ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-20047/20 от 01.06.2021 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

08 июня 2021 года Дело №А83-20047/2020

Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 08 июня 2021 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведовской И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ИЛС-Крым»

к Администрации г. Симферополя Республики Крым;

МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым»

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.09.2020, диплом, паспорт;

от заинтересованного лица 1 – ФИО2 по доверенности от 23.10.2020, диплом, удостоверение;

от заинтересованного лица 2 – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ИЛС-Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации г. Симферополя Республики Крым, в котором просит, с учетом уточненных требований, принятых к рассмотрению:

- признать действия Администрации г. Симферополя Республики Крым, выразившиеся в отказе от 05.11.2020 согласования схемы расположения земельного участка и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...> ООО «ИЛС Крым», обладающему на праве собственности нежилым зданием – спасательной станцией, общей площадью 151,1 кв.м., кадастровый номер 90:22:010225:2944, а также нежилым зданием – лабораторией, общей площадью 23,1 кв.м., кадастровый номер 90:22:010225:2942, расположенным по адресу: <...> в аренду, незаконным, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации;

- обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>;

- обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым предоставить ООО «ИЛС Крым» в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <...>.

После устранения недостатков, послуживших основанием оставления заявления без движения, определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, назначено судебное заседание.

Определением от 09 февраля 2021 года суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица МКУ «Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым».

23 марта 2021 года суд признал дело подготовленным и назначил к судебному разбирательству.

В итоговое судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица.

В силу предписаний ч. 6 ст. 121, ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 123 АПК РФ МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» суд считает надлежащим образом уведомленными о наличии данного спора на рассмотрении Арбитражного суда Республики Крым и соответственно о движении дела в суде первой инстанции, доказательством чего служит почтовое уведомление, возвратившееся в адрес суда,.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.

Кроме того, суд в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ, разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым - в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.

Таким образом, судом совершены все возможные и предусмотренные законодателем процессуальные действия, направленные на извещение лиц, в нем участвующих, о наличии в производстве арбитражного суда Республики Крым спора и, соответственно, датах, месте и времени проведения судебных заседаний по нему, что позволяет считать их надлежащим образом уведомленным.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Так, ходатайств о невозможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц на адрес суда не поступало, на основании чего суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.

Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, сообщив, что обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, однако результата не получило.

Представитель органа местного самоуправления в удовлетворении требований просила отказать, сославшись на обстоятельства подачи заявления не в соответствии с утвержденным регламентом, а в порядке обращения граждан, в связи с чем, правовых оснований для предоставления услуги не было.

В судебном заседании применительно к положениям ч. 2 ст. 176 АПК РФ оглашена резолютивная часть решения суда.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

ООО «ИЛС Крым» является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц.

В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации Общества на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 37427973, дата регистрации 28.12.2010, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 12.11.2014, ОГРН <***>.

Таким образом, Общество привело свои учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 124-ФЗ, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 506-ФЗ.

На основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета №1186 от 10.06.2011 ООО «ИЛС Крым» было выдано свидетельство о праве собственности на нежилые здания, расположенные по адресу: <...>.

22 декабря 2016 года объекту «лаборатория», площадью 23,1 кв.м., расположенному по адресу: <...>, присвоен кадастровый номер №90:22:010225:2942.

23 декабря 2016 года объекту «спасательная станция», площадью 151,1 кв.м., расположенному по адресу: <...>, присвоен кадастровый номер №90:22:010225:2944.

22 февраля 2017 года право собственности на указанные объекты зарегистрировано Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о чем сделаны записи №90:22:010225:2942-90/090/2017-1 и №90:22:010225:2944-90/090/2017-1 соответственно.

21 февраля 2019 года за вх. №4220/40/05-06 ООО «Илс Крым» обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

Своим ответом от 01 марта 2019 года за исх. №4220/40/05-06 Обществу было отказано по мотивам не предоставлении необходимых документов, для рассмотрения заявления.

27 марта 2019 года за вх. №7614/40/05-09 ООО «Илс Крым» повторно обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

Своим ответом от 04 апреля 2019 года за исх. №7614/40/05-09 МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» сообщило, что рассмотреть заявление ООО «ИЛС Крым» не представляется возможным, по основаниям не предоставления всех сведений об объектах недвижимости, отсутствия полномочий директора, отсутствия паспорта директора, не отображения на схеме сведений о кадастровом плане территории.

05 апреля 2019 года Общество в третий раз обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

15 апреля 2019 года своим ответом за исх. №8506/40/05-06 заинтересованное лицо сообщило, что рассмотреть заявление также не представляется возможным, по основаниям несоответствия схемы и объектов на ней расположенных, отсутствия полномочий директора, копии его паспорта и не соответствие цели использования участка зоне в которой он расположен.

30 апреля 2019 года ООО «ИЛС Крым» в четвертый раз обратилось с соответствующим заявлением за вх. №11090/40/05-09.

Ответом от 08 мая 2019 года за исх. №11090/40/05-09 сообщено, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не согласовывает схему расположения земельного участка, в связи с его нахождением ниже высотной отметки в 293 м., то есть нахождение на временно затапливаемой территории.

14 октября 2020 года ООО «ИЛС Крым» через «Интернет-приемную портала Правительства Республики Крым» направило в адрес главы Администрации г. Симферополя Республики Крым обращение по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории.

05 ноября 2020 года за исх. №21082/40/05-06 Обществу был дан ответ, согласно которому поступившее обращение рассмотрено в порядке ФЗ №от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации», разъяснено право на обращение в соответствии с требованиям регламента для предоставления муниципальной услуги, отмечено о необходимости предоставления документов, подтверждающих право собственности на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.

Посчитав, что действием по отказу в согласовании земельного участка орган нарушает права заявителя, Общество, с учетом уточненных требований, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

Таким образом, для признания действий незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие действий закону и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Первоначально заявитель оспаривал бездействие органа.

Изменив предмет заявления, заявитель просил признать незаконными действия Администрации по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка. В судебных заседаниях и письменных пояснения заявитель уточнил, что оспаривает действия по отказу от 05.11.2020 года.

Все уточнения приняты судом к рассмотрению.

В связи с чем, заявленное ходатайство заявителя о восстановлении нарушенного срока суд не рассматривает, поскольку срок на подачу заявления об оспаривании отказа от 05.11.2020 года заявителем не пропущен.

Из материалов дела следует, что обращение, зарегистрированное Администрацией г. Симферополя Республики Крым за вх. №Б-735/15908 15.10.2020 и МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» за вх. №21082/40/05-06 20.10.2020 было зарегистрировано в порядке ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

В соответствии с ч. 1 ст. 1 данного Закона им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Частью 1 ст. 9 ФЗ №59 установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 12 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как уже указывалось судом в описательной части решения, поступившее обращение было рассмотрено и 05 ноября 2020 года за исх. №21082/40/05-06 разъяснено право на обращение в соответствии с требованиям регламента для предоставления муниципальной услуги, отмечено о необходимости предоставления документов, подтверждающих право собственности на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.

Бездействие в административном публичном праве представляет собой форму поведения административно-публичного органа либо должностного лица, в ходе осуществления правоприменительной деятельности, при которой с его стороны отсутствует властное правоприменительное волеизъявление.

Таким образом, в данном случае бездействие со стороны заинтересованных лиц не было допущено, при этом, как следует из материалов дела, заявитель обратился не в порядке, предусмотренном Законом.

Незаконные действия органа по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка также отсутствуют в связи со следующим.

Так, Постановлением Администрации г. Симферополя от 25.09.2020 N 5513 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" согласно приложению.

Пунктом 1.1 Административного регламента утверждено, что настоящий Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и исполнения муниципальной услуги, в том числе:

- упорядочения административных процедур (действий);

- сокращения количества документов, предоставляемых гражданами для предоставления муниципальной услуги;

- установления ответственности должностных лиц Органа, предоставляющих муниципальную услугу, за несоблюдение ими требований Административного регламента при выполнении административных процедур (действий).

Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Схема расположения земельного участка утверждается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 9.1 Административного регламента Перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для получения муниципальной услуги:

Заявление на предоставление муниципальной услуги, подписанное непосредственно Заявителем (Приложение N 1 к настоящему Административному регламенту).

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

б) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

в) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

г) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

д) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

е) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований, а также статьями 7, 18, 20, 20.1, 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений";

ж) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

з) цель использования земельного участка;

и) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

к) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

л) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

2) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

3) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

4) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

5) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

6) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

7) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу;

8) документ, удостоверяющий личность Заявителя (представителя заявителя);

9) документ, подтверждающий полномочия юридического лица (в случае обращения юридического лица);

10) Согласие заявителей на обработку персональных данных.

Такового заявления, с приложением всех необходимых документов, ООО «ИЛС Крым» подано не было, в связи с чем, рассмотрение заявления, поступившего через «Интернет-приемную портала Правительства Республики Крым», верно квалифицировано органом как обращение граждан и юридических лиц, в соответствии с ФЗ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на которое был дан соответствующий ответ.

Доводы заявителя о том, что ранее им неоднократно подавались соответствующие заявления в орган и приложением всех необходимых документов суд признает несостоятельными в силу следующего.

Отказы, полученные ранее, заявителем не оспаривались, доказательств этого не представлено.

При этом, оспариваемый ответ был дан на заявление в порядке обращения граждан без приложения соответствующего пакета документов.

При этом, данный ответ не лишает заявителя права обратиться в орган с соблюдением требований Административного регламента для получения соответствующей муниципальной услуги, а в случае отказа в ее предоставлении – обжаловать данный отказ в судебном порядке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что противоправного действия заинтересованным лицом допущено не было.

Ссылку заинтересованного лица на Постановление Администрации г. Симферополя от 19.10.2018 N 5199 (ред. от 28.02.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" и о внесении изменений в постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 28.05.2015 N 356 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере регулирования земельных отношений" суд признает не состоятельной, поскольку Постановлением Администрации г. Симферополя от 24.09.2020 N 5470 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Симферополя Республики Крым" указанное постановление утратило силу, то есть на дату обращения заявителя 14.10.2020 уже было не действующим.

Однако, правового значения для рассмотрения настоящего спора, данное обстоятельство значения не имеет.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление ООО «ИЛС Крым» удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании заявитель неоднократно пояснял, что заявление подано в порядке главы 24 АПК РФ, а требования об обязании согласовать схему и предоставить участок в аренду являются способом восстановления нарушенного права.

При отказе в требовании в порядке главы 24 АПК РФ отсутствует возможность применить способ восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина отнесена судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ИЛС-Крым» - отказать.

2.Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения.

4.Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Г. Колосова