ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-18188/18 от 18.04.2019 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи С.А. Чумаченко, при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Тихоновой А.Н., рассмотрев материалы дела по исковому заявлению Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым,

заинтересованное лицо – Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым,

о признании незаконным решения

при участии представителей сторон:

от заявителя – Печенев Д.П., представитель по доверенности от 14.01.2019 № Д-1-01-19;

от заинтересованного лица – Глушко Н.П., представитель по доверенности от 29.12.18 № 28.

УСТАНОВИЛ:

отЦентра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление, согласно которому заявитель просит:

- признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о привлечении к ответственности Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (Персонифицированном) учете в системе обязательного страхования №091S19180013769 от 20.08.2018.

Определением от 27.11.2018 суд принял заявление в порядке упрощенного производства.

Определением от 17.01.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначил предварительное судебное заседание.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ, суд разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым - в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.

Об осведомленности истца и ответчика о наличии настоящего спора на рассмотрении Арбитражного суда Республики Крым свидетельствуют почтовые уведомлении, возвратившиеся в адрес суда.

14.02.2019 суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольно завершил предварительное судебное заседание и открыл слушание дела в первой инстанции.

На основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.04.2019 была объявлена резолютивная часть принятого решения.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

20.08.2018        г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (далее - Управление) по результатам рассмотрения Акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №091S18180011765 от 13.07.2018 г. (копия прилагается) было вынесено Решение №091S19180013769 о привлечении к ответственности Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.

Размер финансовой санкции вменяемой Центру специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым составляет 17000,00р.

Не согласившись с решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В  силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при   рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность   доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая изложенное, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Управлении ЦССИ ФСО России в Республике Крым зарегистрировано 30.06.2014 г. в качестве плательщика страховых взносов и поставлен на учет с присвоением регистрационного номера № 091001001468. А также, зарегистрирован в качестве юридического лица, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

По результатам проверки 13.07.2018 оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 091S18180011765 (далее — Акт), за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 34 застрахованных лиц. Акт отправлен по почте.

На основании Акта заместителем начальника Управления 20.08.2018 г. в отношении Должника вынесено решение № 091S19180013769 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее — Решение) за нарушение срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 17000,00 руб. (34 застрах. лицо х 500,00 руб = 17000,00 руб.). Решение было получено нарочно.

На основании вступившего в законную силу решения было вынесено требование об уплате финансовых санкций: № 091S01180020176 от 14.09.2018 г.

Согласно ст. 5 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсион страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее – Закон №27 – ФЗ) органом осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 167-ФЗ, страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона №167 – ФЗ предусмотрено, что страхотели обязаны представлять в территориальные страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 11 федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско – правового характера на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за Застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как усматривается из материалов дела, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.

26.03.2018 г. Заявителем в адрес Управления был предоставлен отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 года (тип формы «исх») в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 и приказом Директора ФСО России от 27.12.2017 с 01.01.2018 сведения, раскрывающие списочную численность гражданского персонала, необходимые для предоставления в пенсионный фонд, относятся к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не могут быть переданы посредством телекоммуникационных систем связи.

Судом также установлено, что 09.02.2018 центр обращался в ГУ-УПФ в г. Симферополе с заявлением о предоставлении разъяснений по порядку и срокам предоставления отчетных форм с грифом «секретно» (л.д.81)

В ответ на данное заявление фонд письмом №2937/01-05 уведомил о невозможности сдачи ему отчетности и необходимости организации предоставления сведений, содержащих государственную тайну, в особом порядке в филиал Первого отдела пенсионного фонда в г. Москве (л.д.82)

Ввиду отсутствия нормативных правовых актов, устанавливающих отдельный порядок предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, у центра отсутствовали правовые основания для направления сторонней организации данных сведений.

На основании рапортов подразделений ФСО России во избежание применения к его подразделениям штрафных санкций, внесены соответствующие изменения в Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в органах государственной охраны, и принято решение не засекречивать сведения, раскрывающие списочную численность гражданского персонала (вх.№ от 29.03.2018).

Центром была проведена работа по рассекречиванию уже сформированных отчетов (форма СЗВ-СТАЖ и форма ОДВ-1 за 2017 г.) и 26.03.2018 г. посредством телекоммуникационных систем связи в Управление был направлен отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют об отсутствии вины ЦССИ ФСО России по Республике Крым во вмененном ему на основании решения фонда об индивидуальном (Персонифицированном) учете в системе обязательного страхования №091S19180013769 от 20.08.2018

Так суд рассмотрев материалы дела и заслушав мнения сторон считает решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о привлечении к ответственности Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (Персонифицированном) учете в системе обязательного страхования №091S19180013769 от 20.08.2018, противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ЦССИ ФСО России по Республике Крым, вследствие чего подлежит признанию недействительным.

Применительно к ст. 110 АПК РФ, п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» уплаченная ЦССИ ФСО России по Республике Крым на основании квитанции от 15.11.2018 №383 государственная пошлина в размере 3 000,00 руб. подлежит взысканию с фонда в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями  167, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о привлечении к ответственности Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (Персонифицированном) учете в системе обязательного страхования №091S19180013769 от 20.08.2018.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в пользу Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 3 000,00 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21).

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                            С.А. Чумаченко