ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-18468/18 от 01.07.2019 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

08 июля 2019 года Дело №А83-18468/2018

Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 08 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведовской И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1

к Администрации г. Симферополя Республики Крым,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

-МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя»;

- Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации г. Симферополя Республики Крым

о признании решения недействительным

при участии:

от заявителя – не явились;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 13.02.2018, удостоверение;

от третьего лица 2 – ФИО3 по доверенности от 26.01.2019, удостоверение;

от третьих лиц – не явились

УСТАНОВИЛ:

26 ноября 2018 года ИП ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее – заинтересованное лицо, администрация), в котором просит:

- признать незаконным решение Администрации г. Симферополя Республики Крым об отказе во включении предложенного ИП ФИО1 адреса в Схему размещения НТО, о котором сообщено в письме администрации г. Симферополя от 22.08.2018 №Б-234/22367:22647.

Определением от 03.12.2018 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.

Протокольным определением от 17.01.2019 суд перешел на стадию судебного разбирательства.

Своим определением от 15 апреля 2019 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя» и Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации г. Симферополя Республики Крым.

24 июня 2019 года в адрес суда от заинтересованного лица поступили дополнительные пояснения по делу.

В судебное заседание 01 июля 2019 года явились представители заинтересованного лица и МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя».

По ходатайству заинтересованного лица судом в материалы дела приобщены дополнительные пояснения.

В силу предписаний ч. 6 ст. 121, ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 123 АПК РФ не явившихся лиц суд считает надлежащим образом уведомленными о наличии данного спора на рассмотрении Арбитражного суда Республики Крым и соответственно о движении дела в суде первой инстанции, доказательством чего служат почтовые уведомления, возвратившиеся в адрес суда (оборотная сторона ф. 103 №212 от 01.06.2018), а также реализация процессуальных прав.

Ходатайств о невозможности рассмотрения дела в отсутствие сторон на адрес суда не поступало, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.

Представитель заявителя в предшествующих судебных заседаниях требования, изложенные в заявлении, поддерживал, указав, о незаконности решения администрации, выраженной в письме об отказе во включении адреса в схему размещения НТО.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении требований просил отказать, мотивировав свой отзыв законностью и обоснованностью решения.

Представитель учреждения доводы администрации поддерживал.

Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации г. Симферополя Республики Крым в судебном заседании 01.07.2019 представило пояснения по делу.

В судебном заседании применительно к положениям ч. 2 ст. 176 АПК РФ оглашена резолютивная часть решения суда.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05 января 2015 года. Основным видом деятельности заявителя является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в неспециализированных магазинах.

17.05.2005 между Симферопольским городским советом и физическим лицом – предпринимателем ФИО1 был заключен нотариальный договор аренды земельного участка площадью 0,0030 га для размещения и эксплуатации временного сооружения – торгового павильона, который находится по адресу: <...>. Срок действия договора – 5 лет.

Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета №2275 от 10.08.2012 «О рассмотрении заключений о возможности размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на территории города Симферополя» была одобрена схема размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности.

19 ноября 2012 года Главным управлением архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского городского совета ФЛП ФИО1 был утвержден паспорт привязки временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности по адресу: <...> (район гостиницы «Украина»), площадью 18,5 кв.м.

Действие паспорта привязки было пролонгировано до 19 ноября 2014 года.

01 апреля 2016 года ИП ФИО1 обратилось с заявлением о включении НТО в городскую схему размещения временных сооружений.

Своим ответом от 29 апреля 2016 года за исх. №Б-313/5495-5496 Администрация г. Симферополя Республики Крым сообщила об отказе во включении и предложила компенсационное место.

04 апреля 2017 года ИП ФИО1 вновь обратилась в Администрацию г. Симферополь с заявлением о включении НТО в схему размещения.

Ответом от 26 мая 2017 года за исх. №Б-234/5273 заинтересованного лицо сообщило, что решением 62 сессии Симферопольского городского совета от 16.02.2017 №1107 «О размещении НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» утверждена схема размещения и не допускается размещение НТО на центральных улицах.

14 декабря 2017 года ИП ФИО1 также обратилась в Администрацию г. Симферополя по вопросу включения торгового павильона по ул. А. Невского, 9 (ул. Р. Люксембург) в г. Симферополь, площадью 18,5 кв.м., в схему размещения НТО (том 2, л.д. 27).

Своими письмами от 15.01.2018, 06.02.2018, 12.02.2018, 28.02.2018, 05.03.2018, 29.03.2018, 03.04.2018, 25.04.2018, 26.04.2018, 21.05.2018, 19.06.2018, 17.07.2018 предпринимателю сообщалось, что ее заявление от 14.12.2017 будет рассмотрено на ближайшем заседании Торгово-архитектурной комиссии.

Ответом от 22.08.2018 за исх. №Б-234/22367:22647 ИП ФИО1 было сообщено об отказе во включении предложенного адреса в схему размещения НТО.

Не согласившись с указанным решением, изложенном в письме, ИП ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение, изложенное в письме, было принято заинтересованным лицом 22 августа 2018 года.

ИП ФИО1 обратилась в суд 23 ноября 2018 года согласно штемпелю на почтовом конверте.

Доводы администрации о том, что предприниматель неоднократно обращалась с заявлением о включении НТО в схему размещения и ответами от 29 апреля 2016 года за исх. №Б-313/5495-5496 и от 26 мая 2017 года за исх. №Б-234/5273 ей было отказано, в связи с чем, предприниматель пропустил срок на обращение в суд, суд во внимание не принимает, поскольку указанные ответы в судебном порядке не оспариваются.

Более того, изложенные в качестве обстоятельств основания отказа во включении НТО в схему размещения в каждом случае различны.

Доказательства того, что предприниматель получил оспариваемый отказ 22.08.2018, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, доводы заинтересованного лица в данной части судом отклоняются как несостоятельные.

Следовательно, трехмесячный срок обращения в суд заявителем не пропущен.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 вышеуказанного Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту – закон №381-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В пункте 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Следовательно, сооружения и иные временные объекты, для размещения которых заявитель намерен заключить договор аренды земельного участка, к недвижимому имуществу не относятся, нормы земельного и гражданского законодательства, регулирующие отношения по поводу использования земельных участков, занятых объектами недвижимости, к данным правоотношениям не применяются.

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом согласно части 3 этой же статьи данная схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ).

В соответствии с п. 2 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым до 1 октября 2016 года рекомендовано привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления.

Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 16.02.2017 N 1107 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" было утверждено Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Положение).

В соответствии с п. 2.1 Положения нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета.

В соответствии с п. 2.1 Положения основанием для размещения НТО является Договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Договор), заключенный Администрацией с хозяйствующим субъектом. Приложениями к Договору являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:50.

В соответствии с п. 2.3 Положения Дополнение Схемы НТО новыми местами, внесение изменений в Схему НТО, определение в Схеме НТО мест, выделяемых по конкурсу, аукциону, рассматриваются Торгово-архитектурной комиссией Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Торгово-архитектурная комиссия) для последующего внесения данных вопросов в установленном порядке Администрацией города на утверждение Симферопольским городским советом. Основанием для включения в Схему мест размещения НТО является соответствие данного размещения требованиям строительных, санитарно-гигиенических норм, существующих градостроительных ограничений, требованиям по охране окружающей среды, рационального использования территорий, охраны историко-культурного наследия, земельно-хозяйственного устройства.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 22.05.2015 N 327 утверждено Положение "О Торгово-архитектурной комиссии Администрации города Симферополя Республики Крым" (далее – Положение о комиссии).

Пунктом 3.8 Положения о комиссии предусмотрено, что Комиссия рассматривает поступившие предложения на предмет их соответствия целям включения нестационарных торговых объектов в Схему размещения, решает вопрос о допуске к эксплуатации установленных НТО, а также о законности размещения ранее установленных НТО и в случае выявления нарушений их размещения принимает решение об их перемещении.

На основании рассмотрения заявлений Комиссия принимает одно из следующих решений: внести изменения и (или) дополнения в проект Схемы размещения в случае, если представленные предложения соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения, отказать в принятии предложений по внесению изменений и (или) дополнений в проект Схемы размещения в случае, если представленные предложения не соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в Схему размещения, допуска/недопуска к эксплуатации установленных НТО, о предоставлении конкретного компенсационного места субъекту хозяйствования, имеющему договор на размещение НТО. О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме.

Как следует из материалов дела, предпринимателю было отказано во включении предложенного адреса (ул. А. Невского, 9, площадью 18,5 кв.м.) в схему размещения НТО, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 24.01.2017 №18.

Данный факт подтверждается также п. 12 Протокола № 2 заседания Торгово-архитектурной комиссии по вопросу внесения изменений с схему дислокации нестационарных торговых объектов от 03.08.2018 (том 1, л.д. 30-33).

Таким образом, основанием отказа во включении НТО в схему размещения послужил учет нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 04.01.2017 №18 «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Крым площадью торговых объектов».

Приложением №3 Постановления утверждено, что по муниципальному образованию Городской округ Симферополь Количество мест на 1000 человек соответствует коэффициенту 1,7.

Однако, в качестве обоснования отказа органом не приведено информации о нарушении Положения №3 Постановления №18 СМ РК от 04.01.2017 №18, а также не указано, в чем предложение ИП ФИО1 не соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в Схему размещения.

При этом, как усматривается из заявления о включении НТО в Схему размещения, предприниматель ссылался на наличие у него ранее паспорта привязки и договора аренды земли.

В судебных заседаниях представитель заявителя пояснял, что право на включение НТО в Схему у предпринимателя возникло в 2014 при составлении первоначальной Схемы размещения в 2015 году по результатам инвентаризации. В связи с чем, полагает, что он его НТО может быть включено в Схему размещения сразу без торгов на основании ранее возникшего права, а не как место размещения. Также представитель полагает, что объект под № 186 в Схеме размещения является включенным объектом ФИО1, поскольку ранее договор аренды земли был заключен на 30кв.м.

Администрацией в материалы дела представлена графическая копия схемы размещения НТО по ул. А. Невского, из которой усматривается включение двух объектов НТО площадью 30,0 кв.м. под №161 и №186.

При этом, согласно пояснениям заинтересованного лица, НТО под №161 используется ИП ФИО4 на основании договора №177 от 07.04.2016, об НТО №186 и его использовании информации нет. Как пояснил представитель Администрации, №186 в Схеме - это место, на которое еще не заключен договор по результатам торгов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом при принятии оспариваемого решения не установлены все обстоятельства, в том числе, место (адрес) или сам объект без торгов просил включить в Схему предприниматель, не исследованы основания, по которым заявитель обратился за включением объекта в Схему, не приведено мотивов и расчета в соответствии с действующими муниципальными нормативными актами по нормативам обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с целями размещения НТО.

Следовательно, отказ во включении предложенного ИП ФИО1 адреса в Схему размещения НТО, о котором сообщено в письме администрации г. Симферополя от 22.08.2018 №Б-234/22367:22647 подлежит признанию недействительным.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, соразмерным способом восстановления нарушенного права, по мнению суда, является возложение обязанности на Администрацию г. Симферополя Республики Крым рассмотреть обращение о включении предложенного ИП ФИО1 адреса в Схему размещения НТО от 15.12.2017 №Б-234/22367 и №Б-234/22647.

В связи с чем, суд вышеуказанные доводы заявителя не оценивает, поскольку они не были предметом рассмотрения органа при вынесении оспариваемого решения.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина отнесена судом на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

1.Заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

2.Признать недействительным решение Администрации г. Симферополя Республики Крым об отказе во включении предложенного ИП ФИО1 адреса в Схему размещения НТО, о котором сообщено в письме администрации г. Симферополя от 22.08.2018 №Б-234/22367:22647.

3.Обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым рассмотреть обращение о включении предложенного ИП ФИО1 адреса в Схему размещения НТО от 15.12.2017 №Б-234/22367 и №Б-234/22647.

4.Взыскать с Администрации г. Симферополя Республики Крым (ОГРН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) расходы на оплату государственной пошлины в размере 300,00 рублей.

5.Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

6.Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения.

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Г. Колосова