ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-18976/18 от 30.05.2019 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2019 года. Полный текст решения изготовлен 05 июня 2019 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведовской И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Яхта»

к Государственному комитету по государственной регистрации кадастру Республики Крым,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора –  Администрация г. Ялты Республики Крым

о признании решения незаконным

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.07.2017, паспорт;

от заинтересованного лица – не явились;

от третьего лица – не явились

УСТАНОВИЛ:

04 декабря 2018 года Общество с ограниченной ответственностью «Яхта» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит:

- признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09.10.2018 исх. №51165/20 в восстановлении на кадастровом учете земельного участка, общей площадью 1300 кв.м., с ранее присвоенным кадастровым номером 90:25:020101:127, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Гаспра, район остановки «Парус»;

- обязать  Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу восстановить на кадастровом учете земельного участка, общей площадью 1300 кв.м., с ранее присвоенным кадастровым номером 90:25:020101:127, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Гаспра, район остановки «Парус».

Определением от 11.12.2018 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.

Протокольным определением от 21.01.2019 суд перешел на стадию судебного разбирательства.

Также определением от указанной даты судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Ялты Республики Крым.

В судебное заседание 30.05.2019 явился представитель заявителя.

Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание не явились.

В силу предписаний ч. 6 ст. 121, ч. 1 ст. 123 АПК РФ, заинтересованное лицо и третье лицо надлежащим образом уведомлены о дне, месте и времени судебного заседания, доказательством чего является почтовые уведомления, возвратившиеся в адрес суда (оборотные стороны ф. 103 №99 от 12.12.2018 и ф. 103 №57 от 25.01.2019).

Ходатайств о невозможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся  лиц в адрес суда не поступало, на основании чего суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в данном судебном заседании.

Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал, мотивировав правовую позицию обстоятельствами незаконности ответа заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо в судебном заседании против удовлетворения заявления возражало, указав, что ответ является законным и обоснованным, а доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права.

Третье лицо пояснений по делу не представило.

В судебном заседании на основании ч. 2 ст. 176 АПК РФ оглашена резолютивная часть решения суда.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Яхта" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Ялты и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктами 12, 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30.05.2015 и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус".

Решением от 25.04.2016 по делу N А83-5121/2015 суд признал незаконным бездействие Администрации и Департамента, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктами 12, 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30.05.2015 года и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0,13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус". Суд обязал Администрацию в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "Яхта" и принять решение о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Яхта" земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127; обязал Департамент в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ООО "Яхта", проект договора аренды земельного участка площадью 0,13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2016 решение суда от 25.04.2016 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2016 решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А83-5121/2015 оставлены без изменений.

В дальнейшем ООО «Яхта» обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации г.Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.Ялта РК о признании незаконными действий Администрации г.Ялты РК, выразившихся в отмене решения Гаспринского поселкового совета №11 от 09.12.2005., признании недействительным постановления Администрации г.Ялта РК от 25.11.2016 №5086-п, признании незаконными действий Администрации г.Ялта в части установления срока заключения договора аренды на 1 месяц и установления вида разрешенного использования земельного участка, признании недействительным постановления Администрации г.Ялта РК от 27.12.2016 №5519-п, и понуждении к подготовке и направлению в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу обращения в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК о постановке на кадастровый учет земельного участка.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 ноября 2017 года по делу № А83-2051/2017 заявление ООО «Яхта» было удовлетворено, признаны недействительными постановления администрации г. Ялта от 25.11.2016 № 5086-п «Об отмене муниципального правового акта» в полном объеме и постановление администрации г. Ялта от 27.12.2016 № 5519-п в части установления срока заключения договора аренды с ООО «Яхта» на 1 месяц, а также в части установления вида разрешенного использования земельного участка - «Общественное питание» (код 4.6), а также возложена обязанность на Администрацию г. Ялты подготовить и направить в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу обращение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о восстановлении на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:25:020101:127, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки «Парус».

Своим письмом за исх. №3316/02.1-19 от 11.05.2018 Администрация г. Ялты Республики Крым обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о восстановлении на кадастровом учете снятого земельный участок с кадастровым номером 90:26:020101:127.

13 июля 2018 года ООО «Яхта» обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с запросом о предоставлении  информации, получены ли органом соответствующие документы, и в связи с чем не восстановлена аннулированная запись в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:26:020101:127.

Письмом от 03.08.2018 Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ответил заявителю на указанное обращение.

11 сентября 2018 года ООО «Яхта» вновь обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с аналогичным запросом.

Своим ответом от 09.10.2018 за исх. №51165/20 заинтересованное лицо сообщило о возможности формирования земельного участка в тех границах, в которых был сформирован земельный участок с кадастровым номером 90:26:020101:127, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Расценив указанный ответ как отказ от восстановления на государственном кадастровом учете спорного земельного участка, и не согласившись с указанным решением, выраженным в ответе, ООО «Яхта» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконными.

Исходя из изложенного, законодателем для арбитражного суда определены пределы исследования по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц государственных органов.

В ч. 4 ст. 200 АПК РФ указано, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закреплённого в ч. 1 ст. 65 АПК РФ. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке гл. 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие принятия противоречащего закону акта, должен указать суду, в чём конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются ФЗ №218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ №218).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 218 ФЗ №218 заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление).

Пунктами 1-3 ч. 4 указанной статьи определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, а именно - документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель), документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Так, из материалов дела следует, что первоначально, земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки «Парус» с кадастровым номером 90:25:020101:127 был поставлен на государственный кадастровый учет 03 марта 2015 года.

В дальнейшем на основании заявления Администрации г. Ялта Республики Крым  от 09.12.2016 земельный участок был снят кадастрового учета.

Правовой целью заявителя является восстановление аннулированной записи о земельном участке.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ №218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.

Как уже указывалось судом, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).

Однако, из материалов дела следует, что ни обязанным лицом – Администрацией г. Ялты Республики Крым, ни ООО «Яхта» не были представлены в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым необходимый перечень документов, предусмотренный Законом.

Таким образом, ответ заинтересованного лица является законным и обоснованным.

При этом, услуга по кадастровому учету объектов недвижимости носит заявительный порядок.

При этом, основанием для подачи данного заявления, а также для восстановления на кадастровом учете земельного участка, является вступившее в силу решение суда, в котором дана правовая оценка незаконности снятия участка с кадастрового учета.

Таким образом, данные правоотношения вытекают из исполнения решения суда, вступившего в законную силу.

Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

С учетом положений статей 1, 2, 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Принимая во внимание правовую цель ООО «Яхта», в данном случае следует отметить, что в рамках настоящего спора, признание незаконным ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09.10.2018 №51165/20 не приведет к восстановлению нарушенного права Общества.

Отдельно следует отметить, что в судебном заседании представитель Общества огласил об отсутствии необходимости признания незаконным отказа заинтересованного лица, однако просил восстановить земельный участок на кадастровом учете.

Однако заявителем не учтено, что восстановление нарушенного права возможно только при признании ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными.

Указанная совокупность необходимых обстоятельств отсутствует.

На основании  изложенного, суд пришел к выводу, что заявление Общества с ограниченной ответственностью «Яхта» удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина отнесена судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Яхта» - отказать.

2.Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения.                                                                     

4.Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                                       А.Г. Колосова