ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-17917/2017 от 27.04.2018 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

07 мая 2018 года Дело №А83-17917/2017

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2018 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи С.А. Чумаченко, при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Тихоновой А.Н., рассмотрев материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя Калинин Михаил Иванович о признании незаконными бездействия и понуждении к выполнению определенных действий

заинтересованные лица:

– Администрация города Ялты Республики Крым;

- Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республика Крым;

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым.

при участии представителей сторон:

от заявителя – Пустовитенко И.В., представитель по доверенности от 15.03.2018 № б/н;

от Администрации города Ялты Республики Крым – Подружко В.Н., представитель по доверенности от 09.01.2017 № 06-06/1;

от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республика Крым – не явился;

от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым – не явился.

УСТАНОВИЛ:

от индивидуального предпринимателя Калинина Михаила Ивановича в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление, согласно которому заявитель, с учетом принятых судом к рассмотрению уточнений, просит суд:

- признать незаконным бездействие Администрации г. Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, выразившееся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 13,15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, при рассмотрении обращения ИП Калинина Михаила Ивановича от 03.11.2016г. о переоформлении прав на земельный участок № 1, площадью 1980 кв.м., и земельный участок № 2, площадью 1206 кв.м., расположенных по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а, кадастровые номера: 90:25:020101:228, 90:25:020101:229.

- обязать Администрацию г. Ялта Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращение ИП Калинина Михаила Ивановича от 03.11.2016г. о предоставлении земельного участка № 1, площадью 1980 кв.м, и земельного участка № 2, площадью 1206 кв.м., (кадастровые номера 90:25:020101:228 и 90:25:020101:229), расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а, для строительства комплекса по обслуживанию автотуристов и торгового комплекса «Елена» с видом разрешенного использования: магазины, объекты общественного питания и гостиничного хозяйства, в аренду в порядке переоформления действующего договора аренды от 31.08.2005г. рег.№1485, и принять соответствующее решение.

Определением от 07.11.2017 суд принял заявление к производству и назначил предварительное судебное заседание.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ, суд разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым - в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.

Об осведомленности заявителя и заинтересованных лиц о наличии настоящего спора на рассмотрении Арбитражного суда Республики Крым свидетельствуют почтовые уведомлении, возвратившиеся в адрес суда.

04.12.2017 суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением завершил предварительное судебное заседание и открыл слушание дела в первой инстанции.

В ходе рассмотрения настоящего дела, судом был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым.

В судебное заседание, состоявшееся 27.04.2018, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республика Крым и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым явку своих представителей не обеспечили. О дате и месте проведения судебного заседания были уведомлены надлежащим образом и своевременно. О причинах неявки суд не уведомили.

Каких – либо ходатайств, заявлений в адрес суда от последних не поступало.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

Заинтересованные лица и третье лицо представили свои письменные пояснения по делу в материалы дела.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие заинтересованных лиц – Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республика Крым и Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, поскольку в материалах дела имеется достаточно документов и доказательств для рассмотрения заявления по существу.

На основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.04.2018 была объявлена резолютивная часть принятого решения.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

03.11.2016 индивидуальный предприниматель Калини М.И. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г.Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельных участков 1980 и 1206 кв.м., в порядке переоформления права, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, в районе Алупкинского шоссе, 5а, кадастровые номера: 90:25:020101:228, 90:25:020101:229с видом разрешенного использования – магазины, объекты общественного питания и гостиничного хозяйства, на основании договора аренды земельного участка от 31.08.2005 зарегистрированного 13.09.2005 за номером 040502100004.

Не рассмотрение Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым заявления индивидуального предпринимателя Калинина М.И. о предоставлении вышеуказанных земельных участков в порядке переоформления послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 вышеуказанного Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.

Статьей 2 Закона Республики Крым от 30.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Согласно п. 6 ст. 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Согласно Закона Республики Крым № 15-ЗРК от 05.06.2014 «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» принято Государственным Советом Республики Крым 04.06.2014 муниципальное образование город Ялта наделен статусом городской округ Ялта.

Согласно п. 6 решения 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета от 29.09.2014 № 15 Ялтинский городской совет первого созыва является правопреемником прав и обязанностей органов местного самоуправления, действовавших на момент проведения выборов 14.09.2014 на территориях, которые отнесены к территории вновь образованного муниципального образования городской округ Ялта.

В соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в структуру органов местного самоуправления городского округа Ялта входят: Ялтинский городской совет как представительный орган, администрация города как исполнительно-распорядительный орган.

Уставом муниципального образования городской округ Ялта определены полномочия Ялтинского городского совета по принятию нормативно-правовых актов в сфере землепользования (ст. 33) и администрации города в части земельных отношений как непосредственное управление и распоряжение земельными участками муниципальной собственности, проведение земельного контроля (ст. 52), участие в суде в качестве истца и ответчика по вопросам землепользования.

С момента принятия Устава, то есть после 19.11.2014 Ялтинский городской совет утратил, а Администрация города приобрела полномочия по управлению и распоряжению земельными участками муниципальной собственности, проведению земельного контроля.

Во исполнение требований Устава города, Ялтинским городским советом 29.11.2014 принято решение № 131 «Об учреждении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты». Данным решением утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым.

Решением Ялтинского городского Совета № 11 от 17 сентября 2015 года Положение утверждено в новой редакции.

Согласно положения в задачи и обязанности Департамента вменено: подготовка материалов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории муниципального образования городской округ Ялта (п. 2.2 Положения); обращение в судебные органы в случае нарушения законодательства в части распоряжения и использования муниципальной собственности, участие в судах в качестве истца и ответчика (п. 4.9 Положения); обеспечение деятельности по вопросам оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городского округа города Ялта Республики Крым (п. 2.4); администрирование в установленном законодательством порядке неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности городского округа Ялта Республики Крым. Организация в установленном законодательством порядке обеспечения электронного документооборота по администрированию неналоговых доходов (п.2.5); осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа Ялта, проводит проверки их использования, при выявлении нарушений принимает меры по их устранению в соответствии с действующим законодательством (п. 3.5).

Как усматривается из материалов дела, 31.08.2005 между Гаспринским сельским советом и физическим лицом – предпринимателем Калининым М.И. был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,3186 га, в том числе участок № 1 площадью 0,1980 га (кадастровый номер 0111946200:01:001:0026) и земельный участок № 2 площадью 0,1206 га (кадастровый № 0111946200:01:001:0027), для строительства комплекса по обслуживанию автотуристов и торгового комплекса «Елена» для осуществления несельскохозяйственной предпринимательской деятельности из земель общего пользования, находящихся в ведении Гаспринского поселкового совета, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра в районе Алупкинского шоссе, 5-а (далее -договор).

Согласно п. 3.1. договора, данный договор заключен сроком на 49 лет.

Согласно акта приема – передачи от 31.08.2005 данный земельный участок был передан физическому лицу предпринимателю Калинину М.И.

Согласно сведений ЕГРИП Калинин М.И. зарегистрирован в соответствии с Российским законодательством в качестве индивидуального предпринимателя и присвоен регистрационный номер – 314910234302812.

03.11.2016 индивидуальный предприниматель Калинин М.И. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г.Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельных участков 1980 и 1206 кв.м., в порядке переоформления права, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, в районе Алупкинского шоссе, 5а, кадастровые номера: 90:25:020101:228, 90:25:020101:229с видом разрешенного использования – магазины, объекты общественного питания и гостиничного хозяйства, на основании договора аренды земельного участка от 31.08.2005 зарегистрированного 13.09.2005 за номером 040502100004.

Вышеуказанное заявление Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым и Администрацией города Ялты Республики Крым не рассмотрено. Данные обстоятельства заинтересованное лицо не отрицает.

Согласно представленных письменных пояснений Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г.Ялта Республики Крым, Администрацией города Ялты Республики Крым подготовлен проект постановления о выдаче земельного участка в аренду заявителю в порядке переоформления права аренды, однако указанное постановление до настоящего времени не подписано и находится в Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации г.Ялта Республики Крым на согласовании из-за смены согласовывающих лиц.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь").

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулирует Закон Республики Крым N 38 от 30.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее закон N 38-ЗРК).

В соответствии со ст. 1 закона N 38-ЗРК правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Частью 14 ст. 3 закона N 38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.

Согласно части 17 данной статьи, порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок). Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.

Указанный Порядок был разработан и утвержден в целях защиты прав участников земельных правоотношений, которые не переоформили либо не завершили оформление прав на земельные участки при условии, что начало возникновения данных взаимоотношений имело место до 21.03.2014.

В соответствии с п. 4 Порядка - завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (абз 2 п. 5 Порядка № 313).

Решением 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета N 131 от 28 ноября 2014 года "Об учреждении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым" был создан соответствующий департамент, утверждено Положение, а также определены вопросы правопреемства органов исполнительного комитета, действующих до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации (далее - Положение).

В п. 1.2 Положения установлено, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым является уполномоченным (функциональным) органом администрации города Ялты по управлению и распоряжению муниципальным имуществом (за исключением случаев), когда указанные полномочия в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления осуществляют иные органы администрации города Ялты.

Согласно п. 3.5 Положения, департамент осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа Ялта.

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Калинин М.И. обратился в компетентный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, в порядке переоформления.

Решением Ялтинского городского совета 4 сессии 1 созыва "Об утверждении Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" утверждены правила, согласно которым заявителям, предоставляется муниципальная услуга в соответствии с законом N 38-ЗРК и Постановлением Совета Министров Республики Крым N 313 от 02.09.2014 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что переоформление прав на земельный участок осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу (21 марта 2014 года) закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополь". Переоформление осуществляется с учетом положений закона N 38-ЗРК.

В рассматриваемом случае, уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является - Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 № 37 – далее Правила).

Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 16.07.2015 №1114-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014, или переоформления права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка», в котором закреплены ключевые правила, полномочия и обязанности департамента по предоставлению указанных услуг (далее – Регламент).

Раздел 3 Регламента содержит последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги, сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

в соответствии с п. 3.1.1 Регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие процедуры: консультирование заявителя; принятие и регистрация заявления; формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; подготовка результата муниципальной услуги; выдача заявителю результата муниципальной услуги (указанные положения корреспондируются с п. 8, 9, 15 Правил).

В соответствии с п. 3.5.7 Регламента результатом административной процедуры является: договор в трех экземплярах, мотивированный отказ в предоставлении муниципальной слуги, предоставление заявителю информации.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; 6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона Республики Крым N 38-3PK, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; 7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).

Согласно пункту 8 Порядка N 313 подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

Судом установлено, что заявление, указанное в пункте 6 Порядка N 313, и документы, перечисленные в пункте 7, были сданы индивидуальным предпринимателем Калининым М.И. в Департамент 03.11.2016 и принят последним, о чем свидетельствует соответствующий штамп на заявлении.

При этом, заявление индивидуальный предприниматель Калинин М.И. уполномоченным органом в установленный Порядком N 313 срок без рассмотрения по вышеуказанным основаниям не оставлялось, не возвращалось заявителя и как указывалось ранее постановление относительно разрешения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке переоформления права аренды находится на согласовании в Департаменте.

В силу пункта 15 Порядка № 313 решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 4 Правил № 37 уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.

Пунктами 12, 15, 16 Правил № 37 предусмотрено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления; решение о предоставлении земельного участка оформляется и издается главой администрации города Ялты в виде постановления администрации города Ялты Республики Крым; решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.

Суд отмечает, что договор аренды земельного участка, заключенный 31.08.2005 между Гаспринским сельским советом и физическим лицом – предпринимателем Калининым М.И. является действующим, такой договор недействительным не признавался, в судебном порядке либо по соглашению сторон не расторгался. Обратного в материалы дела не предоставлено.

Также, в материалах дела имеется письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 07.12.2016 № 02-08/12405 о предоставлении информации Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на его запрос, при ответе на который был использован генеральный план Большой Ялты (утвержденный постановлением Совета министров АРК 15.06.1993), в котором сообщает, что по земельному участку индивидуального предпринимателя Калинина М.И., расположенному по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а – вид функционального использования земельного участка – территория размещения курортно-рекреационных учреждений, наличие объектов охраны культурного наследия – отсутствуют.

Согласно акта осмотра вышеуказанного земельного участка № 100 произведенного инспектором МКУ «ЦИ и МТО» Администрации города Ялты, на одном земельном участке расположен ряд некапитальных, хозяйственных строений (навес, склад и т.д.), используемых для обслуживания кафе «Елена». Второй земельный участок не застроен, какие – либо строения отсутствуют.

Как следует из материалов дела, 03.11.2016 индивидуальный предприниматель Калинин М.И. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления, приложив к нему необходимые документы. Однако данное заявление в установленный законом срок рассмотрено не было и не было принято или решение о предоставлении земельного участка в аренду или решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.

В материалах дела имеется письмо Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты от 29.09.2017 № 01-15/7677 из содержания которых усматривается, что последним индивидуальному предпринимателю Калинину М.И. было разъяснено о приостановлении рассмотрения его заявления от 03.11.2016 и что в случае несогласия с результатом рассмотрения данного обращения, последний может обратиться в суд за защитой своих прав.

Суд считает, что предоставление по переоформлению договора аренды Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты и Администрацией города Ялты Республики Крым является единой муниципальной услугой.

При этом, суд обращает внимание, что Администрация города Ялты Республики Крым была извещена о рассмотрении настоящего дела, представитель от администрации присутствовал в судебных заседаниях по данному делу, и имел возможность устранить обстоятельства послужившие основанием для обращения заявителя с настоящими требованиями.

Установив, что администрацией в установленный срок не были совершены предусмотренные законом действия, суд приходит к выводу о незаконности допущенного ею бездействия, которое нарушает права и законные интересы общества.

Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, заявленные требования индивидуального предпринимателя Калинина М.И. о бездействие Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, суд при вынесении решения обязан указать способ устранения нарушения прав и законных интересов общества.

Заявленный способ восстановления нарушенного права должен быть соразмерным и разумным.

Предметом исследования по настоящему делу является соответствие (несоответствие) закону, иным нормативным актам оспариваемого бездействия.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд, придя к выводу о том, что бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя Калинина М.И. от 03.11.2016 о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления, является незаконным, суд, выполняя требования статьи 201 АПК РФ, должен обязать уполномоченный орган рассмотреть заявление общества и принять соответствующее решение.

Так как окончательное решение о предоставлении земельного участка в аренду или об отказе в предоставлении земельного участка в аренду принимает администрация, суд считает необходимым обязать администрацию в течение четырнадцати дней с даты принятия постановления суда рассмотреть заявление предпринимателя от 03.11.2016 о предоставлении спорного земельного участка в аренду в порядке переоформления договора аренды и принять соответствующее решение.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых был принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

Суд пришел к выводу о наличии бездействия Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в рамках одной муниципальной услуги, в связи с чем, государственная пошлина в размере 300,00 руб. подлежит возложению на заинтересованных лиц в равных долях.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд –

РЕШИЛ:

Заявленные требования индивидуального предпринимателя Калинин Михаил Иванович, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, выразившееся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 13,15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым от 02.09.2014 № 313, при рассмотрении обращения индивидуального предпринимателя Калинин Михаил Иванович от 03.11.2016 о переоформлении прав на земельный участок № 1, площадью 1980 кв.м., и земельный участок № 2, площадью 1206 кв.м., расположенных по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а, кадастровые номера: 90:25:020101:228, 90:25:020101:229, незаконным.

Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение четырнадцати дней с момента вступления решения по данному делу в законную силу рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Калинин Михаил Иванович от 03.11.2016 о предоставлении земельного участка № 1, площадью 1980 кв.м, и земельного участка № 2, площадью 1206 кв.м., (кадастровые номера 90:25:020101:228 и 90:25:020101:229), расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а, в аренду в порядке переоформления договора аренды и принять соответствующее решение.

Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя Калинин Михаил Иванович судебные расходы связанные с оплатой государственной пошлиной в размере 150,00 руб.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты в пользу индивидуального предпринимателя Калинин Михаил Иванович судебные расходы связанные с оплатой государственной пошлиной в размере 150,00 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21).

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.А. Чумаченко