ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-4282/19 от 22.12.2020 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

Дело № А84-4282/19

Резолютивная часть решения объявлена “22” декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен “23” декабря 2020 года                                         

   Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Бойченко О.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.12.2019, диплом от 26.03.2004;

от налогового органа – ФИО2, по доверенности №01-55/51 от 20.12.2019, диплом от 29.06.2002; 

от Департамента –не явился

        рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инкерманский завод марочных вин» (г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне налогового органа Департамента экономического развития города Севастополя,об оспаривании решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

    06.09.2019 общество с ограниченной ответственностью «Инкерманский завод марочных вин» (далее – ООО «ИЗМВ», Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г.Севастополю (далее – Межрайонная ИФНС №1 по г. Севастополю, Инспекция, налоговый орган), в котором просит признать  недействительным решение Инспекции от 29.03.2018 №1/ИЗМВ о привлечении ООО «ИЗМВ» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления:

          - налога на прибыль в сумме 39 290 511,00 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 964 525,55 рублей и начисления пени;

          - налога на имущество в сумме 2 038 643,00 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 101 932,15 рублей и начисления пени;

          - суммы страховых взносов в размере 7 622 030,68 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 381 101,53 рублей и начисления пени.

Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 В обоснование заявленных требований Общество указывает, что законно применяет пониженные тарифы по страховым взносам в отношении физических лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность на территории обособленного подразделения, расположенныого на территории с. Угловое, Бахчисарайский район, Республика Крым. Основанием для применения пониженных тарифов является статус участника свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), наличие договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя от 16.01.2017 № 255 (далее – договор от 16.01.2017 № 255).

Ссылаясь на положения статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявитель указывает, что работники налогоплательщика заняты в тех видах деятельности, которые указаны в договоре от 16.01.2017, а также инвестиционной декларации от 28.12.2016, что дает обществу право применять пониженные тарифы по страховым взносам. Фактов занятости работников ООО «ИЗМВ» в иных видах деятельности, помимо предусмотренных в договоре от 16.01.2017 № 255 и инвестиционной декларации, налоговым органом не установлен, не доказан.

С учетом этих же обстоятельств необоснованными, по мнению заявителя, являются  выводы налогового органа о неверном применении налогоплательщиком пониженных ставок по  налогу на прибыль и налогу на имущество.

Заявитель полагает ошибочными выводы налогового органа о неправомерности не включения в состав внереализационных расходов при начислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2017 год доходов виде сумм пеней, штрафов, подлежащих взысканию в пользу ООО «ИЗМВ» с ООО «Интерфуд-Севастополь» и ООО «Алкогольные традиции» на основании решений Арбитражного суда города Севастополя, которые фактически не оплачены. Кроме того должники признаны неплатежеспособными (банкротами).

Заявитель полагает что вывод Инспекции о занижении базы для исчисления страховых взносов по трем застрахованным лицам – работникам предприятия является необоснованным ввиду того что оплата услуг производилась не в рамках трудового или гражданского договора, что свидетельствует об отсутствии объекта обложения страховыми взносами, иного налоговым органом не установлено.

       Во исполнение приказов Федеральной налоговой службы от 27.07.2020 № ЕД-7-4/473 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю» (с изменениями), Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 13.08.2020 № 01-04/129@ «О реорганизации ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя, Межрайонной ИФНС России № 1 по  г. Севастополю, ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя» (с изменениями) с 23.11.2020 ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя, Межрайонная ИФНС России № 1 по г. Севастополю, ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя прекратили свою деятельность при реорганизации путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.         Определением суда от 21.12.2012 судом в порядке процессуального правопреемства Межрайонная ИФНС России № 1 по г. Севастополю заменена на Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.

В рамках рассмотрения дела налоговым органом представлен письменный отзыв, а также дополнения к отзыву, из которых следует несогласие указанного  лица с заявленными требованиями. По мнению налогового органа, применения пониженных тарифов предусмотрено ст. 427 НК РФ в отношении страховых взносов, выплачиваемым физическим лицам, занятым только на территории города федерального значения Севастополь, как месте осуществления инвестиционного проекта, указанного в инвестиционной декларации и договоре от 16.01.2017 № 255. С учетом изложенного также отсутствуют основания для применения пониженных ставок по  налогу на прибыль и налогу на имущество.  Поскольку, в силу положений ст. ст. 247, 248, 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств является дата вступления в законную силу решения суда, взысканные с ООО «Интерфуд-Севастополь» и ООО «Алкогольные традиции» в пользу заявителя долги подлежат включению в состав внереализационных доходов, что подтверждается судебной практикой. Относительно начисления страховых взносов согласно ст. 422 НК РФ налоговый орган сослался на то, что документального подтверждения того, что выплаченные работникам суммы являются командировочными расходами не представлено.

Департаментом экономического развития города Севастополя (далее – третье лицо, Департамент) представлены письменные пояснения, в которых департамент указывает, что применение льгот и преференций участника СЭЗ, заключившего соглашение о деятельности в СЭЗ с Правительством Севастополя, возможно только к деятельности осуществляемой исключительно в границах города федерального значения Севастополя. В судебное заседание 22.12.2020 представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне налогового органа не явился, уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, пояснения третьего лица, исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.

Межрайонной ИФНС России №1 по г. Севастополю в отношении ООО «ИЗМВ» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

По результатам налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 14.02.2019 № 1/ИЗМВ (далее - Акт проверки), который вручен 20.02.2019 представителю ООО «ИЗМВ» ФИО3, действующей на основании доверенности от 24.01.2019.

Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 20.02.2019 №1/ИЗМВ, информирующее о рассмотрении материалов проверки 25.03.2018, получено 20.02.2019 представителем ООО «ИЗМВ» ФИО3

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) 19.03.2019 Общество представило письменные возражения на Акт проверки.

Согласно протоколу Инспекции от 25.03.2019 №1/ИЗМВ рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика состоялось 25.03.2019 в присутствии представителя ООО «ИЗМВ» ФИО3

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, письменных возражений Общества, Инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2019 № 1/ИЗМВ (далее – Решение № 1/ ИЗМВ).

Согласно резолютивной части Решения № 1/ ИЗМВ Обществу доначислен налог на прибыль организаций в общем размере 45 324 914,00 рубля;  налог на имущество организаций в размере 2 038 643 рубля; страховые взносы в размере 8 288 583,98 рубля; начислены пени в размере 4 252 350,79 рублей; Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119,  статьей 126.1 НК РФ в виде штрафа в размере 2 787 232 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств за совершение налогового правонарушения штраф уменьшен в 4 раза).

Решением УФНС России по г.Севастополю от 05.06.2019  №07-15/05104жалоба ООО «ИЗМВ» оставлена без удовлетворения, Решение от 29.03.2019 №1/ИЗМВ-без изменений.

       Полагая, что решение Инспекции от 29.03.2019 №1/ИЗМВ  о привлечении ООО «ИЗМВ» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления:

          - налога на прибыль в сумме 39 290 511,00 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 964 525,55 рублей и начисления пени;

          - налога на имущество в сумме 2 038 643,00 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 101 932,15 рублей и начисления пени;

          - суммы страховых взносов в размере 7 622 030,68 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 381 101,53 рублей и начисления пени и подлежит признанию недействительным, ООО «ИЗМВ» обратилось в суд с настоящими требованиями.

      Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление ООО «ИЗМВ» подлежит частичному удовлетворению, исходя из следующего.

      В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Срок, предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

     В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

     Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6  Постановления Пленума Высшего Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. №6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

       Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статьей 101 НК РФ определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

      Согласно пункту 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом, документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

     В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными  лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

     Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

      К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

     Судом установлено, что процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения налоговым органом допущено не было, доказательств, свидетельствующих об ином, материалы дела не содержат.

Основанием для доначисления страховых взносов за февраль – декабрь 2017 года (на обязательное пенсионное страхование - 4 934 672,93 рублей; на обязательное медицинское страхование -  1 542 085,29 рублей; на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -  431 783,88 рублей.) послужило применение ООО «ИЗМВ» пониженных тарифов в отношении 110 физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Крым (<...>), территориально находящихся на территории Республики Крым, а не г. Севастополя.

Основанием для начисления налога прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 30 860 644 рубля, а также налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 6 172 129 рублей также послужил вывод налогового органа, что резидент свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) на территории города федерального значения Севастополя, осуществляющий предпринимательскую деятельность по видам деятельности, указанным в договоре, не имеет право использовать пониженные ставки по налогу на прибыль при получении доходов (расходов) от данной деятельности на территории Республики Крым.

 Также, согласно Решению налогового органа №1/ИЗМВ налог на имущество в сумме 2038643,00 рублей был начислен в связи с применением пониженной налоговой ставки на имущество организаций в отношении имущества, расположенного на территории обособленного подразделения «Производственная площадка № 2» Республика Крым, <...>.

  По мнению налогового органа, Общество создало рабочие места и реализует инвестиционный проект по инвестиционной декларации от 28.12.2016, а также пользуется преференциями СЭЗ не только на территории города федерального значения Севастополь, но и территории Республики Крым, однако основания для получения преференций, в частности, в виде применения пониженных тарифов в Республике Крым отсутствуют.

  Статьей 8 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 377-ФЗ) установлено, что свободная экономическая зона - территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и примыкающие к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых, действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

 Согласно части 1 статьи 13 Закона № 377-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

 В пунктах 1, 6 части 3 статьи 13 Закона № 377-ФЗ предусмотрено, что инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения: цель инвестиционного проекта и осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.

 В силу части 19 статьи 13 лицо приобретает статус участника СЭЗ  со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.

 В частях 20 и 20.1 статьи 13 Закона № 377-ФЗ установлено, что участник СЭЗ вправе реализовывать инвестиционный проект в СЭЗ с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

 При этом, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ не применяется к деятельности филиалов и представительств юридических лиц - участников СЭЗ, расположенных за пределами СЭЗ.

Положения Закона № 377-ФЗ, действовавшие в указанный период, не содержат запрета иметь участнику СЭЗ структурные или обособленные подразделения на территориях двух субъектов РФ, входящих в СЭЗ, которые непосредственно используются последним для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

      Осуществление признаков такой деятельности (деятельности за пределами свободной экономической зоны) в деятельности ООО «ИЗМВ» не выявлено.

     Таким образом, условием применения особого режима осуществления предпринимательской деятельности для участников СЭЗ является осуществление такой деятельности в свободной экономической зоне по видам деятельности, определенным договором об условиях деятельности в СЭЗ.

 Судом установлено и материалами дела подтверждено, что между ООО «Инкерманский завод марочных вин» и Правительством Севастополя 16.01.2017 заключен договор № 255 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города Севастополя, в соответствии с пунктом 1.3 которого результатом деятельности общества будет являться развитие на территории города Севастополя предприятия по производству вин и торговле алкогольными напитками на базе ООО «ИЗМВ».

 Предметом договора является осуществление обществом на территории СЭЗ деятельности по производству вина из винограда (код ОКВЭД 11.02); по оптовой торговле алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт (код ОКВЭД 46.34.2); по розничной торговле напитками в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.25); агентов по оптовой торговле алкогольными напитками, кроме пива (код ОКВЭД 46.17.22).

 В соответствии с подпунктом 2.4.1 пункта 2.4 договора обществу предоставлено право при осуществлении названной деятельности применять особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

 В инвестиционной декларации общества от 28.12.2016 отражено, что с целью развития предприятия планируется осуществление экономической деятельности по направлению производства тихих, столовых игристых и других вин, а также по направлению оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией (коньяк, вино и пр.). Также, в инвестиционной декларации имеются сведения о местоположении и регистрации общества - <...>. При этом, в инвестиционной декларации от 28.12.2016 Обществом в общих сведениях о заявителе инвестиционной декларации (пункт 2.7) было отражено наличие у него двух производственных площадок (Производственная площадка № 1 и Производственная площадка № 2), их состав и функции. Также указано на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных для участников СЭЗ к фонду оплаты труда всех работников, занятых при осуществлении видов экономической деятельности, указанных в пункте 1.2 (деятельности по производству вина из винограда; по оптовой торговле алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт; по розничной торговле напитками в специализированных магазинах; агентов по оптовой торговле алкогольными напитками, кроме пива).

     Общество зарегистрировано и состоит на налоговом учете по адресу: <...> и ведет деятельность по производству и реализации вин в составе обособленных подразделений, расположенных также на территории Республики Крым; у общества имеются две производственные площадки (Производственная площадка № 1 (г. Севастополь) и Производственная площадка № 2 (с. Угловое, <...>) единого технологического цикла производства и реализации винодельческой продукции; производственный процесс является неделимым, включающим в себя как Производственную площадку № 1 так и Производственную площадку № 2, так как первичная обработка осуществляется на площадке № 2, а контроль и розлив уже на площадке № 1.

       Дополнительное соглашение, фиксирующее существующее положение, еще на момент подписания договора от 16.01.2017 № 255 было подписано между Обществом и Департаментом. В 2017-2018 годах Общество, как участник СЭЗ, осуществляло деятельность (в том числе производство вина из винограда - код ОКВЭД 11.02), предусмотренную п. 1.2 Договора от 16.01.2017 № 255, с использованием двух производственных площадок - Производственная площадка № 1 (г. Инкерман) и Производственная площадка № 2 (с. Угловое), при этом, в целях производства вина из винограда, в адрес Производственной площадки № 2 поставлялся виноград, в соответствии с договорами поставки, заключенными между заявителем и поставщиками. Инвестиционный проект осуществляется путем вложения денежных средств в развитие как площадки №1, так и площадки № 2, поскольку это единый производственный процесс, в связи с чем персонал, занятый на данных площадках, задействован в инвестиционном проекте «Развитие Инкерманского завода марочных вин».

В данном случае специфика винодельческого производства состоит из многостадийного технологического процесса, объединенного единой целью и результатом осуществления (сбор винограда, очистка, помывка, сбраживание сырья, как основы для производства вина), являющимся единым, неделимым механизмом производственного цикла промышленного предприятия, имеющего структурные подразделения (и имевшего ранее), территориально расположенные в разных субъектах, но в одной СЭЗ.

Доказательств того, что в спорном периоде Производственная площадка № 2 использовалась Заявителем не в деятельности, указанной в договоре от 16.01.2017 № 255, а в иной, не предусмотренной данным договором деятельности, налоговым органом не представлено.

        Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

       1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

       организации;

       индивидуальные предприниматели;

       физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

      В соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах в тором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ):

      1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

      2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

      3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 -12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1-12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

      В силу пункта 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

      Пунктом 11 ч. 1 ст. 427 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Законом № 377-ФЗ (далее -участник СЭЗ).

       Таким образом, необходимым условием для применения пониженных тарифов страховых взносов (до 01.10.2018) являлся статус участника СЭЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее – Плательщики).

Согласно пункту 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для Плательщиков определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Положениями статьи 427 НК РФ для организаций, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Законом  №377-Ф3, на период в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника СЭЗ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, установлены пониженные тарифы страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 НК РФ установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента, на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Как следует из материалов проверки, Общество применило пониженные тарифы в отношении 110 физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Крым (<...>), в связи с чем, по мнению налогового органа, занизило сумму страховых взносов, исчисленную к уплате в бюджет за февраль – декабрь 2017 года:

- на обязательное пенсионное страхование - на 4 934 672,93 рублей;

- на обязательное медицинское страхование - на 1 542 085,29 рублей;

-на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - на 431 783,88 рублей.

Принимая во внимание изложенное, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в редакции действовавшей до 01.01.2019, с учетом положений Закона № 377-ФЗ, действовавших в период спорных правоотношений (2017 год), особые правила как налогообложения, так и применения пониженного тарифа предусмотрены именно в соответствии с осуществлением предпринимательской деятельности по видам, которые указаны в соответствующем договоре об условиях деятельности в СЭЗ.

Правовая позиция относительно  применения ООО «ИЗМВ» пониженных ставок страховых взносов  с учетом заключенного между ООО «Инкерманский завод марочных вин» и Правительством Севастополя 16.01.2017  договора № 255 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города Севастополя отражена  в решении Арбитражного суда города Севастополя по делу №А84-2436/2019, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.12.2020.

 Аналогичным образом, реализация указанного договора Обществом в условиях СЭЗ свидетельствует о возможности применения ООО «ИЗМВ» пониженных ставок налогообложения по налогу на прибыли и налогу на имущество.   

      По мнению налогового органа, учитывая, что резидент СЭЗ на территории города федерального значения Севастополя, осуществляющий предпринимательскую деятельность по видам деятельности, указанным в Договоре, не имеет право использовать пониженные ставки по налогу на прибыль при получении доходов (расходов) от данной деятельности на территории Республики Крым, ООО «ИЗМВ» в нарушение пункта 1 статьи 284 НК РФ по обособленному подразделению неправомерно применило пониженную налоговую ставку в размере 2 процента, что привело к занижению налога прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 30 860 644 рубля, а также не исчислило и не уплатило налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 6 172 129 рублей.

 В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 1.7 статьи 284 НК РФ для организаций - участников СЭЗ:

-налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Законом № 377-ФЗ, и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в свободной экономической зоне;

-законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, может устанавливаться в размере от 0 процентов до 13,5 процента в зависимости от вида осуществляемой деятельности в свободной экономической зоне в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Законом №377-ФЗ. При этом указанная налоговая ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона города Севастополя «О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города Федерального значения Севастополя» налоговая ставка по налогу на прибыль организации, подлежащему к зачислению в бюджет города Севастополя от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны участника СЭЗ в следующих размерах:

1) 2 процента - в течение трех лет;

2) 6 процентов - с четвертого по восьмой годы;

3) 13,5 процента - с девятого года.

Для осуществления основного вида деятельности - производства вина, ООО «ИЗМВ» использует две производственные площадки:

-                производственная площадка № 1, расположенная по адресу: 299703, <...>;

- производственная площадка № 2, расположенная по адресу: 298435, Республика Крым, <...>.

Обособленное подразделение – «Производственная площадка №2» поставлено на налоговый учёт в ИФНС России по Бахчисарайскому району Республики Крым, за которое ООО «ИЗМВ» уплачивает в ИФНС России по Бахчисарайскому району Республики Крым налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации (в части доли распределения налоговой базы).

Особенности уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены статьей 288 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей, а также суммы налога по итогам налогового периода по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ определено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Суммы авансовых платежей, а также суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам этого налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

Пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведёт раздельный учёт доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учёта прибыли и убытка.

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи  257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Согласно абзацу 3 пункта 1.7 статьи 284 НК РФ пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные для участников СЭЗ, применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

В случае ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, убытки, полученные налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (до получения статуса участника СЭЗ), могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сформированной участником СЭЗ при осуществлении иной деятельности.

В отношении порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, принимая во внимание изложенное выше, участник СЭЗ должен формировать отдельно налоговую базу по деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и налоговую базу по иной деятельности.

Порядком заполнения декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденным приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ (зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2016, регистрационный номер 44161), предусмотрено заполнение отдельных листов декларации и приложений к ним с указанием кода «3» по реквизиту «Признак налогоплательщика» - по деятельности участника СЭЗ в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ. По иной деятельности листы декларации и приложения к ним заполняются с указанием по реквизиту «Признак налогоплательщика» кода «1».

При этом, в Приложении 5 декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год по обособленному подразделению «Производственная площадка № 2», расположенному на территории Республики Крым, по коду деятельности «3» - деятельность СЭЗ, налог в бюджет субъекта Российской Федерации Обществом исчислен в размере 4 114 752 рубля, с применением ставки налога на прибыль - 2 процента. В федеральный бюджет налог не исчислен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьёй, при этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что резидент СЭЗ на территории города федерального значения Севастополя, осуществляющий предпринимательскую деятельность по видам деятельности, указанным в Договоре, имеет право использовать пониженные ставки по налогу на прибыль при получении доходов (расходов) от данной деятельности на территории Республики Крым, ООО «ИЗМВ» по обособленному подразделению правомерно применило пониженную налоговую ставку в размере 2 процента.

         С учетом указанного, доначисление налоговым органом к уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль в размере 30 860 644 рубля, а также налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 6 172 129 рублей, начисление штрафов в размере 1 543 032, 20 рублей и 308 606,45 рублей соответственно и пени по данному налогу  являются необоснованными.

Также, согласно оспариваемому Решению налоговый орган счел неправомерным применение ООО «ИЗМВ» пониженной ставки по налогу на имущество организаций в отношении имущества, расположенного на территории обособленного подразделения «Производственная площадка № 2» Республика Крым, <...>.

Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (статья 374 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике предприятия.

Согласно пункту 17 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения по налогу на имущество, организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона г. Севастополя «О налоге на имущество  организаций» от 26.11.2014 № 80-ЗС (далее – Закон № 80-ЗС) налоговая ставка, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи Закона №80-ЗС, устанавливается в размере 1,0 процента.

Поскольку доказательств того, что в спорном периоде имущество, находящееся на Производственной площадке № 2, использовалось заявителем не в деятельности, указанной в договоре от 16.01.2017 № 255, а в иной, не предусмотренной данным договором деятельности, налоговым органом не предоставлено, а применение освобождения от налогообложения имущества, используемого в деятельности филиалов и представительств общества, расположенных за пределами СЭЗ, ни в ходе налоговой проверки, ни судом не установлено, налоговым органом неправомерно сделан вывод о занижении суммы налога на имущество организаций в размере 2 038 643 рубля.

С учетом указанного, начисление штрафа в размере 101 932,15 рублей и пени в размере 250 170,69 по данному налогу также являются неправомерными.

        Заявитель не согласен с выводом налогового органа о занижении Обществом суммы страховых взносов по сотрудникам ФИО4, ФИО5 и ФИО6 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 508900,44 рубля, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 254994,66 рубля, страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2153,48 рубля.), а также начисленных штрафных санкций в размере 25445,02 рубля, 12749,73 руб. и 107,67 руб. соответственно, а также пени.

Из материалов дела следует, что ООО «ИЗМВ» представило в налоговый орган справки по форме № 2 - НДФЛ за 2017 год в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6 с указанием кода дохода «2520 - доход, полученный налогоплательщиком в натуральной форме, в виде полной или частичной оплаты товаров, выполненных в интересах налогоплательщика работ, оказанных в интересах налогоплательщика услуг».

Инспекцией в адрес ООО «ИЗМВ» направлено требование от 14.12.2018 № 11/9 о предоставлении документов (информации), письменных пояснений в отношении расшифровки операции (с указанием проводок по бухгалтерскому учёту, перечнем поставщиков работ (услуг), сумм предоставленных работ (услуг) с предоставлением первичной документации), которые нашли своё отражение при декларировании дохода по коду 2520 «доход в натуральной форме» в отношении сотрудников ООО «ИЗМВ»: ФИО5, ФИО6, ФИО4

Налогоплательщиком предоставлены расшифровки операций для подтверждения декларирования доходов по коду 2520 «доход в натуральной форме» в справках по форме №2 - НДФЛ по указанным сотрудникам, а также письменные пояснения, что указанные доходы не подлежат обложению страховыми взносами согласно статье 422 НК РФ.

Так, согласно представленным расшифровкам при декларировании дохода по коду 2520 «доход в натуральной форме» в справках по форме 2 НДФЛ по сотрудникам предприятия: ФИО4, ФИО5, ФИО6 за 2017 год, отражены операции «Услуги сторонних организаций».

В соответствии с протоколом допроса свидетеля № 5 от 14.12.2018, проведенного должностным лицом налогового органа,  главный бухгалтер ООО «ИЗМВ» ФИО3 пояснила, что в 2017 году ООО «ИЗМВ» оплачивались услуги, предоставленные физическим лицам, не являющимся сотрудниками предприятия (оплата авиаперелетов, проживания и прочее). В связи с тем, что определенный круг лиц не удалось идентифицировать, так как не было предоставлено копии паспортов, ИНН, было принято решение при заполнении справок о доходах физического лица по форме № 2 - НДФЛ за 2017 год отразить данные суммы под кодом «2520».

Указанное лицо было вызвано в суд в качестве свидетеля. Согласно пояснениям свидетеля-главного бухгалтера ООО «ИЗМВ» ФИО3, данным в судебном заседании, указанные выплаты не являлись социальными выплатами, предусмотренными коллективным договором, а, в основном, являлись  оплатой поездок сотрудников ООО «ИЗМВ» в рабочее время по поручению ООО «ИЗМВ», но при этом указанные командировки не оформлялись как командировки, поскольку непосредственно не были связаны с хозяйственной деятельностью ООО «ИЗМВ».

        В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ ООО «ИЗМВ» признается плательщиком страховых взносов, а согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ - налоговым агентом на которого в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета: документ, содержащий сведения о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для Плательщиков определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

  Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

  Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

  Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В Акте проверки м оспариваемом Решении налогового органа не предоставлены доказательства того, что рассматриваемые расходы (выплаты) общества зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, являются стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда. Соответственно, не предоставлены доказательства, что указанные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами.

  Аналогичные правовые позиции были выражены, в том числе, в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12, от 03.12.2013         № 10905/13.

  В соответствии с пунктом 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

   1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

   2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;

   3) оплата труда в натуральной форме.

 В соответствии с пунктом 7 статьи 421 НК РФ при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.

Документальные подтверждения того, что суммы, отраженные в № 2-НДФЛ, являются выплатами в интересах работников, налоговым органом не предоставлены.

Таким образом, налоговым органом неправомерно сделан вывод, что в нарушение пунктов 3, 6 статьи 431 НК РФ в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6 не начислены и не перечислены страховые взносы в общем размере 766 048,58 рублей.

В связи с этим, начисление штрафных санкций в размере 38 302,42 рублей и соответствующей пени также является неправомерным.

Согласно Решению №1/ИЗМВ ООО «ИЗМВ» неправомерно не включено в состав внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2017 год суммы пеней, штрафов, подлежащих взысканию с ООО «Интерфуд-Севастополь», ООО «Алкогольные традиции» в пользу ООО «ИЗМВ» на основании решений Арбитражного суда г. Севастополя, вступивших в законную силу.

Указанное нарушение привело к занижению налога на прибыль организаций в  общем размере 2 257 737,00 руб. , а также начислению штрафных санкций  в общей сумме  112 886,85 руб. и пени в соответствующем размере.

Согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях 25 главы НК РФ для российских организаций признаются - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В пункте 1 статьи 248 НК РФ определено, что к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

  Как указано в статье 317 НК РФ при взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Согласно учетной политике ООО «ИЗМВ» для целей налогообложения применяет метод начисления.

  Пунктом 1 статьи 271 НК РФ, регулирующей порядок признания доходов при методе начисления, установлено, что в целях настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

    На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

   Таким образом, Общество в силу пункта 3 статьи 250 НК РФ, подпункта 4 пункта 4 статьи 271, статьи 317 НК РФ было обязано включить в 2017 году в состав внереализационных доходов суммы пеней, штрафов, подлежащих взысканию с ООО «Интерфуд-Севастополь», ООО «Алкогольные традиции» в пользу ООО «ИЗМВ»  в общем размере 11 288 690,00 рублей на основании следующих решений Арбитражного суда города Севастополя, вступивших в законную силу:

- решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.09.2017 по делу № А84-2987/17 с ООО «Алкогольные традиции» в пользу ООО «ИЗМВ» взыскана неустойка в размере 531 691,78 рублей (не обжаловалось, вступило в законную силу 14.10.2017).       

- решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.05.2017 по делу № А84-1401/2017 с ООО «Алкогольные традиции» в пользу ООО «ИЗМВ» взыскана пеня в размере 1 485 250 рублей. (обжаловалось ответчиком, Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда города Севастополя от 14.07.2017 решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.05.2017 оставлено без изменения). 

- решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.07.2017 по делу № А84-1177/2017 с ООО «Интерфуд-Севастополь» в пользу ООО «ИЗМВ» взыскана пеня в размере 9 271 747,95 рублей (обжаловалось ответчиком в апелляционной, кассационной инстанции, а также была подана кассационная жалоба в Верховный суд Российской Федерации. Решение суда первой инстанции оставлено судами без изменения, жалобы ответчика без удовлетворения. Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.07.2017 вступило в законную силу 27.09.2017).

 Что касается довода Общества, согласно которому применение норм НК РФ  может повлечь нарушение имущественных интересов ООО «ИЗМВ», как собственника, то следует отметить, что указанные нормы НК РФ являются действующими, не соответствующими Конституции РФ признаны не были.

       Дополнительно следует указать, что в Определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2003 № 278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Совета Республики Хакасия о проверке конституционности пунктов 1 и 3 и подпунктов 3 - 5 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации», рассмотрен запрос Верховного Совета Республики Хакасия, в котором оспаривается конституционность положений пунктов 1 и 3 и подпунктов 3 - 5 пункта 4 статьи 271 НК РФ, признающих - в целях обложения налогом на прибыль организаций - датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) дату их реализации, вне зависимости от фактического поступления денежных средств или иного имущества в их оплату; то же относится и к дате получения внереализационных доходов.

 Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что данный порядок является способом ведения учета результатов финансовой деятельности организации, при котором доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). При таком методе расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, также признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, и также независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (статья 272). Использование указанного порядка направлено на обеспечение своевременной и полной уплаты в бюджет налога на прибыль организаций и по сути своей не нарушает право собственности организаций. Таким образом, условия, необходимые для ясного и непротиворечивого определения обязанностей плательщиков налога на прибыль организаций, законодателем в данном случае соблюдены.

Ссылка Заявителя на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 12.10.1998, а также утверждение об ограничении прав налогоплательщика распоряжаться находящимся в его собственности имуществом, является несостоятельной, поскольку позиция Конституционного Суда Российской Федерации принята по иным обстоятельствам.

  Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указано, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло.

  В данном случае ни о каком повторном взыскании налогов речь не идет.

Довод Заявителя о том, что получение взысканной суммы является маловероятным, поскольку должники признаны банкротом, не является основанием для не учета суммы сумм пеней, штрафов в целях налогообложения, так как согласно учетной политике Общество для целей налогообложения применяет метод начисления, а нормы НК РФ не ставят формирование спорных расходов в зависимость от фактического поступления денежных средств или иного имущества в их оплату.

 То обстоятельство, что должник в следующем налоговом периоде был признан банкротом, не имеет правового значения. 

       Согласно подпункту 2 пункту 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

       Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (пункт 2 статьи 266 НК РФ).

       Таким образом, в соответствующих периодах налогоплательщик получит право включить в состав внереализационных расходов суммы безнадежных долгов.

        Аналогичная правовая позиция сформирована судебной практикой, в частности, изложена в постановлениях Арбитражного суда  Центрального округа от 02.09.2020 по делу №А62-6603/2019,  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2019 по делу №А42-7284/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2018 по делу №А81-2002/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2018 по делу №А12-32476/2017.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

        При таких обстоятельствах, в удовлетворении части требований о признании  Решения №1/ИЗМВ от 29.03.2019 недействительным в части начисления налога на прибыль организаций в  общем размере 2 257 737,00 руб. (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет -338 661,00 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (г.Севастополь) - 1 129 543,00 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (Республика Крым) - 789 533,00 рублей), а также начисления штрафных санкций  в общей сумме  112 886,85 рублей (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет - 16 933,05 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (г.Севастополь) –         56 477,15  рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (Республика Крым) -39 476,65 рублей) и пени в соответствующем размере, следует отказать.

Иные доводы, приводимые заявителем, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.

Размер удовлетворенных требований в части страховых взносов и начисленных в связи с их не уплатой штрафов и соответствующей пени определен судом в пределах требований, заявленных в данном деле ООО «ИЗМВ», рассчитанных заявителем  самостоятельно.

       На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что требования налогоплательщика подлежат частичному удовлетворению.

       Уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000,00 рублей согласно платежному поручению №2268 от 05.09.2019 подлежит взысканию с Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю  на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176,198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

        1.Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Инкерманский завод марочных вин» удовлетворить частично.

        2.Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Севастополю от 29.03.2019 №1/ИЗМВ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

          - начисления налога на прибыль в сумме 37 032 774,00 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 851 638,65  рублей и начисления пени в соответствующей сумме;

          - доначисления налога на имущество в сумме 2 038 643,00 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 101932,15 рублей и начисления пени в сумме 250 170,69 рублей;

          - доначисления суммы страховых взносов в размере 7 622 030,68 рублей, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 381 101,53 рублей и начисления пени в соответствующей сумме.

        3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

        4.Обязать Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

        5.Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю(г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>)в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инкерманский завод марочных вин»(г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей.

     Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья

А.Ю. Александров