АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
24 декабря 2019 года Дело №А83-6386/2019
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2019 года
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Плотникова И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абдурамановым Э.Р., рассмотрев делопо исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «НовоИнтерТранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский рыбный порт» (ОГРН <***>, ИНН <***> о взыскании 1000000 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Крымская транспортная логистическая компания»,
в отсутствии лиц, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «НовоИнтерТранс» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский рыбный порт» с требованием (с учетом уточнений от 20.08.2019) о взыскании задолженности в сумме 1000000 руб.
Исковые требования основываются на положениях статей 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованы неисполнением ответчиком взятых на себя обязательств по договору №1/ЮЛ от 01.10.2018 в части оплаты за предоставленные услуги, в следствии чего, за ним образовалась задолженность в размере 500 000 руб. На сумму долга истцом были начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 19 719 руб. 18 коп.
Исковые требования истца основаны на положениях статей 432, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованы тем, что услуги по договору № 2-Д-АУ-КРП-15 от 21.04.2016 ответчиком фактически не оказывались. В договоре не оговорены предмет, порядок выполнения работ, услуг, в связи с чем истец считает, что договор подлежит признанию не заключенным. Кроме того, сам вид услуг не поименован в Федеральном Законе № 261 О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 261-ФЗ (далее ФЗ № 261).
Ответчик относительно заявленных требований возражал, указывая в частности на то, что факт оказания услуг подтверждается подписанными актами выполненных работ, а учитывая фактической исполнение сторонами договора оснований для признания его не заключенным не имеется.
Определением от 24.06.2019 судом к участи. в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено ООО «Крымская транспортная логистическая компания».
Судебное разбирательство откладывалось.
Истцом в процессе рассмотрения дела заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения возможности ответчиком оказание услуг по перегрузке колесной техники с парома на причал и с причала на паром.
В удовлетворении данного ходатайства отказано протокольным определением от 10.12.2019, по основаниям указанным в протоколе судебного заседания от 10.12.2019.
В судебном заседании 10.12.2019 в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.12.2019, явка сторон признана судом не обязательной.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
21 апреля 2016 между ГУП РК «Крымские морские порты» и ООО «НовоИнтерТранс» заключен договор № 2-Д- АУ-КРП-16 (далее договор ) на оказание услуг.
Согласно п. 1.1 договора предметом настоящего договора является осуществление перегрузки в порту Керчь (Филиал ГУП РК «КМП» «Керченский рыбный порт» колесной техники на/с паромы (паромов) и суда (ов) накатного типа горизонтальным способом перегрузки с использованием инфраструктуры Филиала, в режиме каботажа на линии. Договор вступает в силу с 29.04.2016г. и действует до 31.12.2016, а в плане взаиморасчетов- до момента полного их произведения (п. 7.1 договора).
Порядок расчетов по договору урегулирован сторонами в разделе 4 договора.
Пунктом 4.1.1. договора определена стоимость услуг по накату/выкату единицы автотехники с учетом НДС, а именно:
до 5 м. - 501.00 руб./ед.
от 5.01 м. до 7 м. – 700.00 руб./ед.
от 7.01м. до 9 м. – 900.00 руб./ед.
от 9.01м.до 12 м. - 1200.00 руб./ед.
от 12.01м. и более - 1500.00 руб./ед.
В пункте 4.3 договора стороны определили, что оплата услуг филиала предварительная производится заблаговременно на расчетный счет филиала до постановки судна к причалу.
Ответчик платежным поручением № 351 от 06.05.2016г. оплатил предварительно 1000000 руб. Согласно назначению платежа за накат выкат на линии Керченский рыбный порт-порт Кавказ договор 2-Д-АУ-КРП-16 от 21.04.2016г.
За период действия договора ответчиком выставлено 28 счетов на общую сумму 683 405 руб., а именно: Счет №5/5 от 11.05.16г. на сумму 7200 руб., Счет №6/5 от 11.05.16г. на сумму 25500 руб., Счет №7/5 от 11.05.16г. на сумму 3 202 руб., Счет №8/5 от 12.05.16г. на сумму 28900 руб., Счет № 9/5 от 12.05.16г. на сумму 22 900 руб., Счет №20/5 от 31.05.16г. на сумму 27 400 руб., Счет №21/5 от 31.05.16г. ( с изменениями) на сумму 26301 руб., Счет №22/5 от 31.05.16г. ( с изменениями) на сумму 28 200 руб., Счет №23/5 от 31.05.16г. на сумму 26001 руб., Счет №24/5 от 31.05.16г. на сумму 20 401 руб., Счет №25/5 от 31.05.16г. на сумму 22 000 руб., Счет №26/5 от 31.05.16г. на сумму 23 400 руб., Счет №27/5 от 31.05.16г. на сумму 35 600 руб., Счет №28/5 от 31.05.16г. на сумму 31 200 руб., Счет №29/5 от 31.05.16г. на сумму 30 200 руб. , Счет №30/5 от 31.05.16г. на сумму 26 000 руб., Счет №31/5 от 31.05.16г. на сумму 22 700 руб., Счет №32/5 от 31.05.16г. на сумму 24 300 руб. , Счет №33/5 от 31.05.16г. на сумму 21 000 руб., Счет №34/5 от 31.05.16г. на сумму 31.05.2016г., Счет №35/5 от 31.05.16г. сумму 33 400 руб., Счет №36/5 от 31.05.16г. на сумму 32 400 руб., Счет №37/5 от 31.05.16г. на сумму 25600 руб., Счет №38/5 от 31.05.16г. на. сумму 33 400 руб., Счет №39/5 от 31.05.16г. на сумму 15000 руб., Счет №40/5 от 31.05.16г. на сумму 21 900 руб., Счет №1/6 от 07.06.16г. на сумму 35100 руб., Счет №2/6 от 07.06.16г. на сумму 6 000 руб.
Услуги на сумму 683 405 руб. приняты истцом без замечаний по объему, срокам и качеству, что подтверждается соответствующими актами (том 1, л.д. 97, том 1, л.д. 103, том 1, л.д. 108, том 1, л.д. 114, том 1, л.д. 119, том 1, л.д. 119, том 1, л.д. 123, том 1, л.д. 127, том 1, л.д. 128, том 1, л.д. 130, том 1, л.д. 143, том 1, л.д. 149, том 2, л.д. 3, том 2, л.д. 7, том 2, л.д. 18, том 2, л.д. 16, том 2, л.д. 20, том 2, л.д. 24, том 2, л.д. 29, том 2, л.д. 33, том 2, л.д. 37, том 2, л.д. 41, том 2, л.д. 48, том 2, л.д. 50, том 2, л.д. 55, том 2, л.д. 59, том 2, л.д. 64, том 2, л.д. 68, том 2, л.д. 72, том 2, л.д. 77, том 2, л.д. 81).
Истец полагая, что поскольку ответчиком не подтверждено оказание услуг на всю сумму предоплаты, а подписанные акты не свидетельствуют по его мнению о фактическом оказании услуг, обратился в суд с настоящим иском.
Суд полагает, что заявлены требования, подлежат удовлетворению частично ввиду следующего.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с ч. 1ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению 6 готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг. Пользователями услуг, оказание которых осуществляется в морском порту согласно п. 11 ст. 4 ФЗ N 261 являются грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица.
Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ устанавливает, что правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами. Из содержания пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 261 следует, что тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В целях регулирования отношений, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги принят Федеральный закон от 20.04.2015 № 86-ФЗ «О государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2015 № 86-ФЗ установлено следующее:
Правительство Российской Федерации принимает решение об осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края (далее - услуги по перевозкам), и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по перевозкам и на связанные с ними дополнительные услуги осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов, посредством определения (установления) цен (тарифов) и (или) их предельного уровня. При этом цены (тарифы) на услуги по перевозкам и на связанные с ними дополнительные услуги устанавливаются дифференцированно с учетом условий оказания этих услуг применительно к перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава.
Правила государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по перевозкам и на связанные с ними дополнительные услуги, включая перечень этих услуг, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила применения цен (тарифов) на услуги по перевозкам и на связанные с ними дополнительные услуги утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов.
Организация оказания услуг по перевозкам осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные правила включают в себя порядок организации перевозок пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, перечень типов судов, обеспечивающих такие перевозки, а также перечень технологических операций, выполняемых при оказании услуг по перевозкам и связанных с ними дополнительных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 707 «О государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автотранспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, г. Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и связанные с такими перевозками дополнительные услуги».
- Государственное регулирование цен на указанные услуги должно осуществляться с 01.09.2015.
- Решение об определении (установлении) цен (тарифов) на услуги по перевозкам и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги принимается Федеральной антимонопольной службой не позднее 3 месяцев со дня поступления соответствующего предложения.
- Государственному регулированию подлежат в том числе цены (тарифы) на услуги по морской перевозке легковых автотранспортных средств и прицепов к ним, грузовых автотранспортных средств, в том числе организации их погрузки на (с) морские суда (морских судов), швартовка и отшвартовка судов.
- Цены (тарифы) на услуги по перевозкам и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги применяются лицами, оказывающими эти услуги в соответствии с правилами организации оказания услуг по перевозкам, утверждаемыми Минтрансом России.
В соответствии с Правилами организации оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, утвержденными приказом Минтранса России от 26.07.2016 № 211, определен Перечень технологических операций, выполняемых при оказании услуг по перевозкам и связанных с ними дополнительных услуг (далее — Перечень технологических операций).
В соответствии с пунктами 2, 3 Перечня технологических операций в услуги по морской перевозке легковых и грузовых автотранспортных средств, прицепов к ним, организации их погрузки на (с) морские суда (морских судов), швартовка и отшвартовка судов включают в себя, в том числе следующие операции:
- Регулирование движения автотранспортных средств и прицепов к ним на территории порта;
- Организация заезда и съезда автотранспортных средств на аппарель (с аппарели) через причалы порта;
- Проверка проездных документов и оформление отчетных документов;
-Выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п.32 раздела 4 «Размещение, укладка и крепление грузов на судне» приказа Минтранса РФ от 21.04.2003 г. № ВР-1/п «Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов» (далее Правила) автомобили относятся к полустандартизированному грузу. А сами Правила согласно п.2 применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники (самоходной и несамоходной …», к которой и относятся АТС, перевозимые на пароме. П.6 приказа Минтранса № 211 предусмотрено, что «оказание услуг по перевозке АТС, железнодорожного подвижного состава с использованием судов осуществляется в соответствии с Правилами безопасности морской перевозки грузов, утвержденными приказом Минтранса России от 21.04.2003. № ВР-1/п.».
Таким образом, в соответствии с приказом Минтранса России № 211 услуги, оказываемые ответчиком по накату-выкату (съезду заезду) автотранспортных средств на (с) морские суда (морских судов) включены в услуги по морской перевозке автотранспортных средств.
Пунктом 3 раздела 2 Приказа №211 установлено, что порядок взаимодействия, права, обязанности перевозчиков, операторов морских терминалов, других владельцев инфраструктуры морских портов и других хозяйствующих субъектов, участвующих в оказании услуг по перевозке и связанных с такими перевозками дополнительных услуг определяются заключаемыми между ними соглашениями.
В соответствии с п. 5 приказа №182 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту" (далее – Приказ №182) услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза и согласно технологической документации.
Технологическая схема услуги предоставлена ответчиком в материалы дела.
Поэтому в результате заключения договора 2-Д-АУ-КРП-16 от 21.04.2016 истец приобрел возможность оказать полный комплекс услуг/операций, входящих в перечень технологических операций, для оказании услуги по перевозке АТС между портами Крыма и Краснодарского края.
Понятия погрузки, перегрузки колесной техники, горизонтальным способом на паромы, с паромов, с использованием инфраструктуры ответчика которые применены в разделе 1 указанного договора, понятия погрузка выгрузка накатным способом, погрузка выгрузка своим ходом автотехники с горизонтальным способом погрузки, понятия съезд заезд автотранспортных средств на аппарель (с аппарели) через причалы порта, как это предусмотрено приказом Минтранса РФ № 211 по своей природе тождественные понятия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ГУП РК «КМП» по заключению договора на оказание услуг по накату выкату АТС нормативно обосновано.
Довод истца о не заключенности договора № 2-Д-АУ-КРП-16 от 21.04.2016 отклоняется судом ввиду следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце шестом пункта 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2014 N 165, при наличии спора о заключенности договора, суд должен оценивать обстоятельства дела в их взаимосвязи, в пользу сохранения, а не аннулирования обязательств, а также исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 ГК РФ.
По своей правовой природе спорный договор является договором возмездного оказания услуг.
Исходя из положений статьей 432, 779 ГК РФ необходимым условием для договоров оказания услуг является их предмет, то есть существо обязательства, а именно осуществление определенных действий или определенной деятельности.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг", договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить.
Оценив содержание договора № 2-Д-АУ-КРП-16 от 21.04.2016, суд установил, что предмет договора определен в пункте 1.1., сторонами согласованы действия (деятельность), которые обязан совершить ответчик, а исполнение принято истцом по актам (том 1, л.д. 97, том 1, л.д. 103, том 1, л.д. 108, том 1, л.д. 114, том 1, л.д. 119, том 1, л.д. 119, том 1, л.д. 123, том 1, л.д. 127, том 1, л.д. 128, том 1, л.д. 130, том 1, л.д. 143, том 1, л.д. 149, том 2, л.д. 3, том 2, л.д. 7, том 2, л.д. 18, том 2, л.д. 16, том 2, л.д. 20, том 2, л.д. 24, том 2, л.д. 29, том 2, л.д. 33, том 2, л.д. 37, том 2, л.д. 41, том 2, л.д. 48, том 2, л.д. 50, том 2, л.д. 55, том 2, л.д. 59, том 2, л.д. 64, том 2, л.д. 68, том 2, л.д. 72, том 2, л.д. 77, том 2, л.д. 81) без претензий к объему и качеству оказанных услуг, в связи с чем отсутствуют основания для признания договора незаключенным. При этом доказательств того, что в ходе исполнения договора между сторонами возникали разногласия по поводу определенности его условий, ответчик не представил.
Относительно доводов ответчика о необоснованном самостоятельном установлении ответчиком стоимости услуг по накату выкату суд отмечает следующее.
Деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах регулируется Законом N 147-ФЗ (пункт 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 данного Закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 6 Закона N 147-ФЗ определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе применение органами регулирования естественных монополий ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на услуги, относящиеся к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, относятся погрузка и выгрузка грузов (за исключением услуг по погрузке и выгрузке нефти и нефтепродуктов, осуществляемых в едином технологическом процессе транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам); хранение грузов. При этом тарифы на услуги субъектов естественной монополии, оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются органами регулирования (Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
В спорный период май-июнь 2016г. органами регулирования для ГУП РК «Крымские морские порты» не было установлен уровень цен на оказываемые услуги, согласно Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1546 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов, сборов, платы) в сфере железнодорожных перевозок, услуг в морских портах и аэропортах на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (период действия с 08.01.2015 по 31.12.2016) установлено, что до введения в действие цен (тарифов, сборов) на оказание услуг в морских портах, аэропортах Республики Крым и г. Севастополя в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», указанные цены (тарифы, сборы) устанавливаются хозяйствующим субъектом, оказывающим такие услуги.
Согласно письму руководителя Федеральной службы по тарифам РФ, (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять правовое регулирование цен,) № СН-4208/10 от 15.04.2014г. « в переходный период и до урегулирования федеральными органами исполнительной власти тарифной политики для субъектов естественных монополий в портах на территории РК и города федерального значения Севастополя целесообразно применять тарифы (сборы), исходя из уровня и структур тарифов, действовавших на момент вступления в состав РФ. До принятия органами государственного ценового регулирования решений по установлению тарифов и сборов в соответствии с законодательством РФ, соответствующие тарифы для вновь созданных организаций, в сферах деятельности, подлежащих регулированию на территории Крыма и г. Севастополя целесообразно применять в размере, определенном хозяйствующими субъектами, осуществляющими данные виды деятельности самостоятельно. Данное положение базируется на судебной практике, которая исходит из того, что в отсутствие утвержденных тарифов пользователи услуг не освобождаются от обязанности оплатить фактически потребленные услуги, а в расчётах может быть применена экономически обоснованная цена, определенная, в соответствии с гражданским законодательством РФ по соглашению сторон.»
Суд приходит к выводу, что действия ответчика по самостоятельному установлению тарифов на фактически оказываемые услуги по накату выкату АТС в рамках договора № 2-Д-АУ-КРП-16 от 21.04.2016 и согласованию его сторонами обоснованы.
В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются в установленных законом случаях.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о морских портах тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. При этом размер оплаты услуг в морском порту, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров, следовательно, ответчик обязан оплатить по согласованным в договоре тарифам, за оказанные услуги.
Судом установлен факт оказания услуг на сумму 683 405 руб., при этом доказательств оказания услуг ответчиком на сумму 316 595 руб. не представлено.
Довод истца о том, что акты оказанных услуг не подтверждают факт оказания такой услуги не принимается судом, поскольку согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 – 782 Кодекса, а так же особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для оплаты выполненных работ является факт принятия результата работ, доказательством передачи результата работ является акт приема-передачи или иной приравненный к нему документ.
Таким образом, подписанные сторонами без замечаний акты оказанных услуг, являются надлежащими доказательствами оказания услуг на сумму 683 405 руб.
Поскольку ответчиком доказательств оказания услуг на сумму 316 595 руб. не представлено, указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.
В соответствии со ст. 333.22 НК РФ, ст. 102 АПК РФ истцу была представлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения настоящего дела по существу.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что сумма удовлетворенных требований составляет 316595 руб., то есть 31,6595% от заявленных требований, в связи с чем, руководствуясь абзацем 2 пункта 1 статьи 110 АПК РФ, абзацем 2 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд считает подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7282 руб.
Государственная пошлина в сумме 15718 руб. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета, учитывая, что требования в части взыскания денежных средств в сумме 683405 руб. суд счел не обоснованными.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский рыбный порт» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «НовоИнтерТранс» денежные средства в размере 316595 руб.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский рыбный порт» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7282 руб.
Взыскать Общества с ограниченной ответственностью «НовоИнтерТранс» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15718 руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья И.В. Плотников