АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2021 года. Решение в полном объёме изготовлено 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Букиной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Щепет А.В., рассмотрел материалы дела по заявлению Муниципального унитарного предприятия «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; ул. Дм. Ульянова, 13, корп. лит. А, г. Евпатория, <...>)
к Административной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория <...>, г. Евпатория, <...>)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации города Евпатории Республики Крым (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП: 911001001; проспект им. В.И. Ленина, д. 2, г. Евпатория, <...>)
об отмене постановления,
при участии:
от заявителя – не явились;
от заинтересованного лица – не явились;
от третьего лица - не явились.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Административной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, согласно которому заявитель просит отменить постановление административной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым от 29.09.2020 №252/230-КП2020 о привлечении муниципального унитарного предприятия «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб., а производство по делу – прекратить.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 14.10.2020 суд принял заявление к производству, возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание, с извещением лиц, участвующих в деле, на 10.11.2020.
10.11.2020 в ходе предварительного судебного заседания, суд, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и перешёл к стадии судебного разбирательства. Кроме того, суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию г. Евпатории Республики Крым.
В судебном заседании, состоявшемся 10.11.2020, представитель заявителя представил суду ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которые суд приобщил в материалы дела (л.д. 43-44).
Определениями Арбитражного суда Республики Крым от 07.12.2020, 21.01.2021, 19.02.2021 суд истребовал от заинтересованного лица материалы административного дела.
18.03.2021 через электронную систему подачи документов «Мой Арбитр» от заинтересованного лица поступили материалы административного дела (л.д. 72-127).
18.03.2021 через канцелярию суда от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которые судом приобщены в материалы дела (л.д. 128-130).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о дате, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом и своевременно, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.
Отзыв на заявление от заинтересованного лица и третьего лица в материалы дела представлен не был.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд не обеспечили, что в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
В рамках исполнения функции муниципального контроля в сфере благоустройства и Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 06.04.2020 №2-12/5, положения об управлении муниципального контроля администрации г. Евпатория, утвержденного распоряжением администрации г. Евпатория от 10.04.2018 № 103-р представление прокуратуры города Евпатории от 09.06.2020 №Прдр-20350007-88-20/1353- 20350007 начальником отдела комплексных проверок управления муниципального контроля администрации г. Евпатории ФИО1 27.08.2020 проведено обследование территории, расположенной по адресу: <...>. 9/5.
В результате проведенного обследования установлено, что на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 90:18:010152:822, переданном МУП «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым в пользование согласно договору аренды земельного участка от 12.08.2020 № 76-н, заключенному с Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатория, расположенном по адресу: <...>, выявлен факт размещения МУП «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым нестационарных торговых объектов в виде павильонов с надписями: «Женская одежда» площадью 24.5 кв.м., «Пакеты - Фототовары - Хозтовары» площадью 17.21 кв.м., «Колбасы» площадью 31.39 кв.м., «Бытовая химия» площадью 27.59 кв.м., «Выпечка «Degirmen» площадью 30.07 кв.м., «Парео - Косынки - Платки - Шарфы» площадью 27.27 кв.м., «Яйцо» площадью 5.87 кв.м., «Рыба» площадью 76.82 кв.м., «Радуга продуктов» площадью 65.77 кв.м., «Богдановский хлеб» площадью 8.18 кв.м., «Все для ремонта и строительства - Хозтовары» площадью 27.19 кв.м., «Fast Food» площадью 13.6 кв.м., «Сладости-сухофрукты» площадью 47.75 кв.м., «Гезлевские колбасы» площадью 32.79 кв.м., «Фрукты - овощи» площадью 15.35 кв.м., «Талая вода» площадью 15.5 кв.м., «Perfums bar» площадью 5 кв.м., «Фирменная торговля - цены производителя» площадью 9.05 кв.м., «Точка молочка» площадью 29,38 кв.м., «Наше мясо», «Купальники-плавки», металлические конструкции нестационарных торговых объектов общей площадью 632.38 кв.м., торговая палатка с холодильным ларем по реализации продукции по-корейски площадью 6 кв.м., «Квас Староминский», нестационарные торговые объекты в виде павильонов без надписей, без внесения их в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг, расположенных на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в нарушение пунктов 5.2.1, 5.2.2. 5.2.3 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 06.04.2020 № 2-12/5.
08.09.2020 начальником отдела комплексных проверок управления муниципального контроля администрации г. Евпатории Республики Крым ФИО1 в отношении Муниципального унитарного предприятия «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым составлен протокол об административном правонарушении №230-КП по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республики Крым» по факту незаконного размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящегося в муниципальной собственности на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (л.д. 75-76).
29.09.2020 на заседании административной комиссии, в присутствии представителя МУП «КурортТоргСервис» - директора ФИО2, рассмотрен протокол об административном правонарушении №230-КП, и вынесено постановление №252/230-КП/2020, согласно которому МУП «КурортТоргСервис» привлечено к административной ответственности по статье 3.11 Закона Республики Крым №117-ЗРК по факту незаконного размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящегося в муниципальной собственности на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 10-13).
Заявитель, полагая, что постановление №252/230-КП/2020 от 29.09.2020 нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с данным заявлением.
Учитывая вышеизложенное, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возложены задачи по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В силу части 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также органов и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, устанавливает Закон Республики Крым №117-ЗРК.
В силу статьи 1.3 Закона Республики Крым №117-ЗРК общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия (бездействие), предусмотренные разделом II настоящего Закона, в случае если они могут быть квалифицированы как правонарушение, предусмотренное Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат квалификации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 8.10 Закона Республики Крым №171-ЗРК административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1, частями 1, 3 статьи 2.2, статьями 3.4, 3.7, 3.8, 3.10 (в части нарушения установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка предоставления муниципальных услуг), 3.11, 3.12, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2 настоящего Закона.
Статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере благоустройства.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления.
Субъектами правонарушения, квалифицируемого по статье 3.11 Закона Республики Крым №117-ЗРК, являются граждане, должностные и юридические лица.
Между тем, решением Евпаторийского городского совета от 06.04.2020 №2-12/5 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее – Правила благоустройства), в силу положений которых под благоустройством территорий понимается комплекс мероприятий по содержанию территорий муниципальных образований, по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий.
В силу пункта 5.2.1 Правил благоустройства нестационарный объект торговли (предоставления услуг) - торговый объект, объект предоставления услуг (прокат, аренда инвентаря, транспортных средств, аттракционов и иных услуг), представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно - технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (далее - нестационарный торговый объект).
Согласно пункту 5.2.2 Правил благоустройства размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной в установленном порядке, а также исключительно в порядке, предусмотренном административными регламентами администрации города Евпатории Республики Крым о предоставлении соответствующих административных услуг.
В соответствии с пунктом 5.2.3 Правил благоустройства документом, подтверждающим право размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, является договор на размещение нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта по предоставлению услуг), заключенный между администрацией города Евпатории Республики Крым и хозяйствующим субъектом.
Муниципальный контроль в сфере Правил благоустройства должен осуществляться в соответствии с Административным регламентом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденным Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 19.03.2020 № 502-п (далее – Административный регламент).
В силу пункта 1.1 Административного регламента муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Между тем, мероприятия по муниципальному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) и настоящим Положением.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Муниципальный контроль по соблюдению правил благоустройства осуществляется как посредством организации и проведения проверок, так и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности.
Предметом муниципального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в отношении соблюдения благоустройства и Правил благоустройства в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, исполнение предписаний органов муниципального контроля (пункт 1.6 Административного регламента).
В части 3.1 статьи 1 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрен перечень видов государственного и муниципального контроля (надзора), при осуществлении которых порядок организации и проведения проверки, установленный Федеральным законом №294-ФЗ, не применяется.
При этом, среди перечисленных в поименованной выше норме видов муниципального контроля, контроль за соблюдением правил благоустройства территорий не приведен.
В этой связи, суд пришел к выводу, что при осуществлении контрольных мероприятий (обследования территории) административная комиссия обязана была руководствоваться положениями Федерального закона №294-ФЗ.
Кроме того, должностные лица обязаны соблюдать сроки проведения проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом №294-ФЗ, сроки уведомления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводить проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании распоряжения Администрации, проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения Администрации г. Евпатории, а при проведении внеплановой проверки также копии документа о согласовании проведения внеплановой проверки (если такое согласование является обязательным), в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294 - ФЗ.
С данными нормами согласуются положениям Административного регламента, которым установлено, что проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя направление уведомления о проведении проверки (пункты 3.14, 3.12 Административного регламента).
Кроме того, пунктом 3.7 Административного регламента установлено, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок на основании решений органов муниципального земельного контроля.
В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом №294 - ФЗ.
Пунктом 3.15 Административного регламента предусмотрено, что внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в случаях предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона №294 - ФЗ, а также после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения (часть 12 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ, пункт 3.12 Административного регламента).
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом муниципального контроля не менее, чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (часть 16 Статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ, пункт 3.14 Административного регламента).
Однако, о проведении проверки МУП «КурортТоргСервис» уведомлено не было, с копией распоряжения Администрации г. Евпатории о проведении проверки и документа о согласовании проведения внеплановой проверки ознакомлено не было, чем нарушены императивные положения вышеуказанных норм Федерального закона №294-ФЗ, а также Административного регламента.
Доказательств надлежащего уведомления МУП «КурортТоргСервис» о проведении проверки административным органом в материалы дела не предоставлено.
В свою очередь, статьей 8.3 Федерального закона №294-ФЗ регулирует вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В частности, согласно пунктам 2 и 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится административные обследования объектов земельных отношений; наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу части 4 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления.
Из положений части 5 статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется муниципальным органом в одностороннем порядке.
При этом, результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Федерального закона №294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Таким образом, федеральный законодатель не допускает составление протокола об административном правонарушении и последующее вынесение постановления об административном правонарушении при проведении мероприятий в отсутствие взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Между тем, из материалов дела следует, что зафиксированное в оспариваемом постановлении нарушение, выявлено административной комиссией в результате обследования территории начальником отдела комплексных проверок управления муниципального контроля Администрации г. Евпатории ФИО1, расположенной по адресу: <...>, в рамках исполнения функции муниципального контроля в сфере благоустройства и соблюдения требований Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
При этом, названное мероприятие осуществлялось в отсутствие каких-либо заданий и правовых обоснований. Доказательств обратного суду представлено не было.
В этой связи административная комиссия, получив по итогам проведенного инспектирования (обследования территории) доказательства, свидетельствующие о наличии нарушений обязательных требований, могла реализовать свое право на проведение в отношении заявителя внеплановой проверки в предусмотренном Федеральным законом №294-ФЗ порядке и только после ее проведения решить вопрос о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении соответствующего постановления.
К тому же, проведенные начальником отдела комплексных проверок управления муниципального контроля Администрации г. Евпатории ФИО1, мероприятия по мониторингу Правил благоустройства территории по адресу: <...>, не являются проверкой в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом №294-ФЗ. А само по себе наличие у административной комиссии полномочий на проведение инспектирования (обследования) территории муниципального округа, не освобождает ее от обязанности соблюдения установленных законом процедур. Иной подход исключает возможность реализации юридическим лицом предоставленных ему Федеральным законом №294-ФЗ прав.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, противоречит взаимосвязанным положениям части 5 статьи 8.3, статьям 17, 21 Федерального закона №294-ФЗ, что является основанием для признания его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Исходя из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Так, суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления заявителя о проведении проверки, в связи с чем, следует вывод о том, что административным органом в основу обжалуемого постановления положены доказательства, полученные с грубыми нарушениями действующего законодательства, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
При этом, доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено, отзыв на заявление административным органом также в материалы дела представлен не был.
К тому же, проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в силу пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ является грубым нарушением процедуры проведения проверки и не позволяет использовать результаты такой проверки в качестве доказательства нарушения лицом обязательных требований. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2015 по делу №301- АД15-1997, №А31-8199/2014.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Муниципальное унитарное предприятие «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) является действующим юридическим лицом и несет административную ответственность как юридическое лицо, что не отменяет обязанность административному органу соблюдать требования Федерального закона №294-ФЗ при проведении как плановых, так и внеплановых проверок в отношении юридического лица.
Исходя из положений части 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом при производстве по делу об административном правонарушении должен быть установлен конкретный факт, образующий событие административного правонарушения, при этом должны быть установлены место, время, событие и виновное лицо, что отражено в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу, также должно быть подтверждено допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами.
По смыслу части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события вмененного правонарушения подлежит выяснению в производстве по делу об административном правонарушении и, в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса, отражается в протоколе об административном правонарушении.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должен быть отражен в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, в целях установления наличия в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, выразившегося в незаконном размещении нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящегося в муниципальной собственности на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, административный орган должен доказать, что на момент проверки субъект административной ответственности нарушил положение пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Правил благоустройства.
С учетом изложенного, выводы административной комиссии, изложенные в протоколе от 08.09.2020 №230-КП и постановлении от 29.09.2020 №252/230-КП/2020 о совершении правонарушения МУП «КурортТоргСервис», не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Административной комиссии от 29.09.2020 №252/230-КП/2020 о совершении правонарушения МУП «КурортТоргСервис» является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление удовлетворить.
2. Отменить постановление административной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым от 29.09.2020 №252/230-КП2020 о привлечении Муниципального унитарного предприятия «КурортТоргСервис» городского округа Евпатория Республики Крым к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Е.Н. Букина