ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 016 от 17.06.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Ширшлина Ф.К. Дело № 33а-10517/2016Учет № 016а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2016 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Терехина В.А.,

судей Сибгатуллиной Л.И., Саитгараевой Р.А.,

при секретаре судебного заседания Акимовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2016 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Закирова Р.А. к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.

Обязать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в течение пяти дней с момента вступления решения в законную силу направить Закирову Рафаилу Анваровичу трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ....:223 общей площадью 1120 кв.м, расположенного: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, <адрес>

Взыскать с исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в пользу Закирова Р.А. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Кузнецова С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Закирова Р.А., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Закиров Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности направить ему проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ....:223 общей площадью 1120 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, <адрес>. Заявленные требования мотивированы следующим.

23 декабря 2015 года составлен протокол заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок, поступивших на участие в аукционе по лоту № 6 на повышение стоимости земельного участка, заявка была подана только Закировым Р.А.

В течение десяти дней со дня рассмотрения заявки административный ответчик обязан был направить три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка административному истцу, но не сделал этого.

Закиров Р.А. просил обязать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в течение пяти дней с момента вступления решения в законную силу направить ему три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером ....:223.

В судебном заседании Закиров Р.А. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Кузнецов М.С. административный иск не признал.

Суд заявленные требования удовлетворил.

В апелляционной жалобе исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, поскольку не принял во внимание положения Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» и Устава муниципального образования «Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан». Указывается, что, установив отсутствие полномочий Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по заключению договора купли-продажи земельного участка по результатам торгов, суд тем самым разрешил вопрос о правах лица, не привлеченного к участию в деле.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела видно, что 6 июля 2015 года вынесено постановление исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №1607 «О проведении торгов на повышение стоимости по продаже права собственности на земельный участок с кадастровым номером ....:223 общей площадью 1120 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, <адрес> Разрешенное использование земельного участка: ведение личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов.

10 декабря 2015 года между муниципальным унитарным предприятием «Земля» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, действующим на основании Устава и по поручению Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, и Закировым Р.А. заключен договора о задатке, по условиям которого претендент Закиров Р.А. в качестве задатка на участие в торгах по продаже имущества, а именно лота № 6 по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером ....:223 на торгах от 28 декабря 2015 года перечисляет денежные средства в размере 536760 рублей, а МУП «Земля» принимает задаток на свой расчетный счет. Задаток вносится в качестве обеспечения обязательств по участию в торгах и оплате лота в случае его приобретения, принятых на себя Закировым Р.А. в соответствии с подаваемой им заявкой на участие в торгах.

18 декабря 2015 года Закиров Р.А. подал заявку на участие в аукционе № 10 по лоту № 6, который состоится 28 декабря 2015 года в г.Лаишево Республики Татарстан.

Протоколом заседания аукционной комиссии от 23 декабря 2015 года по рассмотрению заявок, поступивших на участие в аукционе на повешение стоимости по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, по лоту № 6, установлено, что поступила одна заявка от Закирова Р.А., торги (аукцион) признаны несостоявшимися.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан направить Закирову Р.А. в течение десяти дней со дня рассмотрения заявки три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи не исполнена, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и возложения на исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанности направить административному истцу экземпляры договора купли-продажи.

При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

На основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В соответствии с частью 2 статьи 43 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Согласно статье 2 Закона Республики Татарстан РТ от 26 декабря 2015 года №108-ЗРТ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городских, сельских поселений в Республике Татарстан и органами государственной власти Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений в Республике Татарстан, в которых утверждены правила землепользования и застройки поселения (далее - городские, сельские поселения), по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территориях городских, сельских поселений, между органами местного самоуправления городских, сельских поселений и органами государственной власти Республики Татарстан сроком на пять лет осуществляются Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Татарстан.

Законом Республики Татарстан от 26 декабря 2015 года №109-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" органы местного самоуправления, в том числе Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан, сроком на пять лет наделены государственными полномочиями Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территориях городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в которых утверждены правила землепользования и застройки поселения, за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Устава муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 8 октября 2014 года № 42-РС в структуру органов местного самоуправления района входят Совет района, Глава района, Исполнительный комитет района, Контрольно-счетная палата района, Финансово-бюджетная палата района, Палата имущественных и земельных отношений района, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 22 декабря 2005 года № 35 утверждено Положение о Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с пунктом 5.2 которого указанный орган заключает договоры, контракты, соглашения по передаче земельных участков в любые формы собственности и обеспечивает их выполнение.

Между тем, вывод суда первой инстанции об обязанности исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан направить Закирову Р.А. экземпляры подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка сделан без должного учета указанных положений закона и правовых положений в отрыве от их системного толкования.

На основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемый судебный акт решил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в данном случае - Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, является состоятельным и влекущим отмену решения суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, пунктом 4 части 1 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2016 по данному административному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи