Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Севастополь
11 октября 2022 г. Дело №А84-5871/2022
Резолютивная часть решения подписана 03 октября 2022 г.
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 г.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Мирошник А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании финансовых санкций.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии со статьей 123АПК РФ.
В Арбитражный суд города Севастополя поступило заявление Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее – заявитель, ОПФР РФ по г. Севастополю) к обществу с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (далее – ответчик, общества, ООО «Спецсервис») о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в общем размере 3 500 руб.
Определением арбитражного суда от 04.04.2022 данное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Возражения против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от сторон не поступили.
В срок до 29.08.2022 ответчику предложено представить мотивированный письменный отзыв на исковое заявление, документы в обоснование своих доводов.
Отзыв на исковое заявление в материалы дела предоставлен не был.
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении истцу определения суда, а также направленным ответчику определением с конвертом, который возвращен в адрес суда с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принято путем подписания судьей резолютивной части решения 03.10.2022 и размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласно п. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение (ч. 2 ст. 229 АПК РФ).
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю подало заявления о составлении мотивированного решения.
Судом рассмотрено дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица с 28.10.2015.
С 29.10.2015 ответчик зарегистрирован в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера 092-001-028732.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (абз.1 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Из Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ следует, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет является Пенсионной фонд Российской Федерации
15.07.2020 ООО «Спецсервис» в адрес ОПФР РФ по г. Севастополю представлены отчет по форме СЗВ-М (исходная) за май 2020 года в отношении 3 застрахованных лиц, а также отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения на которого ранее не предоставлялись.
Отчет по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2021 года в отношении 2 застрахованных лиц ответчиком был представлен 25.10.2021.
В связи с поступлением вышеуказанных отчетов по форме СЗВ-М за май 2020 года, должностным лицом ОПФР РФ по г. Севастополю в отношении ООО «Спецсервис» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.10.2020 № 092S18200003082, 092S18200003083 которые направлены ответчику по почте, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений. Аналогично была проведена проверка отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2021 года, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.01.2022 № 092S18220000199.
В ходе проведенной проверки заявителем сделан вывод, что страхователь несвоевременно представило сведения о 3 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года, при подаче отчета по форме СЗВ-М (исходная), об одном застрахованном лице, при подаче отчета по форме СЗВ-М (дополняющая), а также несвоевременно предоставило сведения о 2 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года, при подаче отчета по форме СЗВ-М (исходная), что является нарушением пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
После чего, ОПФР РФ по г. Севастополю вынесены решения от 16.11.2020 №№ 092S19200003460, 092S19200003461 и от 15.02.2022 № 092S19220000135 которыми ООО «Спецсервис» привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. за каждое нарушение, в общей сумме 3500 руб. Копии вышеуказанных решений направлена ответчику по почте.
02.12.2020 на основании вступивших в законную силу решений Пенсионным фондом вынесены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования № 092S01200002791, 092S01200002792, а также 17.03.2022 было выставлено требование № 092S01220000745, на общую сумму 3500 руб.
Данные требования направлено в адрес ООО «Спецсервис», что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Поскольку ООО «Спецсервис» финансовые санкции не уплачены, то данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с данным заявлением.
Проверяя правомерность заявленных требований государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю суд установил следующее.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица..
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно пункта 40 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
В рассматриваемом случае, заявителем установлено, что ООО «Спецсервис» с нарушением срока представлены отчеты по форме СЗВ-М (исходная) за май 2020 года (3 застрахованных лица) и за сентябрь 2021 года (два застрахованных лица), а также по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2020 года (1 застрахованное лицо) в отношении всего 6 застрахованных лиц, что повлекло за собой привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа 3000 руб.
В части требований о взыскании финансовых санкций в сумме 2500 руб., на нарушение сроков представление отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за май 2020 года и сентябрь 2021 года суд не усматривает оснований для отказа в их удовлетворении.
В отношении финансовой санкции за нарушение сроков представления отчета по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2020 года суд не может согласиться с требованиями ОПФР РФ по г. Севастополю, по следующим основаниям.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция ранее была выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017.
Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции, следует применять с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации и представил исправленные сведения за этот период.
В соответствии с пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, поскольку дополнение сведений об одном застрахованном лице произведено страхователем самостоятельно и до выявления данной ошибки территориальным фондам, привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа 500 руб. по решению от 16.11.2021 № 092S19200003461 неправомерно, а, следовательно, требования заявителя в указанной части не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в ходе анализа сведений о застрахованных лицах за август и сентябрь 2021 года по форме СЗВ-М и сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД за 2021 год заявителем выявлено, что в отношении одного застрахованного лица по форме СЗВ-М за август 2021 года и по форме СЗВ-ТД отражают проведение кадровых мероприятий (увольнение 13.09.2021), однако сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года в отношении данного застрахованного лица не представлялись.
В адрес ООО «Спецсервис» через телекоммуникационные каналы связи, было направлено уведомление от 09.11.2021 о необходимости устранения ошибок и (или) несоответствий, граничная дата представления исправлений – 15.11.2021.
ООО «Спецсервис» первоначально представило исправленные сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года 19.11.2021, то есть после установленного срока, однако данные сведения не были приняты в связи с наличием в них ошибок, фактическое исправление ошибок произведено обществом 24.11.2021 по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2021 года.
Поскольку исправление сведений за сентябрь 2021 год совершено после пятидневного срока, установленного уведомлением от 09.11.2021, ОПФР РФ по г. Севастополю был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.02.2022 № 092S18220000966, на основании которого принято решение от 22.03.2022 № 6 о привлечении страхователя к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
В данной части требования подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд признает обоснованными требования Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю к ООО «Спецсервис» о взыскании финансовой санкции в размере 3000 руб., в удовлетворении остальной части требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю финансовые санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать собщества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объёме.
По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощённого производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощённого производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или апелляционной жалобы.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
Судья | А.С. Мирошник |