ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-2155/15 от 19.01.2015 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, тел./факс (0692) 54-34-91

e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Севастополь

19 января 2015 года                                                                                Дело №А84-2155/2015

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 19 января 2016 года.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Колупаевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Баталиной И.О.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению 

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь (295000, <...>, далее – административный орган)о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (г.Севастополь, далее – ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при  участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне административного органа:

- Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю (295034, <...>);

- Главное управление труда и занятости населения города Севастополя (299053, <...>).

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя – не явились,

лицо, привлекаемое административной ответственности  –  ФИО1, паспорт,

от третьего лица (УФСБ России по Республике Крым и г.Севастополю) – ФИО2, доверенность,

от третьего лица (Главное управление труда и занятости населения г.Севастополя) – ФИО3, доверенность,

19.10.2015 Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее - суд) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.10.2015 заявление оставлено без движения, истцу в срок до 23.11.2015 предложено устранить недостатки, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

17.11.2015 поступило ходатайство заявителя о приобщении к материалам  дела документов во исполнение определения суда от 22.10.2015.

Определением суда от 19.11.2015 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне административного органа привлечены Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю, Главное управление труда и занятости населения города, назначено предварительное судебное заседание на 16.12.2015.

Определением суда от 16.12.2015 подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 13.01.2015.

Административный орган явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ввиду изложенного в силу статей 123, 136, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие представителей административного органа.

Отводов председательствующему по делу судье и лицу, ведущему протокол судебного заседания, заявлено не было.

В судебном заседании ИП ФИО1 дала пояснения по делу, вину в совершения указанного административного правонарушения признала, против привлечения ее к административной ответственности не возражала, пояснила, что на данный момент все допущенные нарушения устранены.

Представитель УФСБ России по Республике Крым и г.Севастополю настаивал на удовлетворении заявления.

Представитель Главного управления труда и занятости населения г.Севастополя оставил вопрос о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности на усмотрение суда.

Имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам статей 65, 70, 71 АПК РФ.

На основании  ч. 2 ст. 176 АПК РФ в судебном заседании объявлена резолютивная часть принятого решения. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  имеющиеся в деле доказательства, суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 имеет лицензию №128992 от 31.03.2015 на оказание телематических услуг связи и лицензию №128993 от 31.03.2015 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, а также является оператором связи и осуществляет предоставление абонентам доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

08.06.2015 при проведении мероприятий по защите интересов государства в сфере информационной безопасности, проведенных Службой в г.Севастополе  УФСБ России по Республике Крым и г.Севастополю было выявлено нарушение, выразившееся в том, что в Главном Управлении труда и занятости населения г.Севастополя в помещении начальника отдела информационных технологий, где доступ к сети Интернет предоставляется ИП ФИО1, допускается  осуществление предпринимательской деятельности ИП ФИО1 с нарушением условий лицензии №128992 от 31.03.2015 на оказание телематических услуг связи, с нарушением требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575 и пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии, с лицензией. А именно, ИП ФИО1 не осуществляется ограничение доступа к сайтам(сетевым адресам), включенным в автоматизированную информационную систему «Единый реестр  доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а именно позволяется свободный доступ абонентам сети к запрещенным Интернет-сайтам «Кавказ-центр»(www.kavkazcenter.com) и «Хизб ут-тахир»(www.hizb-russia.com), о чем составлен акт осмотра Интернет-ресурса от 08.06.2015.

На основании выявленных нарушений 31.08.2015 г. уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Крым и г.Севастополю составлен протокол об административном правонарушении о наличии в действиях ИП ФИО1 признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Часть 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"(далее – Закон о лицензировании) определяет лицензию, как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. При этом, к лицензиату предъявляются лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по оказанию услуг связи полежит лицензированию.

Основные требования к деятельности организаций оказывающих услуги телематической связи содержатся в Федеральном законе РФ от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закона о связи).

В целях оказания услуг связи оператор связи ИП ФИО1 в соответствии с условиями лицензии и п. 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю: доступ к сети связи лицензиата; доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; прием и передачу телематических электронных сообщений.

Согласно части 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон Об информации).

На основании частей 1 и 12 статьи 15.1 Закона об информации, Роскомнадзором утвержден Приказом от 21.02.2013 N 169 Порядок получения доступа к содержащейся в Единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (ЕАИС).(далее – Порядок №169)

Данный Реестр (ЕАИС) ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).

Согласно п. 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и в 21 час 00 минут по московскому времени.

В соответствии с частью 10 статьи 15.1 закона "Об информации" в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет"

Как следует из части 12 статьи 15.1 Закона об информации, порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из пунктов 3 и 4 Порядка N 169 следует, что получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети "Интернет" http://eais.rkn.gov.ru и http://vigruzki.rkn.gov.ru. Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Пунктом 2 указанного Порядка №169 установлено, что оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка следующей информации из реестра: доменное имя и (или) указатель страниц; сетевой адрес, позволяющий идентифицировать конкретный сайт в сети "Интернет"; реквизиты решения уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр или реквизиты вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.

Судом установлено, что 08.06.2015, при проведении мероприятий по защите интересов государства в сфере информационной безопасности, проведенных Службой в г.Севастополе  УФСБ России по Республике Крым и г.Севастополю было выявлено нарушение, выразившееся в том, что ИП ФИО1 не осуществляется ограничение доступа к сайтам (сетевым адресам), включенным в автоматизированную информационную систему «Единый реестр  доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а именно позволяется свободный доступ абонентам сети к запрещенным Интернет-сайтам «Кавказ-центр»(www.kavkazcenter.com) и «Хизб ут-тахир»(www.hizb-russia.com) в помещении начальника отдела информационных технологий Главного Управления труда и занятости населения г.Севастополя.

В связи с чем суд приходит к выводу, что ИП ФИО1, являясь оператором связи, 08.06.2015 не осуществляла ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации, чем нарушило часть 5 статьи 46 Закона о связи.

В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Факт данного правонарушения подтверждается актом осмотра Интернет-ресурса от 08.06.2015 старшим оперуполномоченным по ОВД 2 отдела Службы г.Севастополя УФСБ России по Республике Крым и г.Севастополю майором ФИО4

Следовательно, допустив неосуществление ограничения доступа к информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006  №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предприниматель нарушил требования пункта 5 статьи 46 Закона о связи, пункта 5 лицензии и совершило вменяемое правонарушение.

Вина предпринимателя в форме неосторожности подтверждается материалами дела, поскольку ИП ФИО1 предвидела возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий (либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Лицо, привлекаемое к ответственности, вину в совершении указанного правонарушения полностью признало. В судебном заседании ИП ФИО1 пояснила, что все вышеуказанные нарушения на данный момент полностью устранены.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Управлением Роскомнадзора не допущено. ИП ФИО1 предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5. КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Санкция части 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Административный орган вопреки положениям части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердил, что правонарушение совершено ИП ФИО1 не впервые, правонарушением причинен вред кому-либо, имеется имущественный ущерб или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.

При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений правонарушителем, ИП ФИО1 следует назначить наказание в виде предупреждения.

Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки города Севастополя, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя 14.11.2014, зарегистрированную по адресу: <...>), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Судья                                                                                                    Ю.В. Колупаева