ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-21409/19 от 17.05.2022 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Симферополь

23 мая 2022 года

Дело № А83-21409/2019

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Куртлушаева М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михальчук О.Д., рассмотрев заявление (исковое заявление):

Товарищества собственников жилья «ЖК-3»

к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым

о признании недействительными решения от 18.09.2019 № 091S19190015246 и акта от 21.08.2019 № 091S18190015287

с участием представителей: не явились

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «ЖК-3» (далее – ТСЖ «ЖК-3») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) (далее – ГУ ПФРФ в г.Феодосии (межрайонное) о признании недействительным решения от 18.09.2019 № 091S19190015246 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований для предоставления на председателя правления ТСЖ «ЖК-3» отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Заявлением от 14.02.2020 заявитель дополнил заявленные требования, просил также признать недействительным Акт от 21.08.2019 №091S18190015287.

Пенсионный фонд согласно отзыву просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на законность обжалуемого решения, поскольку деятельность председателя Товарищества приравнивается к деятельности, осуществляемой по гражданско-правовому договору.

Определением суда от 17.03.2022 суд в порядке статьи 48 АП КРФ заменил Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым

Будучи надлежащим образом извещенными, стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

При этом от Фонда 22.04.2022 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Протокольным определением от 17.05.2022 отказано в удовлетворении ходатайства ликвидатора ТСЖ «ЖК-3» об отложении судебного заседания.

Учитывая то, что неявка в судебное заседание участников процесса, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3, ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей, по имеющимся в материалах дела документам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом были установлены следующие обстоятельства.

Товарищество собственников жилья “ЖК-3” зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым под регистрационным номером 015: 091-015-002005.

После опубликования письма Министерства труда и социальной защиты РФ в от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 «О предоставлении сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении руководителя организации, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества», Пенсионный фонд в письме за исх. № 7370/05-29 от 23.05.2019 уведомил Товарищество о том, что на председателя ТСЖ необходимо предоставлять отчетность в ПФ РФ по формам СЭВ-М и СЭВ-СТАЖ.

В дальнейшем, Пенсионным фондом в отношении Товарищества была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой, 21.08.2019 был составлен соответствующий Акт №091S18190015287 (далее - Акт за 2018 год) о выявлении правонарушения по пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление Заявителем сведений по форме СЗВ- СТАЖ на ФИО1, как на председателя правления, за 2018 год.

По результатам рассмотрения указанного Акта, Пенсионным фондом принято решение от 18.09.2019 № 091S19190015246 о привлечении заявителя к ответственности за совершение правонарушений по п. 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в соответствии с которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 (пятьсот) рублей.

Заявитель, полагая, что указанными решением и актом нарушаются его права и законные интересы, обратился в суд с данным заявлением.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применительно к ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) ТСЖ «ЖК- 3» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам (письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08- 26/9856).

Соответственно, следует признать факт того, что отчетность формы СЗВ- СТАЖ на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный учредитель является директором организации без заключения договора (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В- 1846).

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период, не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ- СТАЖ.

Пунктом 1 ст. 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление) (п. 2 ст. 123.14 ГК РФ).

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 Жилищного кодекса).

Согласно положениям статьи 147 Жилищного кодекса, руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества.

Члены правления ТСЖ избирают из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Пунктом 1 и подпунктом 11 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса установлено, что общее собрание членов ТСЖ. являющееся высшим органом управления ТСЖ, определяет размер вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.

Исходя из положений пункта 1 пункта 2 статьи 149 Жилищного кодекса, председатель ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, действует без доверенности от имени товарищества.

Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность. В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку статьями 148 и 149 Жилищного кодекса на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора (письмо ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4- 11/22066@).

Соответственно следует признать факт того, что на председателя ТСЖ (при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора) необходимо представлять отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ- СТАЖ в соответствии с письмом Минтруда России от 16.03.2018 № 17­4/10/В-1846.

Согласно выписки из Протокола общего собрания членов ТСЖ «ЖК- 3» № 1 от 28.01.2017, в соответствии с подпунктом 11 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 14.16 Устава, члену правлению ФИО1 была определено ежемесячное вознаграждение в сумме 5 000,00 руб.

Факт осуществления выплат члену правлению ТСЖ «ЖК-3», ФИО1, ею не оспаривался.

Учитывая, что на председателя правления Товарищества возложено выполнение ряда организационных и управленческих функций на постоянной основе за вознаграждение, размер которого определяется общим собранием членов товарищества, выплачивается систематически (ежемесячно) и в твердой фиксированной сумме, при отсутствии таких признаков трудовых правоотношений, как наличие должности в штатном расписании и должностной инструкции, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, применение режима труда и отдыха, систем оплаты труда, осуществление таких выплат, как отпускные, премии и пр., спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, и в качестве таковых данные выплаты в соответствии со ст. 420 НК РФ подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование гарантирует застрахованным лицам (председателю и членам правления) включение периодов их деятельности в страховой стаж с последующим начислением страховой пенсии.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что ТСЖ «ЖК-3» в нарушение требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ- стаж на ФИО1, как на председателя правления ТСЖ, за 2018 год.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301- КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16- 10703.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2021 № А83-21410/2019.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение пенсионного фонда является законными и обоснованными, в связи с чем, заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат.

При этом, суд считает, что требование о признании недействительным Акта от 21.08.2019 №091S18190015287 о выявлении правонарушения по пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не подлежит рассмотрению в судах по следующим основаниям.

Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательное предписание по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Из оспоренного акта следует, что в нем содержатся лишь сведения и информация, полученные в результате проведенной проверки, а также сделанные на основании выявленных сведений выводы.

При этом указанный акт не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагают на Товарищество каких-либо обязанностей, не создает для указанного лица иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Составление актов является необходимым и нормативно предусмотренным действием по фиксации нарушений, само по себе не противоречит закону и не может нарушить права заявителя.

Отсутствие у оспариваемого акта властно-распорядительного характера, налагающего на Товарищество какие-либо обязанности и нарушающего его права, исключает его самостоятельное оспаривание в суде.

Вместе с тем, отсутствие возможности обжалования данного акта не ограничивает право заявителя на получение судебной защиты по результатам проведения проверки при условии вынесения решения, требования властно-распорядительного характера.

Так, решение пенсионного фонда, принятое по результатам рассмотрения данного акта, является предметом обжалования в рамках настоящего дела.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.

При указанных обстоятельствах производство по делу в части обжалования Акта от 21.08.2019 №091S18190015287 о выявлении правонарушений подлежит прекращению.

Поскольку определением суда заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то, по результатам рассмотрения дела она подлежит взысканию с Товарищества собственников жилья «ЖК-3» в доход федерального бюджета в сумме 3000,00 руб.

Определением суда от 24.07.2020 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

На основании вышеизложенного, с даты вступления настоящего решения в законную силу, следует отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.07.2020 по делу № А83-21409/2019 в виде приостановления действия решения от 18.09.2019 № 091S19190015246 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное).

Руководствуясь статьями 96, 150, 167-170, 199, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения от 18.09.2019 № 091S19190015246 – отказать.

2.Производство по делу в части обжалования Акта от 21.08.2019 №091S18190015287 о выявлении правонарушений – прекратить.

3.Взыскать с Товарищества собственников жилья «ЖК-3» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000,00 руб.

4.Отменить с момента вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.07.2020 по делу № А83-21409/2019 в виде приостановления действия решения от 18.09.2019 № 091S19190015246 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное).

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.И. Куртлушаев