ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 018А от 26.05.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Исмагилов А.Т. Дело № 33а-7898/2017

Учет № 018а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Сибгатуллиной Л.И., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения путем предоставления разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: Республика Татарстан, <адрес> отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО1, ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ФИО3, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании решения исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения. Заявленные требования мотивированы следующим.

ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 836 кв.м с кадастровым номером ....:130, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес> с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства.

7 декабря 2016 года изготовлен градостроительный план земельного участка.

После его получения ФИО1 обратился в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Письмом исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года в выдаче разрешения на строительство жилого дома отказано.

Административный истец просил признать указанный отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушение его прав путем его выдачи.

Суд в удовлетворении административного иска отказал.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что спорный земельный участок находится в части города с исторически сложившейся застройкой, соседние жилые дома не снесены.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания.

Муниципальное бюджетное учреждение (далее – МБУ) «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» своего представителя в суд не направило.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 декабря 2012 года ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 836 кв.м с кадастровым номером ....:130, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес> Земельный участок имеет целевое назначение - земли населенных пунктов и разрешенное использование – для строительства индивидуального жилья.

26 декабря 2012 года произведена государственная регистрация права собственности административного истца на земельный участок.

Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года № 261 внесены изменения в решение Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 25 декабря 2009 года № 366 «О правилах землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» внесены изменения в территориальные зоны градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в части уменьшения зоны застройки индивидуальными жилыми домами, расположенными в водоохранной зоне р.Степной Зай (200 м) на зону Р - зону садоводства и огородничества без права строительства и отвода новых земельных участков.

Вступившим в законную силу решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 сентября 2016 года по административному иску ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления признан незаконным отказ МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» в выполнении градостроительного плана указанного земельного участка.

На основании указанного решения суда 7 декабря 2016 года подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ....:130.

Письмом исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года № 650/04 ФИО1 отказано выдаче разрешения на строительство одноквартирного индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Отказ мотивирован тем, что согласно градостроительному плану земельного участка он расположен в зоне Р3 – зона садоводства и огородничества без права отвода новых земельных участков для строительства.

По сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок расположен в охранной зоне скважин, а также в водоохранной зоне, имеющей ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Из письма нефтегазодобывающего управления НГДУ «Альметьевнефть» публичного акционерного общества «Татнефть» от 27 февраля 2017 года следует, что охранная зона скважин 11322 и 11207 распространяется на весь земельный участок и согласование строительства объектов на земельном участке с кадастровым номером ....:130 невозможно.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия документов, предусмотренных пунктом 3 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона.

Как следует из материалов дела, в представленных ФИО1 документах для получения разрешения на строительство жилого дома на земельном участке отсутствовала схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, отказ в выдаче разрешения на строительство правомерно обусловлен нахождением земельного участка также и в охранной зоне скважин ПАО «Татнефть», не согласовавшего административному истцу как собственник нефтепромыслового оборудования строительство жилого дома.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку довод административного истца о нарушении административным ответчиком его прав не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

С учетом изложенного обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права и норм процессуального права.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его вывод, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи