АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 ноября 2023 года Дело № А83-21726/2021
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2023 года. Решение в полном объёме изготовлено 13 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ковлаковой И.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лотош Н.Н., рассмотрел материалы дела по заявлению Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, 298600, <...>)
к Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН <***>,
ИНН <***>, 298600, <...>)
Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты (298600, <...>)
Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 101000, <...>)
при участии в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Местная религиозная организация «Немецкая Евангелическо - Лютеранская община города Ялты»;
Ялтинский городской совет Республики Крым.
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 10.11.2021, диплом, представитель
от Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России» и третьего лица – ФИО2, паспорт, доверенность от 15.04.2021, диплом от 23.04.1992, представитель
от Администрации города Ялты Республики Крым – Подружко В.Н., паспорт, диплом, доверенность;
от иных лиц – не явились.
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России», в котором просит суд:
признать незаконным постановление Администрации города Ялты от 13.10.2021
№ 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование»;
признать недействительным договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 27.10.2021, заключённый между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и Централизованной религиозной организацией «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России».
Заявление мотивировано тем, что по мнению Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» постановление Администрации города Ялты от 13.10.2021 № 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование» нарушает права и законные интересы заявителя ввиду того, что право безвозмездного постоянного пользования Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» на спорные помещения здания кирхи не прекращено. При этом в качестве доказательств использования здания кирхи на праве безвозмездного постоянного пользования Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» ссылается на постановление Совета Министров Крыма от 17.03.1992 № 64; решение № 519 от 23.07.1993 о передаче в безвозмездное пользование здания по ул. Чехова, 10, в г. Ялта; распоряжение № 158-р от 02.07.1993 о
создании комиссии по передачи в собственность здания по ул. Чехова, 10, в г. Ялта; решения № 254 (2) от 19 мая 1995 года о передаче в безвозмездное пользование здания по ул. Чехова, 10, в г. Ялта. Кроме того, заявитель руководствуется пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
От Администрации города Ялты Республики Крым, Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России» поступили отзывы¸ согласно которых ответчики возражают против удовлетворении требований в полном объёме по доводам, изложенным в отзыве.
(далее – АПК РФ), протокольным определением перешёл на стадию судебного разбирательства.
Иные лица участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом и своевременно, в соответствии со статьёй 123 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле и иные участники судебного процесса считаются извещёнными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьёй 122 АПК РФ, и её получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся
процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
В силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещёнными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чём организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Кроме того, суд в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым - в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 19.11.1992 исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета Крымской АССР было зарегистрировано юридическое лицо - Евангелическо-Лютеранская община Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви (в настоящее время Местная религиозная организация «Евангелическо- Лютеранская община Святой ФИО4»), как религиозная организация, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Как указано заявителем, 20.06.1995 на баланс Евангелическо-Лютеранской общины переданы нежилые помещения в здании кирхи по адресу: <...>, лит. «А», в части использования молитвенного зала и подсобных помещений второго этажа.
Согласно извещению № 2 от 20.06.1995 по акту от 20.06.1995 с баланса Жилищно-эксплуатационной конторы № 3 (ЖЭК-3), которая являлась структурным подразделением Управления жилищно-коммунального хозяйства Ялтинского горисполкома, на баланс Евангелическо-Лютеранской общины были переданы нежилые помещения в здании по ул. Чехова, 10, лит. "А" балансовой стоимостью 791707922474 крб. общей площадью 233,6 кв.м.
Решением Ялтинского городского Совета от 02.02.2000 года № 40 заявителю предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,0772 га для обслуживания кирхи и жилого дома выдан Государственный акт серии 11- КМ № 003817.
08.04.2004 и 09.06.2011 между заявителем и Республиканским комитетом по охране культурного наследия Автономной Республики Крым заключены охранные договора на памятник культурного наследия - кирху 1885 года по ул. Чехова, 10, охранный N 39.
№ 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» созданная в 1991 году Евангелическо - Лютеранская община Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц РФ за основным государственным регистрационным номером <***> и с наименованием Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой ФИО4» входит в состав Централизованной религиозной организации «Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России».
Таким образом, по мнению заявителя местная религиозная организация «Евангелическо - Лютеранская община Святой ФИО4» приобрела право владения и пользования частью культового строения в установленном законом порядке, и это право (правовой титул) принадлежит ей на основании Закона, как это было предусмотрено статьёй 398 ГК Украины и статьёй 144 Хозяйственного кодекса Украины, а также предусмотрено абзацем 2 пунктом 1 статьи 8 ГК РФ, статьёй 277 ГК РФ и статьёй 22 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях».
При этом предельный срок пользования не установлен.
Между тем заявителем указано, что на основании постановления Администрации города Ялты от 13.10.2021 № 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование» между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России заключён договор безвозмездного пользования от 27.10.2021 г.
По условиям договора Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым передаёт, а Централизованная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России» принимает в безвозмездное пользование муниципальное имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городской
округ Ялта - здание общей площадью 232,3 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Чехова, 10.
Поскольку право безвозмездного постоянного пользования Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» на спорные помещения здания кирхи по мнению заявителя не было прекращено, то передача этих же помещений другой религиозной организации противоречит закону.
В связи с этим по мнению заявителя постановление Администрации г. Ялты от 13.10.2021 № 3485-п является незаконным, а заключённый на основании постановления договор безвозмездного пользования от 27.10.2021 недействительным.
Ввиду вышеизложенного, Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, суд установил следующее.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Нормами пункта 1 статьи 11 ГК РФ и пункта 1 части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлен принцип судебной защиты нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в арбитражный суд, но и возможность достижения в суде правового результата
(постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/2009).
В данном случае первым требованием заявитель просит суд признать незаконным постановление Администрации города Ялты от 13.10.2021 № 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование»
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Таким образом, на заявителе лежит обязанность доказать нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А на заинтересованном лице лежит обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения.
В соответствии с частью 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Как указывалось судом ранее, заявление мотивировано тем, что по мнению Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» постановление Администрации города Ялты от 13.10.2021 № 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование» нарушает права и законные интересы заявителя ввиду того, что право безвозмездного постоянного пользования Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского
вероисповедания» на спорные помещения здания кирхи не прекращено. При этом в качестве доказательств использования здания кирхи на праве безвозмездного постоянного пользования Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» ссылается на постановление Совета Министров Крыма от 17.03.1992 № 64; решение № 519 от 23.07.1993 о передаче в безвозмездное пользование здания по ул. Чехова, 10, в г. Ялта; распоряжение № 158-р от 02.07.1993 о создании комиссии по передачи в собственность здания по ул. Чехова, 10, в г. Ялта; решения № 254 (2) от 19 мая 1995 года о передаче в безвозмездное пользование здания по ул. Чехова, 10, в г. Ялта. Кроме того, заявитель руководствуется пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
В качестве обосновании заявленных требований заявитель ссылается на Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года № 987- XII.
Согласно статьи 7 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года № 987-XII религиозными организациями в Украине являются религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций. Религиозные объединения представляются своими центрами (управлениями). На другие организации, образованные по религиозному признаку, действие этого закона не распространяется».
Частью 2 статьи 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» предусмотрено, что «культовые здания и имущество, составляющие государственную собственность, передаются организациями, на балансе которых они находятся, в безвозмездное пользование или возвращаются в собственность религиозных организаций безвозмездно по решениям областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Республике Крым - Правительства Республики Крым. Ходатайство о передаче религиозным организациям культовых зданий и имущества в собственность или безвозмездное пользование рассматривается в месячный срок с письменным уведомлением об этом заявителей.
Также статьей 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях предусмотрено, что договоры о предоставлении в пользование религиозным организациям культовых и других зданий и имущества могут быть разорваны или прекращены в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Украины.
Самовольный захват культовых зданий или присвоения культового имущества не допускается.
Согласно статьи 13 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» религиозная организация признается юридическим лицом со дня государственной регистрации. Религиозная организация как юридическое лицо пользуется правами и несёт обязанности в соответствии с действующим законодательством и своим уставом (положением).
В соответствии со статьёй 4 Гражданского кодекса Украинской ССР, который действовал на момент издания Постановления № 64 от 17.03.1992, гражданские права и обязанности возникают из соглашений, предусмотренных законом, а также из соглашений, хотя и не предусмотренных законом, но таких, которые ему не противоречат; из административных актов, в том числе для государственных, кооперативных и других общественных организаций - из актов планирования; в результате открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создания произведений науки, литературы и искусства; вследствие нанесения ущерба другому лицу, а также в результате приобретения или сбережения имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований; в результате других действий граждан и организаций; вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Кроме того, согласно статье 17 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» религиозные организации имеют право использовать для своих нужд здания и имущество, которые предоставляются им на договорных основах государственными, общественными организациями или гражданами.
Между тем, из представленных в материалы дела документов, не усматривается что с заявителем заключён договор пользования зданием кирхи по адресу: <...> с Правительством Республики Крым, Ялтинским городским советом или другим лицом, которое имело бы право заключить такой договор в тот момент.
При этом как усматривается из материалов дела, постановлением Совета Министров Крым от 17.03.1992 № 64 спорное недвижимое имущество предоставлено лютеранской общине, а не конкретному юридическому лицу, имеющему согласно закона определённые существенные признаки.
Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» не представила суду доказательств о том, что Совет министров Республики Крым на основании статьи 17 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" принял решение и предоставил в пользование Местной религиозной организации «Евангелическо - Лютеранская община Единой
Евангелическо-Лютеранской Церкви», зарегистрированной согласно пояснений истца в 1996 году, спорные помещения.
Кроме того, согласно представленных истцом суду доказательств и пояснений, заявитель зарегистрирован в 1991 году как Евангелическо-лютеранский приход Единой Евангелическо- Лютеранской Церкви.
Согласно пояснений заявителя приход в 1996 году был перерегистрирован в Местную религиозную организацию «Евангелическо-Лютеранская община Единой Евангелическо- Лютеранской Церкви».
Таким образом, согласно статьи 7 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года № 987-XII заявитель стал относиться к религиозным организациям только в 1996 году, а значит через 4 года после издания Постановления, согласно которого недвижимое имущество религиозного назначения предоставлено религиозной организации.
Таким образом, с учётом вышеизложенного во взаимосвязи с представленными в материалы дела документами, исходя из положений пунктов 3 и 4 статьи 11 Гражданского Кодекса Украины у заявителя не возникли права и обязательства на спорное недвижимое имущество.
Кроме того, статьёй 182 Гражданского Кодекса Украины установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, отягощение этих прав, их возникновение, переход и прекращения подлежат государственной регистрации.
Статьей 4 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» предусмотрено, что Государственной регистрации подлежат вещные права, производные от права собственности, в том числе право пользования.
Между тем, согласно истребованных судом документов право собственности на спорное недвижимое имущество зарегистрировано за городом Ялта.
Ограничений права собственности нет, так как они не зарегистрированы.
Таким образом, у Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» отсутствуют надлежащие доказательства того, что спорное недвижимое имущество религиозного назначения находилось у него в пользовании на момент издания обжалуемого Постановления Администрации города Ялты от 13.10.2021 № 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование»,а
Администрация города Ялта Республики Крым не имела право распорядиться недвижимым имуществом в соответствии с действующим законом.
Относительно представленных заявителем документов, а именно Государственный Акт на право постоянного пользования землею П-КМ № 003817 от 02.11.2000, охранный Договор на памятник культурного наследия от 08.04.2001 года № 1539 суд отмечает, что такие документы выданы и заключены с Евангелическо-Лютеранской общиной «Святой Марии» г. Ялта, а не с заявителем, именуемым согласно Устава Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Единой Евангелическо- Лютеранской Церкви».
Следовательно, согласно представленных документов, у заявителя не возникали какие - либо права в отношении спорного недвижимого имущества религиозного назначения, а также земельного участка на котором оно находится
Постановление Администрации города Ялта Республики Крым издавалось в отношении недвижимого имущества религиозного назначения, право собственности на которое принадлежит Администрации города Ялта.
При этом, Администрация города Ялты Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты не представляли Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» в безвозмездное пользование спорное недвижимое имущество.
Кирха до 18.03.2014 находилась на балансе Коммунального предприятия Ялтинского городского совета «Комбинат благоустройства» в исполнение решения Исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 14.06.2007 за № 1029.
Согласно пункту 1.1 Устава Коммунальное предприятие Ялтинского городского совета «Комбинат благоустройства» основано на коммунальной собственности Ялтинского городского совета и является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей Коммунального предприятия «Ялтажилэксплуатация».
Спорные нежилые помещения поставлены на баланс во исполнение Решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета № 1266 от 10.08.2006, Приказа Фонда коммунального имущества Ялтинского городского совета № 85-П от 22.08.2006 и Приказа Коммунального предприятия «Ялтажилэксплуатация» № 0205 от 05.09.2006, о чем был составлен акт постановки на баланс.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 30.08.2006 серии САА № 696151 спорное имущество относится к коммунальной собственности.
Согласно статье 327 Гражданского кодекса Украины управление имуществом, которое находится в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная община и созданные ею органы местного самоуправления.
Согласно пункта 1 Приложения № 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" действующего в настоящее время Кирха является муниципальной собственностью.
Следовательно, до 18.03.2014 и после Кирха была в муниципальной (коммунальной) собственности.
Данный довод подтверждается направленной Государственным Комитетом по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым в адрес суда выписки из Государственного реестра прав и сделок с ним, согласно которой правообладателем Кирхи является Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Более того, Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания», как верно указано заинтересованным лицом, с 2014 года и по настоящее время не предпринимала действий для получения спорного объекта недвижимого имущества в пользование или в собственность, а также не оформлял какие-либо правоустанавливающие документы на спорное недвижимое имущество религиозного назначения.
Постановление Администрации города Ялты от 13.10.2021
№ 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование»; издано на основании волеизъявления Централизованной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России», к конфессиональной принадлежности которой относится объект недвижимого имущества, указанный в оспариваемом акте, а также с согласия и по просьбе местной религиозной организации, а именно Местной религиозной организации «Немецкая Евангелическо - Лютеранская община города Ялты».
Централизованная религиозная организация «Евангелическо- Лютеранская Церковь Европейской части России» в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного
назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» обладала исключительным правом на получение в безвозмездное пользование спорного объекта недвижимого имущества религиозного назначения.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
С учётом совокупности представленных документов, суд приходит к выводу о том, что права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены предоставлением Централизованной религиозной организации «Евангелическо - Лютеранская Церковь Европейской части России» в безвозмездное пользование спорного недвижимого имущества религиозного назначения.
Учитывая вышеизложенное заявленные требования о признании незаконным постановление Администрации города Ялты от 13.10.2021 № 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование» удовлетворению не подлежат.
Кроме того, заявитель просит суд признать недействительным договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 27.10.2021, заключённый между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и Централизованной религиозной организацией «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России».
По общему правилу, закреплённому в части 1 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой.
В обосновании заявленных требований в данной части заявитель ссылается на незаконность постановления Администрации города Ялты от 13.10.2021
№ 3485-п «О передаче Централизованной религиозной организации Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России муниципального имущества в безвозмездное пользование».
Как указывалось судом ранее, Местная религиозная организация «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания не представила доказательств представления уполномоченными органами спорного недвижимого имущества религиозного назначения Местной религиозной организации
«Евангелическо-Лютеранской общине Святой МарииАугсбургского
Вероисповедания» или «Евангелическо-Лютеранская общине Единой Евангелическо- Лютеранской Церкви» .
В данном случае суд пришёл к выводу о законности оспариваемого постановления, договор заключён в соответствии с требованиями действующего законодательства, а значит и основания для признания недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 27.10.2021, заключённого между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и Централизованной религиозной организацией «Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России» у суда отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167–170, 176, 201 АПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Святой Марии Аугсбургского вероисповедания» - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме).
Участвующим в деле лицам разъясняется, что решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия
Судья И.Н. Ковлакова