АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, тел./факс (0692) 54-34-91 e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru, http://sevastopol.arbitr.ru/ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Севастополь
27 ноября 2015 года Дело №А84-1930/2015
Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2015 года
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баталиной И.О.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056» филиала «Войсковая часть 80367» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125413, <...>, <...>, далее –заявитель)
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе(межрайонное) (299008, <...>, далее – уполномоченный орган)
о признании смягчающих вину обстоятельств и освобождении от уплаты штрафа,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
02.10.2015 в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) поступило заявление филиала «Войсковая часть 80367» федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056» к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе(межрайонное) о признании обстоятельств смягчающими вину заявителя и исключающими вину должностного лица в совершении правонарушения и освобождении от уплаты штрафа.
В обоснование предъявленных требований заявитель указывает на то, что им не оспаривается законность как вынесенных в отношении него управлением решений от 21.09.2015 №092С04150000788 и №092С04150000789 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, так и наложенных на него штрафных санкций, включая и их размер. Вместе с тем, войсковая часть ссылается на то, что при рассмотрении материалов камеральной проверки ею было подано ходатайство о признании смягчающих вину обстоятельств и об уменьшении суммы наказания, в удовлетворении которого уполномоченным органом отказано. В качестве таковых заявитель приводит следующее: своевременная уплата страховых вносов в Пенсионный фонд в полном объеме; совершение правонарушения по неосторожности; привлечение по результатам административного расследования должностных лиц, виновных в совершении данного правонарушения, к дисциплинарной ответственности; наличие у войсковой части статуса неприбыльной бюджетной организаци, денежные средства которой выделяются на денежное довольствие военнослужащим, заработную плату гражданскому персоналу и командировочные расходы; взыскание в принудительном порядке сумм штрафов с расчетного счета части приведет к нехватке денежных средств на выплату заработной платы, денежного довольствия сотрудникам войсковой части; объективные трудности переходного периода – интегрирование Республики Крым и г. Севастополя в правовое поле Российской Федерации, выразившиеся в необходимости освоения нового законодательства, подготовки новых форм отчетности.
Определением суда от 05.10.2015 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 28.10.2015.
Определением суда от 28.10.2015 подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 25.11.2015.
06.11.2015 заявитель подал ходатайство об уточнении наименования, а именно федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 40056» в лице филиала «Войсковая часть 80367». Судом принято указанное ходатайство.
18.11.2015 федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 40056» в лице филиала «Войсковая часть 80367» подало заявление о принятии обеспечительных мер путем приостановления вступления в силу решений государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) от 21.09.2015 №092С0410000788 и №092С0410000789 до вынесения Арбитражным судом города Севастополя решения по делу №А84-1930/2015.
Определением суда от 19.11.2015 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер путем приостановления вступления в силу решений государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) от 21.09.2015 №092С0410000788 и №092С0410000789 до вынесения Арбитражным судом города Севастополя решения по делу №А84-1930/2015 отказано.
В судебном заседании 25.11.2015 объявлен перерыв до 26.11.2015.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание 26.11.2015 не обеспечили, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ввиду изложенного в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам статей 65, 70, 71 АПК РФ.
На основании ч. 2 ст. 176 АПК РФ в судебном заседании объявлена резолютивная часть принятого решения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лица, привлекаемое к административной ответственности, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Как усматривается из материалов дела, уполномоченный орган провел камеральную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) войсковой частью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов за 9 месяцев и за 12 месяцев 2014 года.
В ходе проверки учреждение выявило, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за означенные периоды представлены заявителем на бумажном носителе лишь 03.08.2015 и 07.08.2015 соответственно, то есть с нарушением сроков, предусмотренных пунктом первым части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), а, кроме того, исходя из численности организации, с несоблюдением порядка представления расчета в электронном виде.
Указанные нарушения за период 9 месяцев 2014 года зафиксированы в акте камеральной проверки от 12.08.2015 №092С03150000764. Аналогичные нарушения за период 12 месяцев 2014 года зафиксированы в акте камеральной проверки от 18.08.2015 №092С03150000779.
Письмом от 17.08.2015 №13-22/8541 пенсионный фонд направил заявителю акт камеральной проверки от 12.08.2015 №092С03150000764, в котором одновременно предложил страхователю в случае несогласия с фактами, отраженными в этом документе, в течение 15 дней со дня получения последнего представить письменные возражения. Одновременно в указанном письме сообщалось о дате и времени рассмотрения материалов проверки.
Письмом от 21.08.2015 №13-22/8586 пенсионный фонд направил заявителю акт камеральной проверки от 18.08.2015 №092С03150000779, в котором одновременно предложил страхователю в случае несогласия с фактами, отраженными в этом документе, в течение 15 дней со дня получения последнего представить письменные возражения. Одновременно в указанном письме сообщалось о дате и времени рассмотрения материалов проверки.
От войсковой части 15.09.2015 в адрес учреждения поступили ходатайства об уменьшении суммы штрафа за нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 части 9 статьи 15 Закон №212-ФЗ, со ссылкой наличие смягчающих ее вину обстоятельств, аналогичных изложенным в заявлении, поданном в арбитражный суд.
По итогам рассмотрения материалов проверки пенсионный фонд вынес решение от 21.09.2015 №092С04150000788 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 46 Закон №212-ФЗ в виде 361801 руб. 98 коп. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 9 месяцев 2014 года в установленный срок, а именно: не позднее 17.11.2014, а также по части 2 статьи 46 Закон №212-ФЗ в виде 200 руб. штрафа за несоблюдение порядка предоставления расчета по начисленным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Также уполномоченным органом вынесено решение от 21.09.2015 №092С04150000789 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 46 Закон №212-ФЗ в виде 1270125 руб. 63 коп. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 12 месяцев 2014 года в установленный срок, а именно: не позднее 16.02.2015, а также по части 2 статьи 46 Закон №212-ФЗ в виде 200 руб. штрафа за несоблюдение порядка предоставления расчета по начисленным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Не согласившись с законностью размера наложенного на нее штрафа, войсковая часть обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд считает предъявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Статья 2 АПК РФ определяет, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, объединения граждан часть 1 статьи 4 АПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
По смыслу указанных норм под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в данном деле. Одновременно выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом (заявителем) и должен действительно привести к восстановлению нарушенного права или реальной защите законного интереса.
Оценив содержание предъявленных войсковой частью требований, суд считает, что фактически заявитель не согласен с решением учреждения в части назначенного ему размера санкции, ввиду чего суд пришел к выводу о возможности рассмотрения заявления по существу.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью четвертой статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом №212-ФЗ.
Согласно части первой статьи 5 Закона №212-ФЗ организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом третьим части второй статьи 28 Закона №212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно пункту первому части девятой статьи 15 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа не позднее 20-ого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Исходя из части 10 поименованной нормы, плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, предоставляют расчеты, приведенные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии со статьей 10 Закона №212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно части первой статьи 46 Закона №212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 46 Закона, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
В силу части второй этой же статьи за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Материалами дела подтверждается и войсковой частью не оспаривается, что расчет по начисленным и уплаченным ею страховым взносам (по форме РСВ-1) представлен на бумажном носителе с нарушением срока, предусмотренного законодательством (не позднее 17.11.2014 и 16.02.2015), а именно: 03.08.2015 и 07.08.2015 соответственно. При этом, исходя из того, что среднесписочная численность организации указана как 148 человек, в силу прямого указания Закона №212-ФЗ такой расчет должен был быть представлен страхователем в электронном виде, чего заявителем сделано не было.
Следовательно, у учреждения имелись правовые основания для применения к войсковой части предусмотренной Законом №212-ФЗ меры ответственности.
Произведенный пенсионным фондом размер санкции проверен судом и как обоснованный по праву признан верным и по сумме.
Процедура привлечения заявителя к ответственности учреждением соблюдена.
Признавая факт допущенного нарушения и не оспаривая законность наложения штрафа, войсковая часть, в то же время, указывает на наличие обстоятельств, смягчающих ее ответственность, в частности: своевременная уплата страховых вносов в Пенсионный фонд в полном объеме; совершение правонарушения по неосторожности; привлечение по результатам административного расследования должностных лиц, виновных в совершении данного правонарушения, к дисциплинарной ответственности; статус войсковой части как неприбыльной бюджетной организацией, денежные средства которой выделяются на денежное довольствие военнослужащим, заработную плату гражданскому персоналу и командировочные расходы; взыскание в принудительном порядке сумм штрафов с расчетного счета части приведет к нехватке денежных средств на выплату заработной платы, денежного довольствия сотрудникам войсковой части; объективные трудности переходного периода – интегрирование Республики Крым и г. Севастополя в правовое поле Российской Федерации, выразившиеся в необходимости освоения нового законодательства, подготовки новых форм отчетности.
До 01.01.2015 статья 44 Закона №212-ФЗ предусматривала, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Оспариваемые решения вынесены пенсионным фондом 21.09.2015, то есть после утраты силы статьи 44 Закона №212-ФЗ, что исключает право как учреждения, так и суда определить размер санкции с учетом наличия (отсутствия) обстоятельств, смягчающих вину.
Исключающих вину заявителя в совершении правонарушения обстоятельств судом также не выявлено, исходя из того, что переходный период согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» завершен 01.01.2015, со стороны войсковой части имело место неоднократное нарушение Закона №212-ФЗ аналогичного характера (факт обращения в рамках дела №А84-2182/2015 с заявлением такого же характера только за другой период ). Одновременно суд принимает во внимание, что заявитель является коллективным субъектом права, обладающим иными, нежели физическое лицо возможностями, для исполнения публично-правовых обязательств, определенных Законом №212-ФЗ.
При таком положении предъявленные требования подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья Ю.В. Колупаева