Решения арбитражных судов. Электронное правосудие // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
08 июня 2017 года Дело №А83- 41/2017
Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2017 года. Полный текст решения изготовлен 08 июня 2017 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведовской И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Виктория»
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
Евпаторийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора –
Администрация г. Евпатории Республики Крым,
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым
о признании незаконным решения государственного регистратора
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.02.2017, паспорт;
от заинтересованного лица 1 – ФИО2 по доверенности №05/01/19 от 09.01.2017, удостоверение;
от заинтересованного лица 2 – не явились;
от третьего лица 1 – ФИО3 по доверенности №3301/02-29 от 14.10.2016, паспорт.
от третьего лица 2 – ФИО4 по доверенности №02-08 от 09.01.2017, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
09 января 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Виктория» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – заинтересованное лицо -1, Комитет), Евпаторийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – заинтересованное лицо -2), в котором просит:
- признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по делу №90/016/306/2016-2660 от 18.11.2016;
- обязать Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности ООО «Виктория» на сооружения (подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газопровод) по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, Культурно-развлекательный комплекс с пансионатом в г. Евпатория, южнее Симферопольского шоссе, между Аквапарком и развлекательным комплексом «Солнышко», кадастровый номер 90:00:000000:494.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10 января 2017 года заявление принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.
Определением от 02 февраля 2017 года дело было назначено к судебному разбирательству. Указанным определением суд также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию г. Евпатории Республики Крым.
21 марта 2017 года суд определением в порядке ч. 1 ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Евпатории Республики Крым.
31 мая 2017 года от ООО "Виктория" в материалы дела поступили письменные пояснения.
До судебного заседания посредством программы "Мой Арбитр" от Администрации города Евпатория поступил отзыв на заявление.
Указанные документы приобщены судом в материалы дела по дате их поступления.
В итоговое судебное заседание явку своих уполномоченных представителей обеспечили заявитель, заинтересованное лицо – 1 и третьи лица.
Заинтересованное лицо – 2 в судебное заседание явку своего уполномоченного представителя не обеспечило.
Почтовая корреспонденция, направленная судом в адрес Евпаторийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации Республики Крым, была возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
При этом, суд располагает надлежащими доказательствами извещения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, что свидетельствует и о надлежащем извещении его территориального обособленного структурного подразделения в г. Евпатория, которое в силу Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №164, и раздела 5 Порядка приема документов заявителей на предоставление государственной услуги Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, находящихся на территории Республики Крым, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 мая 2017 года №258, осуществляют только прием документов, без полномочий на представительство интересов органа в суде.
Ходатайств о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителей отдела в порядке ст. 156 АПК РФ на адрес суда не поступало.
Представитель заявителя и третьего лица -2 просили приобщить в материалы дела дополнительные документы и доказательства, которые, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, приобщены судом в материалы дела.
Также письменные пояснения ООО "Виктория", поданные в суд 31 мая 2017 года, под роспись вручены участникам процесса.
В судебном заседании представитель ООО "Виктория" требования, изложенные в заявлении о признании незаконным решения государственного регистратора, поддержал. По мнению заявителя, отказ в государственной регистрации права собственности на сооружение (подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газовод), является незаконным, поскольку данное сооружение не находится в 100 метровой зоне Черного моря, что было положено в основу сообщения об отказе в регистрации права собственности на него.
Представитель заинтересованного лица указывал на обоснованность и законность принятого решения, его соответствие закону по причине нахождения объекта в 100 метровой зоне и противоречии регистрации права локальному нормативно-правовому акту государственного органа субъекта Российской Федерации.
Представитель органа местного самоуправления против удовлетворения заявленных требований не возражал согласно предоставленному отзыву от 31.05.2017.
Представитель департамента против удовлетворения требований возражал.
В судебном заседании на основании ч. 2 ст. 176 АПК РФ оглашена резолютивная часть решения.
Рассмотрев материалы дела, выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, судом установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, законодателем для арбитражного суда определены пределы исследования по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц государственных органов.
В ч. 4 ст. 200 АПК РФ указано, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закреплённого в ч. 1 ст. 65 АПК РФ. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке гл. 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие принятия противоречащего закону акта, должен указать суду, в чём конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений.
ООО «Виктория» является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц.
В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации Общества на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 32834978, дата регистрации 02.02.2004, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 20.10.2014, ОГРН <***>.
Таким образом, Общество привело свои учредительные документы в соответствие с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 124-ФЗ, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 506-ФЗ.
06 октября 2016 года уполномоченный представитель ООО "Виктория" обратился в ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружения, условный кадастровый номер 90:00:000000:494 с приложением документов, а именно: кадастровый паспорт сооружения от 19.09.2016, акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 08.07.2014, устав ООО "Виктория", свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ от 20.10.2014, строительный паспорт подземного, наземного (наружного) газопровода высокого давления, газового ввода, вводного газопровода от 01.06.2013, свидетельство о постановке на учет в Российской Федерации от 20.10.2014, лист записи из ЕГРЮЛ, приказ о назначении руководителя и выписку.
14 октября 2016 года ООО "Виктория" были поданы дополнительные документы.
18 ноября 2016 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение об отказе в государственной регистрации, выразившееся в сообщении об отказе в государственной регистрации №90/016/306/2016-2660 в связи с тем, что сооружение, право на которое просит зарегистрировать общество, расположено в пределах 100 метровой зоны.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Виктория" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Действия Комитета по регистрации права собственности регламентированы нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - Закон № 122-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (часть 5 статьи 2 Закона № 122-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 ФЗ №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В дальнейшем указанный Закон судом применяется в редакции на момент возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 122-ФЗ, раздела 3 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, государственная регистрация прав включает в себя, в числе прочего, правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверку действительности поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав предусмотрен статьей 20 Закона № 122-ФЗ.
В целях недопущения нарушения действующего законодательства и устранении сомнений государственным регистратором ФИО5 был направлен запрос в Администрацию муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым №4802/26 от 14.10.2016 для предоставления информации о факте расположения объекта недвижимого имущества по адресу <...> между «Аквапарком» и развлекательным центром «Солнышко», кадастровый номер 90:18:0101179:20, в пределах 100 метровой прибрежной зоны. Указанный запрос поступил в администрацию 20 октября 2016 года вх. №9648/02, о чем свидетельствует штемпель входящей корреспонденции (том 2, л.д. 28).
Одновременно в материалах дела содержится иной запрос с аналогичным исходящим номером, которым Комитет запрашивает информацию о расположении объекта недвижимого имущества – газопровода в 100 метровой прибрежной зоне, однако доказательств его направления (получения) органом местного самоуправления в материалы дела заинтересованным лицом – 1 не представлено (том 2, л.д. 22).
24 октября 2016 года за исх. №9648/02-11 от Администрации г. Евпатория Республики Крым был получен ответ, что земельный участок с кадастровым номером 90:18:010179:20 согласно данным публичной кадастровой карты расположен в 100 метровой прибрежной зоне Черного моря.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 20 № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Судом установлено, что в сообщении об отказе в государственной регистрации права органом указано нарушение ст. 65 Водного Кодекса РФ, а также Соглашения между Федеральным агентством водных ресурсов и Советом Министров Республики Крым, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 05 августа 2014 года №1466-р запрещающего регистрацию недвижимости полностью или частично расположенных в 100-метровой зоне, т.ее основанием для отказа было нахождение объекта в 100-метровой охранной зоне.
При этом судом установлено, что 21 сентября 2016 года Государственным Советом Республики Крым было принято Постановление "О вопросах регистрации объектов недвижимости вдоль береговой линии Черного и Азовского морей".
Согласно данному постановлению, до 1 февраля 2017 года в Республике Крым не допускается осуществление государственной регистрации права собственности физических и юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений) на объекты недвижимости, полностью или частично расположенные в пределах 100 метров от береговой линии Черного и Азовского морей.
Также судом установлено, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 22 декабря 2016 года №1385-1/16 был удовлетворен протест и.о. прокурора Республики Крым от 14 октября 2016 года N 22/1-12-16/Ид 1435-2016 на постановление Государственного Совета Республики Крым от 21 сентября 2016 года N 1204-1/16 "О вопросах регистрации объектов недвижимости вдоль береговой линии Черного и Азовского морей", принятый к рассмотрению Государственным Советом Республики Крым в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 19 октября 2016 года N 1244-1/16 и отменено постановление Государственного Совета Республики Крым от 21 сентября 2016 года N 1204-1/16 "О вопросах регистрации объектов недвижимости вдоль береговой линии Черного и Азовского морей".
Оспаривая решение государственного регистратора, заявитель одновременно просит обязать Комитет зарегистрировать право собственности на объект недвижимости: сооружение – подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газопровод, в связи с чем, судом были оценены доказательства наличия права на регистрацию собственности и установлены следующие обстоятельства.
Обосновывая правомерность регистрации права, ООО "Виктория" представило доказательства, из которых усматривается, что заявитель являлся арендатором земельного участка на основании соответствующего договора №1094 от 15.12.2006.
04 апреля 2010 года Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым было выдано разрешение №318 на выполнение строительных работ по новому строительству культурно-развлекательного комплекса (аттракционы, кафе, туалет, очистные сооружения, водохранилище) по Симферопольскому шоссе между "Аквапарком" и развлекательным комплексом "Солнышко" г. Евпатория.
01 июня 2011 года за ООО "Виктория" КРП "Бюро регистрации и технической инвентаризации г. Евпатория" было зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства по адресу: <...>.
17 сентября 2013 года Инспекцией ГАСК в АР Крым была зарегистрирована декларация №КР 142132600381 о готовности объекта к эксплуатации Культурно-развлекательный комплекс по адресу: <...> между "Аквапарком" и развлекательным комплексом "Солнышко".
07 июня 2016 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатория Республики Крым и ООО "Виктория" был заключен договор аренды земельного участка №227-п, общей площадью 171558 кв.м., расположенный по адресу: <...> между "Аквапарком" и развлекательным комплексом "Солнышко" для строительства культурно-развлекательного комплекса с пансионатом.
Часть 1 ст. 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителю.
Вместе с тем согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ № «О промышленной безопасности производственных объектов» однозначно относит газопровод к опасным производственным объектам.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ 21.07.1997 №122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В подтверждение правомерности ввода в эксплуатацию газопровода ООО "Виктория" предоставило на государственную регистрацию Акт приемки законченного строительством объекта системы газоснобжения от 08 июня 2014 года, договор генерального подряда №1 от 02 февраля 2010 года и строительный паспорт подземного наземного (наружного) газопровода высокого давления (газового ввода), вводного газопровода.
В процессе судебного разбирательства в обоснование довода ввода в эксплуатацию газопровода ООО "Виктория" также были представлено положительное комплексное заключение №632/ф-14-2008 по рабочему проекту "Культурно-развлекательный комплекс с пансионатом по Симферопольскому шоссе между "Аквапарком" и развлекательным комплексом "Солнышко" в г. Евпатории" от 22.02.2010 и экспертное заключение О.№10.20732544.3967-08.
К представленным доказательствам правомерности ввода газопровода в эксплуатацию суд относится критически в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 года N 113 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктами 18, 19 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент), предусмотрена подготовка проектной документации на сети газораспределения и газопотребления, соответствующей требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
по завершении строительных и монтажных работ осуществляется приемка сети газораспределения; по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования осуществляется приемка сети газопотребления (пункт 92 Технического регламента);
строительные нормы и правила Российской Федерации "Газораспределительные системы СНиП 42-01-2002", введенные в действие постановлением Госстроя России от 23.12.2002 N 163, также предусматривают проектирование газораспределительных систем. Кроме того, данный документ предполагает приемку законченного строительством объекта газораспределительной системы, которая оформляется актом приемки, подтверждающим, что строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002.
При этом частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы в том числе следующие документы:
документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Предусмотренные Техническим регламентом и СНиП 42-01-2002 акты приемки являются документами, необходимыми для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не отменяя необходимость его получения и не заменяя его.
Таким образом, для подтверждения ввода сооружения подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газовод требуется соответствующий акт уполномоченного органа, удостоверяющего его соответствие строительным нормам, стандартам и правилам.
Данная позиция отражена в письме Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии от 21 декабря 2015 года №14-исх/18160-ГЕ/15.
Ссылка заявителя о вводе спорного объекта в эксплуатацию декларацией о готовности объекта к эксплуатации №КР 142132600381 от 17.09.2013 является несостоятельной, поскольку в п.12 отсутствует указание на подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газовод.
Более того, согласно данной декларации, дата начала строительства – 07.04.2010, дата окончания строительства – 01.09.2013.
Однако, как указано в строительном паспорте газопровода, работы начаты 01.06.2013, закончены – 07.07.2014.
Такие же данные о датах начала и окончания строительных работ указаны в акте приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 08.08.2014 года.
То есть, на дату подписания декларации о готовности объекта к эксплуатации газопровод еще не был построен.
Представленные заявителем документы, а именно акт приемки, строительный паспорт, договор подряда и другие не могут подменять собой требования, предусмотренные ст. 55 ГрК РФ, а могут служить основанием для выдачи соответствующей декларации для приемки законченного строительством объекта, органом, уполномоченным на то нормативно-правовыми актами органов субъекта Российской Федерации.
При этом доводы заявителя о том, что в 2014 году таких документов было достаточно, суд во внимание не принимает, поскольку в указанный период на территории Республики Крым подлежит применению законодательство Российской Федерации.
Также в материалах дела имеется акт выбора и обследования земельных участков от 21.09.2007 для проектирования газопровода среднего давления (том 2,л.д. 11).
Согласно представленным документам, был построен газопровод высокого давления.
В связи с чем, оценку соответствия объекта нормам и правилам может дать только компетентный специализованный орган.
Что касается необходимости наличия земельного участка, то в данном случае необходимо отметить следующее.
Согласно кадастровому паспорту от 19.09.2016 №90-02/2016-477660, протяженность газопровода составляет 4475 м. Строительным паспортом предусмотрено, что длина подземного газопровода составляет 3870,0 м, надземного 605 м.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878, межпоселковый газопровод - это распределительный газопровод, проложенный между поселениями. Из смысла данных Правил вытекает, что собственник газопровода не может являться собственником земельных участков, по территории которых проложен межпоселковый газопровод, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими
Оформление прав на землю под подземным трубопроводом в силу указанной нормы права не требуется.
Часть же наземного газопровода требует под собой наличие земельного участка.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 30 сентября 2015 года по делу №А35-11539/14. Подтверждение правильности выводов суда округа установлено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2016, которым было оказано в передаче кассационной жалобы по настоящему делу.
При рассмотрении дела представитель заявителя подтвердил, что часть надземной части газопровода расположена не на земельном участке заявителя.
При этом в итоговом судебном заседании представителем ООО "Виктория" приобщены в материалы дела доказательства обращения в орган местного самоуправления с заявлением об установлении земельного сервитута в пользу заявителя площадью 605 метров, для обслуживания надземной части трубы газопровода.
Однако, исходя из сформулированной правовой позиции, наличие земельного участка требуется до регистрации права, при этом право ограниченного пользования земельным участком у общества еще не возникло.
Частью 2 ст. 16 ФЗ №122 установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Надлежащих документов, свидетельствующих о возникновении права общества на регистрацию права собственности на газопровод, в регистрирующий орган заявителем представлено не было.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом положений статей 1, 2, 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Если удовлетворение заявленных требований не приведет к защите законного интереса заявителя и восстановлению права (при их наличии), следует считать, что наличие права на заявленные требования в рамках конкретного дела у заявителя отсутствует.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ). При этом факт нарушения обжалованным ненормативным актом, действием, решением прав и законных интересов заявителя, а также возможность восстановления нарушенных прав по результатам рассмотрения данного дела должен доказать последний.
Вместе с тем доказательств нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в деле не имеется. Каким образом удовлетворение заявленных требований может привести к восстановлению прав (при их наличии и нарушении), заявитель не обосновал.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении 2 ААС от 31.05.2012 по делу №А28-10713/2011.
Оспаривая мотивы отказа в государственной регистрации права, ООО "Виктория" была предоставлена справка Кадастрового инженера ИП ФИО6, о том, что объект недвижимости "Подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газовод" с кадастровым номером 90:00:000000:494 расположен более чем в 160 м от береговой линии Черного моря и не подпадает в границы 100-метровой прибрежной полосы.
Указанное доказательство оценено судом по правилам ст. 71 АПК РФ, однако не имеет правого значения в свете отсутствия права заявителя для регистрации права собственности на сооружение.
На основании изложенного суд приходит к выводу о недоказанности заявителем возникновения права на регистрацию права собственности на сооружение "Подземный наземный (наружный) газопровод высокого давления, газовый ввод, вводный газовод", кадастровый номер 90:00:000000:494, и. как следствие, невозможность его восстановления путем обязания зарегистрировать соответствующее право в силу императивных предписаний закона, в связи с чем, требования, заявленные ООО "Виктория" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения.
Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.Г. Колосова