ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-16549/19 от 17.03.2020 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, г.Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь

24 марта 2020 года

                                  Дело №А83-16549/2019

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2020 года. Полный текст решения изготовлен 24 марта 2020 года

Судья Арбитражного суда Республики Крым Авдеев М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Межмединовой У.А., рассмотрев материалы заявления общества с ограниченной ответственностью «Фламинго» (ОГРН – 1199112003859, ИНН – 9102253092, ул. Одесская, д.2/21, эт.1, пом.64, г. Симферополь, Республика Крым, 295000)

к Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (ул. Самокиша, д.30, г. Симферополь, Республика Крым, 295011) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470, ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии:

не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

общества с ограниченной ответственностью «Фламинго» (далее – заявитель,              ООО «Фламинго») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее – суд) с заявлением к Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, согласно которому просит суд: признать постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым №64/27 от 06.08.2019 о назначении административного наказания ООО «Фламинго» в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб. незаконным в части назначения наказания и изменить на предупреждение.  

Заявление мотивировано тем, что, по мнению заявителя, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей является необоснованно высоким. В связи с чем, просит суд, руководствуясь ст. 3.4 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде предупреждения.

Заявитель и заинтересованное лицо, не обеспечили явку уполномоченных представителей в судебное заседание, которое состоялось 17.03.2020 о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Каких-либо ходатайств в адрес суда от заявителя и Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не поступало.

Согласно письменным возражениям от 10.10.2019 №328 заинтересованное лицо учитывая что ООО «Фламинго» не предоставлены доказательства отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствия  имущественного ущерба, а также тот факт, что общество не предпринимались меры для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Симферополя Республики Крым, полагает что основания для удовлетворения  заявленных требований отсутствуют.

Третье лицо также не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание 17.03.2020, о дате, времени и месте уведомлено надлежащим образом. Каких-либо ходатайств в адрес суда от Администрации города Симферополя Республики Крым не поступало. Ранее, в адрес суда от администрации поступали письменные пояснения, согласно которым третье лицо, возражало против удовлетворения требований заявителя ввиду отсутствия соответствующих оснований.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Киевского района города Симферополя на основании решения о проведении проверки от 27.06.2019 № 230, а также решения о расширении предмета проверки от 28.06.2019 № 230 проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства ООО «Фламинго».

Решение о проведении и о расширении предмета проверки доведено директору ООО «Фламинго» 27.06.2019 и 28.06.2019 соответственно.

Проверкой установлено, что ООО «Фламинго» использует нестационарный торговый объект - заведение общественного питания кафе «Сад Чирахова» общей площадью 141 кв.м, для ведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг общественного питания, который расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Одесская, № 2/21, кадастровый номер 90:22:000000:537.

Указанный нестационарный торговый объект используется ООО «Фламинго» на основании договора аренды от 20.05.2019 № 20/05/19, заключенного между ООО «Фламинго» и ООО «Дом Чирахова».

Согласно условиям данного договора Арендодатель (ООО «Дом Чирахова») обязуется предоставить за плату во временное пользование Арендатору (ООО «Фламинго») движимое имущество - переносную конструкцию вместе с ее принадлежностями. Имущество предоставляется для обслуживания клиентов ресторана.

Согласно информации специалиста контроля Администрации города Симферополя, кафе-ресторан «Сад Чирахова» является нестационарным торговым объектом.

Так, в результате проверки установлено, что ООО «Фламинго» в нарушении требований действующего законодательства использует нестационарный торговый объект общественного пита кафе «Сад Чирахова» для ведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг общественного питания, обслуживания клиентов ресторана в месте, не предусмотренном схемой размещения НТО, утвержденного 88-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28.06.2018 № 1657.

Усмотрев в действиях ООО «Фламинго» признаки административного правонарушения предусмотренного  ст. 6.1 Закона Республики Крым №117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» 19.07.2019 заместитель прокурора Киевского района г. Симферополя младший советник юстиции Зинченко Н.С.. рассмотрев материалы проверки по вопросу соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства ООО «Фламинго» постановил возбудить в отношении ООО «Фламинго» ОГРН 1199112003859, адрес регистрации: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Одесская, 2/21, этаж 1, пом. 64, дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.1 ЗРК от 25.06.2015 №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым».

06.08.2019 Административной комиссией муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым вынесено постановление №64/27 которым ООО «Фламинго» назначено административное наказание в виде 100 000,00руб.

Не согласившись с постановлением в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб. ООО «Фламинго» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 АПК РФ, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 6.1. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" установлено, что реализация товаров и (или) оказание услуг в местах, не установленных для этих целей органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от четырех тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли.

 Объективная сторона данного правонарушения выражается в оказании услуг в местах, не установленных для этих целей органами местного самоуправления.

Общество относится к числу субъектов данного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 381-ФЗ).

Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение согласно п. № 381-ФЗ.

Как было установлено проверяющим органом кафе-ресторан «Сад Чирахова» является нестационарным торговым объектом.

В силу требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 разделом II Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года №402 «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым» (далее по тексту Порядка размещение и функционирования НТО) предусмотрено, что размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Пунктом 6 раздела II Порядка размещение и функционирования НТО предусмотрено, что НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления).

Пунктами 16, 19 раздела II указанного Порядка установлено, что размещение НТО на земельных участках муниципальной или государственной собственности, находящихся в пользовании физических или юридических лиц, допускается по договору с пользователем земельного участка при условии размещения НТО в соответствии со Схемой, соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, вида разрешенного использования земельного участка, градостроительного законодательства и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.

Самовольное размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственных и муниципальной собственности запрещается.

Так же согласно п.1.1 раздела I Положения об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования  городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 16.02.2017 № 1107 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (62-я сессия I созыва) (далее по тексту Положение о размещении НТО) настоящее Положение определяет порядок размещения, заключения договоров на размещение, демонтажа и осуществления контроля за размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно п. 1.7. раздела I Положения о размещении НТО к нестационарным торговым объектам относятся, в том числе сезонная (круглогодичная) уличная площадка - специально оборудованное временное сооружение, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей.

В силу п. 2.1, 2.2, 2.5 нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета.

Основанием для размещения НТО является Договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Договор), заключенный Администрацией с хозяйствующим субъектом. Приложениями к Договору являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500.

Размещение НТО на земельных участках муниципальной или государственной собственности, находящихся в пользовании физических или юридических лиц, допускается по договору с пользователем земельного участка при условии размещения НТО в соответствии со Схемой, соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, вида разрешенного использования земельного участка, градостроительного законодательства и правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Решением Симферопольского городского совета от 20.08.2015 № 361 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Решением Симферопольского городского совета от 28.06.2018 № 1657 внесены изменения в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 20.08.2015 № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ООО «Фламинго» в нарушении вышеуказанных требований действующего законодательства использует нестационарный торговый объект общественного пита кафе «Сад Чирахова» для ведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг общественного питания, обслуживания клиентов ресторана в месте, не предусмотренном схемой размещения НТО, утвержденного 88-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28.06.2018 № 1657.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1. Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым».

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5. КоАП срока давности привлечения к административной ответственности; процедура привлечения к административной ответственности не нарушена административным органом.

Вместе с тем, суд считает, что административным органом не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из текста оспариваемого постановления следует, что заявителю назначено наказание в размере, предусмотренном ст. 6.1 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым".

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Таким образом, перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, и не подлежит расширению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В рассматриваемом случае, суд принимает во внимание, что общество было создано 25.02.2019, т.е. на момент вынесения постановления №64/27 от 06.08.2019 предприятие осуществляло предпринимательскую деятельность менее полугода, признание обществом своей вины в полном объеме, совершение обществом правонарушения впервые, отсутствие вредных последствий (доказательства обратного в материалах дело отсутствуют).

Санкцией статьи 6.1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 №117-ЗРК/2015"Об административных правонарушениях в Республике Крым" для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

При этом, согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного  мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства . угрозы чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Также следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 №4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1. ст. 3.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что наложение на общество штрафа в размере 100 000 рублей в рассматриваемом случае является чрезмерным, в связи с чем, принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, суд полагает возможным определить Обществу наказание в виде предупреждения.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению путем изменения назначенного административного штрафа по оспариваемому постановлению о привлечении к административной ответственности на предупреждение.

В соответствии с ч. 4ст. 208 АПК РФзаявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Фламинго» удовлетворить.

2. Изменить постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым 64/27 от 06.08.2019 о назначении административного наказания, заменив штраф в размере 100 000,00 рублей на предупреждение.

3. В остальной части постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым 64/27 от 06.08.2019  оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                М.П. Авдеев