогольной продукции, а именно: алкогольной продукции (вино, водка, виски, коньяк, джин) в ассортименте без сопроводительных документов (товаро-транспортных накладных, без сертификатов соответствия), удостоверяющих легальность их производства и оборота, в нарушении ст.10.2, п. 12 ч.2 ст.16 Федерального закона №171- ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Из объяснения индивидуального предпринимателя ФИО2 установлено, что сопроводительные документы на алкогольную продукцию отсутствуют, алкогольную продукцию он привозит из Европы.

В ходе осмотра торговой точки (рынка продовольственных товаров), расположенной по адресу <...>, алкогольная продукция в ассортименте в количестве 162 бутылки была изъята и передана на хранение в камеру вещественных доказательств по административному производству, расположенную по адресу: <...>, ОП №2 «Ливадийский», согласно акту приема-передачи ответственному лицу.

По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении РК № 242961/4679 от 19.09.2018.

Указанные материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Республики Крым для разрешения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушении является всесторонне, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 ст. 10.2 закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).

5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ) Статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Административным органом выявлен оборот заявителем алкогольной продукции при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Законом N 171-ФЗ.

В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт осуществления заявителем оборота алкогольной продукции, в отсутствие товаросопроводительных документов зафиксирован материалами дела (протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении).

Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами Субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации требований, либо подтверждающих невозможность принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, не представлено. Таким образом, с учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ, совокупностью собранными по делу доказательств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что событие и вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, доказаны административным органом в полном объеме.

Санкция ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает такой вид административного наказания как наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С учетом характера совершенного административного правонарушения в области оборота, перевозки, хранения и сбыта алкогольной продукции, не соответствующей закону N 171-ФЗ, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить за совершенное предпринимателем административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 (десяти тысяч) рублей.

При этом суд отмечает, что с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в данном случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2016 N 310-АД16-17589.

Как следует из пояснений предпринимателя, последний осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже б/у товаров из Европы.В числе продаваемых товаров: мебели, посуды, декоративных изделий и разных предметов домашнего обихода значительную часть занимают аксессуары для домашнего бара как, например: бокалы для вина, пивные кружки, графины, штопоры, винные полки, подставки для бутылок и т.п.Таким образом, изъятая часть алкогольной продукции служила средством декорирования интерьера помещения красивыми бутылками от винной продукции,  другая часть продукции хранилась в контейнере, который находится возле торгового павильона, но торговой площадью не является, а служит для складирования личных вещей. На бутылках нет никаких акцизных марок, т.к. алкоголь приобретался в странах, где их не используют. На некоторых бутылках сохранились ценники в Евро. В магазинчике часть бутылок была расставлена на полках, в шкафах и использовались для декоративного оформления (см. фото).

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что  алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов от 19.09.2018, подлежит возврату предпринимателю, поскольку не доказан факт того, что алкогольная продукция относится в силу статей 25, 26 Закона N 171-ФЗ к продукции, изъятой из незаконного оборота или ограниченной в обороте.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 204 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, дата регистрации 11.02.2015, ДД.ММ.ГГГГ г.р., г. г.Шахрисябз Узбекистан, улул.Историческая, 3, с.Ковыльное, Раздольненский район) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб.

Реквизиты на оплату  штрафа: расчетный счет  <***>, Отделение в Республике Крым, БИК 043510001, получатель: УФК по РК (УМВД России по г.Ялте), ИНН <***>, КПП 910301001, ОКТМО 35729000, КБК 18811608010016000140, назначение платежа – штраф за административное правонарушение.

В соответствии со статьёй 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                        М.П.Авдеев