Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 декабря 2021 года Дело № ОА56-113251/2021
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
заинтересованное лицо Акционерное общество "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
(протокол от 23.11.2021 № 78/7/4268)
при участии
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Акционерного общества "Почта России" (далее – заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу на рассмотрении обращение гр. ФИО1 (вх. 01.11.2021 № 03-64-8929/78) по вопросам несвоевременной отправки заказного уведомления о вручении письма 1 класса с объявленной ценностью № 19734957032897, с заказным уведомлением № 19331252600327, его неполучения в установленные контрольные сроки и неполучения ответа на претензию (регистрационный № 0031409065), предъявленному 09.10.2021 через интернет портал АО «Почта России».
В результате рассмотрения материалов по обращению гр. ФИО1, в том числе на основании сведений и документов, полученных от оператора почтовой связи АО «Почта России» (исх. от 16.11.2021 № МР78-11/3683-0031506008) выявлен факт оказания услуги почтовой связи ненадлежащего качества: нарушения порядка отправки и вручения заказного уведомления № 19331252600327 и его утрата, нарушение срока рассмотрения обращения пользователя услуг почтовой связи от 09.10.2021 № 0031409065.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления 23.11.2021 в отношении Общества составлен протокол № 78/7/4268 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 30000 до 40000 рублей.
Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее Закон № 176-ФЗ) по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
Акционерное общество «Почта России» (ИНН <***>/КПП 772401001, ОГРН <***>, юридический адрес: Варшавское шоссе, <...>) как правопреемник ФГУП «Почта России» (ИНН <***>/КПП 772401001, ОГРН <***>, юридический адрес: Варшавское шоссе, <...>) осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018 (далее Лицензия № 162571), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 4 и 5 лицензионных требований Лицензия № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю приема, обработки, перевозки, доставки (вручения) почтовых отправлений и почтового перевода денежных средств, оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пп. «а», «б», «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее ПОУПС), операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Из материалов дела следует, что письмо 1 класса с объявленной ценностью, с заказным уведомлением № 19734957032897, принятое 21.09.2021 в отделение почтовой связи (ОПС) Санкт-Петербург 197349, поступило 22.09.2021 в место вручения ОПС Санкт-Петербург 193312 в установленные контрольные сроки пересылки и 24.09.2021 было вручено уполномоченному представителю адресата, однако, заказное уведомление № 193312252600327 о вручении письма 1 класса с объявленной ценностью было направлено отправителю без регистрации к производственным документам оператора почтовой связи (простым порядком), нарушив порядок заказного уведомления о вручении.
Ввиду отсутствия у оператора почтовой связи документов, свидетельствующих о направлении по месту назначения и вручения адресату заказного уведомления № 193312252600327, и невозможностью установления фактического места ее нахождения, бланк заказного уведомления № 193312252600327 о вручении письма 1 класса с объявленной ценностью, с заказным уведомлением № 193312252600327 признан утраченным по вине работников ОПС Санкт-Петербург 193312.
В связи с утратой бланка заказного уведомления № 193312252600327 (по информации УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) после поступления в ОПС Санкт-Петербург 193312 запроса на розыск заказного уведомления № 193312252600327 был составлен 15.10.2021 дубликат заказного уведомления № 193312252600327, который был направлен по назначению с припиской к сопроводительным документам.
Приказом Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ от 04.06.2018 № 257 «Об утверждении нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» (далее Приказ), установлены контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции и международной регистрируемой письменной корреспонденции. Контрольный срок пересылки письменной корреспонденции на территории Санкт-Петербурга - 2 дня, без учёта дня приёма.
Следовательно, дубликат заказного уведомления № 193312252600327 должен был поступить адресное ОПС не позднее 17.10.2021.
Дубликат заказного уведомления № 193312252600327 от 15.10.2021 поступил 21.10.2021 в место вручение ОПС Санкт-Петербург 197375 с нарушением контрольных сроков пересылки, 22.10.2021 было выдано почтальону для доставки адресату, но по причине отсутствия адресата дома данное уведомление возращено в ОПС и 23.10.2021 вручено адресату.
Замедление пересылки заказного уведомления № 193312252600327 составило 4 дня.
Согласно п. 66 ПОУПС, претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ) определен порядок предъявления претензий:
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.
Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Статьей 55 Закона № 126-ФЗ определена подача жалоб и предъявление претензий и их рассмотрение:
Пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, а также с обеспечением эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.
Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию пользователя услугами связи.
Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств,
вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до
обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
Претензии предъявляются в следующие сроки:
1) в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании
или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с
отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим
исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо
невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за
исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);
2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления,
осуществления почтового перевода денежных средств - по вопросам, связанным с
недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового
отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных
средств;
3) в течение месяца со дня подачи телеграммы - по вопросам, связанным с
недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста
телеграммы, изменяющим ее смысл.
6. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.
7. Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии.
8. Для претензий отдельных видов предусматриваются особые сроки их
рассмотрения:
1) претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения, рассматриваются в течение пяти дней со дня регистрации претензий;
2)претензии, связанные со всеми другими почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, рассматриваются в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи;
3)претензии, связанные с оказанием услуг междугородной и международной телефонной связи и с обеспечением оператором связи абоненту возможности пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи за пределами территории Российской Федерации, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи не заключен, рассматриваются в течение шестидесяти дней со дня регистрации претензий.
В данном случае, РПО № 193312252600327 пересылалось в пределах одного населенного пункта (Санкт-Петербург), соответственно письменная претензия от 09.10.2021 № 0031409065 должна была быть рассмотрена в течение пяти дней с момента регистрации, то есть не позднее 13.10.2021.
Фактически, ответ на вышеуказанную претензию от 19.10.2021 № МР78-15/891 с нарушением, установленных для ее рассмотрения сроки.
Следовательно, оператор почтовой связи АО «Почта России» не обеспечил пользователям услугами почтовой связи - соблюдением порядка отправки заказного уведомления, сохранность заказного уведомления № 193312252600327, контрольный срок пересылки дубликата заказного уведомления № 193312252600327, нарушил срок рассмотрения обращения пользователя услуг почтовой связи от 09.10.2021 № 0031409065, а также качество услуг почтовой связи, соответствующее нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, нарушив требования:
-пп. «а», «б», «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234,
- п. 4, 5 лицензионных требований лицензии № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.
Вместе с тем суд считает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным по следующим основаниям.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив конкретные обстоятельства дела и характер общественной опасности совершенного Обществом административного правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и считает возможным в данном случае применить положения статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения (пункты 17, 18).
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о привлечении Акционерного общества «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.