ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 100004-01-2021-001720-86 от 25.02.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

СудьяЧалова Н.В.

№ 33-457/2022

УИД №10RS0004-01-2021 -001720-86

Дело № 2-843/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.

судей Никитиной А.В.,Маловой Н.Б.

при ведении протокола помощником судьиТабота Ю.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобеистца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа и возложении обязанности заключить договор.

Заслушав доклад судьи Никитиной А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что на основании договора купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ является собственником здания бани с кадастровым , расположенного по адресу: (.....). При обращении в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также Министерство, МИЗО РК) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым , на котором расположено здание бани, по цене, определенной как 15% от его кадастровой стоимости, ответчик сообщил об отсутствии оснований для применения пп.«в» п. 2 ч.1 ст.2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 №1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» (далее - Закон РК № 1712-ЗРК), указав, что истец не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Не согласившись с отказом, указывая, что на основании пп.«в» п. 2 ч. 1 ст.2 Закона РК №1712-ЗРК цена земельного участка определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости, равный 15%, в отношении земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, используемые в хозяйственной деятельности, в случае, если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в т.ч. предыдущим собственником, при этом здание бани истец приобрела у Кондопожского ММП ЖКХ, использование в хозяйственной деятельности здания бани не исключается и гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 просит суд признать незаконным отказ ответчика, изложенный в письме от ХХ.ХХ.ХХ, и обязать ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым по цене, составляющей 15% его кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кондопожского муниципального района.

Решением суда в иске отказано.

С постановленным решением не согласна истец. Указывает, что в последнем абзаце письма от ХХ.ХХ.ХХ истец предложил ответчику передать разногласия на рассмотрение суда. В свою очередь, ответчик в четвертом абзаце письма от ХХ.ХХ.ХХ в ответ на обращение прямо предложил истцу обратиться для разрешения данного вопроса в судебные органы. При таких обстоятельствах, по мнению истца, не усматривается оснований для отказа в удовлетворении требования об урегулировании разногласий, предусмотренные п.2 ст. 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия полагало решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Полагал, что результатом разрешения спора должно стать определение судом условий договора, подлежащего заключению сторонами, указав, что сторона истца в целом согласна с проектом представленного ответчиком договора купли-продажи, за исключением условий о выкупной стоимости и платы за фактическое пользование. Указал, что сторона истца настаивает на определении выкупной цены в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, в части внесения платы за фактическое пользование истцом в письме от ХХ.ХХ.ХХ, поступившем в Министерство ХХ.ХХ.ХХ, признавалось обязательство по внесению платы за фактическое пользование земельным участков за период с даты постановки земельного участка на кадастровый учет по день обращения за заключением договора купли-продажи - ХХ.ХХ.ХХ.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела.

Заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах, изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Судом первой инстанции установлено, чтоФИО1 является собственником здания бани с кадастровым , расположенного по адресу: (.....), на основании договора купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного между ней и Кондопожским муниципальным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства.

Указанное здание бани расположено на земельном участке с кадастровым , площадью (...) кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - (...) Территориальная зона: (...)», находящегося в неразграниченной государственной собственности Республики Карелия.

Реализуя свое исключительное право на приобретение земельного участка под зданием в собственность, истец ХХ.ХХ.ХХ обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым в целях обслуживания здания бани.

Министерство письмом от ХХ.ХХ.ХХ сообщило о невозможности рассчитать выкупную стоимость испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием ответа на запрос, направленный в налоговый орган; разъяснило, что после поступления ответа на запрос заявление будет рассмотрено повторно и будет подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка.

На обращение ФИО1 в адрес Министерства с заявлением о предоставлении информации по определению выкупной стоимости земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ ответчик письмом от ХХ.ХХ.ХХ направил истцу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым , определив выкупную стоимость в размере 30% кадастровой стоимости и включив в договор условие о внесении платы за фактическое пользование земельным участком с момента его приобретения.

Не согласившись с расчетом выкупной стоимости земельного участка и платы за фактическое пользование указанным земельным участком, ФИО1ХХ.ХХ.ХХ (письмо от ХХ.ХХ.ХХ, л.д. 58)направила в адрес ответчика возражения, в которых просила произвести перерасчет выкупной цены и платы за фактическое пользование, указав, что расчет и взыскание платы за фактическое пользование может быть произведено за период с даты постановки участка на кадастровый учет по дату обращения за заключением договора купли-продажи – ХХ.ХХ.ХХ относительно расчета с просьбой подготовить и направить в ее адрес договор купли-продажи земельного участка, содержащий уточненные сведения в указанной части.

В ответ на указанные возражения Министерство письмом от ХХ.ХХ.ХХ сообщило об отсутствии оснований для выкупа земельного участка по ставке 15% от кадастровой стоимости такого земельного участка и изменения расчета платы за фактическое пользование земельным участком.

ХХ.ХХ.ХХФИО1 вновь обратилась вМИЗО РК с заявлением о намерении урегулировать возникшие разногласия в досудебном порядке и предложением скорректировать проект договора купли-продажи.

В ответеот ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 59) на указанное заявление ответчик сослался на переписку сторон, по итогам которой истцу направлялся ответ от ХХ.ХХ.ХХ и предложил истцу обратиться в суд за разрешением данного вопроса.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, установив, что договор купли-продажи земельного участка с кадастровым не был заключен в связи с возникшими между сторонами разногласиями, при этом обращение истца в суд последовало по истечении шести месяцев с момента возникновения разногласий (письмо Министерства от ХХ.ХХ.ХХ), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, сославшись на п.2 ст.446 ГК РФ, абз.2 п.41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, находя их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с положениями пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) истец как собственник здания, расположенного на земельном участке с кадастровым , имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду без проведения торгов.

Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

На территории Республики Карелия порядок определения выкупной стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен законом Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия».

Указанным Законом Республики Карелия предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка с собственником расположенных на этом земельном участке зданий, сооружений цена земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, а в случае отсутствия кадастровой стоимости - как выраженный в рублях процент рыночной стоимости земельного участка и устанавливается в размере 15% кадастровой стоимости или рыночной стоимости земельного участка в отношении земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, используемые в хозяйственной деятельности, в случае если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе предыдущим собственникам (пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 2); в 30% кадастровой стоимости или рыночной стоимости земельного участка в отношении иных земельных участков, площадь которых не превышает 3000 кв. м, а также площадь которых превышает 3000 кв. м, в части, не превышающей 3000 кв. м (пп. 3 ч. 1 ст. 2).

Полномочия по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия на основании Закона Республики Карелия от 25.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон РК № 1980-ЗРК), постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами возник спор относительно выкупной цены земельного участка, исключительное право на приобретение которого в собственность имеет истец, и относительно исполнения истцом обязательств по внесению платы за фактическое пользование земельным участком за весь период владения зданием.

Исковые требования ФИО4 направлены на урегулирование разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.

Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п. 1).

Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке (п. 2).

Делая вывод о пропуске истцом срока передачи разногласие на рассмотрение суда, суде первой инстанции исходил из того, что письмом от ХХ.ХХ.ХХ Министерство уведомило истца об отсутствии оснований для выкупа земельного участка по ставке 15% от кадастровой стоимости такого земельного участка и изменения расчета платы за фактическое пользование земельным участком.

Между тем, судом не была дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что ХХ.ХХ.ХХФИО1 вновь обратилась в МИЗО РК с заявлением, в котором фактически просила пересмотреть ответ Министерства от ХХ.ХХ.ХХ и скорректировать проект договора в части цены земельного участка, определив ее в размере 15% от кадастровой стоимости, предложением скорректировать проект договора купли-продажи, а случае разногласий передать спор на разрешение суда.

В ответе от ХХ.ХХ.ХХ на указанное заявление ответчик указал, что отказ Министерства, изложенный в письме от ХХ.ХХ.ХХ, не оспорен, и предложил истцу обратиться в суд за разрешением данного вопроса.

Исковое заявление было направлено истцом в суд ХХ.ХХ.ХХ.

Сроки, установленные в положениях ст. 445, 446 ГК РФ, определяющих условия, последовательность и сроки совершения заинтересованными лицами действий при заключении договоров, не являются пресекательными и их истечение само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, влекущего отказ в удовлетворении иска, вытекающего из преддоговорного спора сторон.

В п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что по смыслу п. 2 ст. 446 ГК РФ, если разногласия возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, суд отказывает вудовлетворении требования об их урегулировании, если только ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом.

Проанализировав переписку сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что срок на обращение в суд за урегулированием разногласий, возникших при заключении договора, следует исчислять с даты получения последнего ответа Министерства от ХХ.ХХ.ХХ об отказе заключить договор на предложенных истцом условиях.

Следует отметить, что на протяжении всего рассмотрения дела Министерство не высказывало каких-либо возражений относительно передачи спора на рассмотрение суда. Всвоем отзывена иск (л.д. 53, 54) ответчик просит рассмотреть делои излагает свою подробную мотивированную позицию по делу, которая не содержит каких-либо ссылок на несоблюдение истцом процедуры установленной ст. ст. 445, 446 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заключение договора купли-продажи земельного участка является обязательным для ответчика, у суда не имелось оснований для отказа в иске, в т.ч. предусмотренных п. 2 ст. 446 ГК РФ.

В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абз. 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ).

Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (п. 1 ст. 446 ГК РФ).

Отменяя обжалуемое решение по основаниям, установленным ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым разрешить спор по существу, определив условия договора с учетом разъяснений, содержащихся в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», согласно которым при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (п. 4 ст. 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.

Определяя условия договора купли-продажи земельного участка, судебная коллегия исходит из того, что направленный Министерством истцу ХХ.ХХ.ХХ проект договора (л.д. 72 – 75) согласован сторонами, за исключением п. п. 3.1, 3.2 и приложений , , определяющих цену земельного участка и плату за фактическое пользование.

Разрешая спор о выкупной стоимости земельного участка, судебная коллегия исходит из того, что обязательным условием применения 15% кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 2 Закона РК № 1712-ЗРК является использование расположенного на нем объекта недвижимости (бани), ранее отчужденного из муниципальной собственности, в хозяйственной деятельности.

Согласно ГОСТ Р 52104-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 03,07.2003 № 235-ст, хозяйственная деятельность - это деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер.

Между тем, доказательств фактического использования здания бани истцом в процессе хозяйственной деятельности в материалы дела не представлено. Истец не имеет статуса индивидуального предпринимателя, виды деятельности которого соотносились бы с целевым назначением данного объекта недвижимости. Стороной истца признано в ходе рассмотрения дела, что спорное имущество фактически не эксплуатируется.

То обстоятельство, что истец ХХ.ХХ.ХХ приобрела статус самозанятого, основанием к применению льготной выкупной цены в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка не является, поскольку указанный статус в силу положений Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» предполагает осуществление приносящей доход деятельности физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и применение вследствие этого специального налогового режима, однако не дает оснований для применения каких-либо преференций при реализации исключительного права на приобретение земельного участка.

При таких обстоятельствах оснований для установления выкупной цены земельного участка в размере 15% его кадастровой стоимости не имеется, выкупная цена подлежит установлению в размере 30% кадастровой стоимости спорного земельного участка исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона РК № 1712-ЗРК. Условия относительно площади земельного участка и отсутствия задолженности по налогам и сборам (ч. 2 ст. 2 Закона РК № 1712-ЗРК) соблюдены.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет (...) руб.

Таким образом, п. 3.1 договора следует изложить в следующей редакции:

«3.1. Цена (выкупная стоимость) земельного участка рассчитывается согласно Приложениюи является неотъемлемой частью Договора, и составляет30% от кадастровой стоимости земельного участка (...)

Расчет цены (выкупной стоимости) земельного участка производится в соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» и определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка по следующей условной формуле: Вс = Кс х П

Вс – выкупная стоимость земельного участка

Кс – кадастровая стоимость = (...).

П – процент кадастровой стоимости = 30%

С учетом приведенных выше показателей выкупная стоимость участка (...) руб.».

Соответственно, приложение к договору подлежит исключению, т.к. редакция п. 3.1 его фактически дублирует.

Относительно редакции п. 3.2 договора и приложения , регламентирующих внесение платы за фактическое использование земельного участка, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с и п.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Однако положения ст. ст. 39.3, 39.4, 39.20 ЗК РФ, регламентирующие порядок заключения договора купли-продажи земельного участка при реализации исключительного права на выкуп участка собственником расположенного на нем объекта недвижимости, не содержат условий, предусматривающих обязательное включение в договор купли-продажи условий о внесении платы за все время фактического использования земельного участка в связи с наличием на нем объекта недвижимости.

В порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 39.20 ЗК РФ, за понуждением к заключению договора аренды с истцом с целью взимания платы за пользование земельным участком или с иском о взыскании платы за фактическое использование земельного участка Министерство не обращалось.

Вместе с тем, учитывая преддоговорную переписку сторон, в ходе которой в письме от ХХ.ХХ.ХХ (вх. ХХ.ХХ.ХХ, л.д. 58) ФИО4 в возражениях на проект договора признавала необходимость расчета платы за фактическое пользование за период с даты постановки участка на кадастровый учет (ХХ.ХХ.ХХ) по дату обращения за заключением договора купли-продажи (ХХ.ХХ.ХХ), принимая во внимание положения ст. ст. 10, 445 ГК РФ и принцип эстоппеля, судебная коллегия считает необходимым предусмотреть в договоре условие о внесении платы за фактическое пользование земельным участком, объединив п. 3.2 договора с приложением и изложив его в следующей редакции:

«3.2. До момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок Покупатель обязуется внести плату за фактическое пользование земельным участком с момента возникновения права собственности Покупателем на Объект недвижимости, расположенный на земельном участке, за период с ХХ.ХХ.ХХ до ХХ.ХХ.ХХ.

Плата за фактическое пользование за указанный период рассчитывается в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 3 ст. 2 Закона Республики Карелия 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», пп. «м» п. 1 постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 № 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена» и определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка:

Ан=ПхКс/100%, где

Ан – годовая арендная плата за земельный участок,

П – процент кадастровой стоимости = 13%

Кс – кадастровая стоимость = (...) руб.

С учетом приведенных показателей годовая арендная плата составляет (...) коп., ежедневная арендная плата (...)

Плата за фактическое пользование земельным участком за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ (117 дней) составляет (...) руб.».

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым привести п. 4.1.3 договора в соответствие с положениями ст. ст. 56, 56.1 ЗК РФ, учитывая, что спорный земельный участок не находится в водоохранной зоне Ладожского озера, как указано в этом пункте в редакции Министерства, изложив его, с учетом необходимости соблюдения землепользователем публичных интересов, в следующей редакции:

«4.1.3. Соблюдать ограничения в использовании земельного участка в соответствии со ст. 56, 56,1 Земельного кодекса Российской Федерации».

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым на условиях, изложенных в резолютивной части определения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении иска.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить со ФИО1 договор купли-продажи земельного участкас кадастровым на следующих условиях:

«Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелияименуемое в дальнейшем «Продавец» либо «Министерство», с одной стороны, и ФИО1 (дата рождения ХХ.ХХ.ХХ, место рождения: (.....), паспорт выдан ХХ.ХХ.ХХ ОВД (.....)К., код подразделения (...), зарегистрированной по адресу: (.....)), именуемая в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», в соответствии с пп.2 п.1 ст.39.1, пп.6 п.2 ст.39.3, пп.2 п.2 ст.39.4, ст.39.14, п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пп.3, пп.4 п.1 ст.2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», Законом Республики от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», заключили настоящий договор (далее по тексту - Договор) о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Продавец обязуется передать, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего Договора из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым , площадью (...) кв.м, с видом разрешенного использования - «(...). Территориальная зона: (...) адрес (описание местоположения): «Российская Федерация, (.....)» (далее по тексту - Участок, земельный участок).

Земельный участок предоставляется в собственность на основании ст. ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для эксплуатации нежилого здания (баня) с кадастровым (далее по тексту – Объект недвижимости).

На момент подписания Договора Покупатель произвел осмотр передаваемого в собственность Участка, ознакомлен со всеми его характеристиками, претензий к Продавцу не имеет.

1.2. Право собственности Покупателя на Объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (запись регистрации от ХХ.ХХ.ХХ).

2. Переход права собственности

2.1. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок может быть произведена только после полной оплаты Покупателем стоимости земельного участка, указанной в п. 3.1 Договора.

2.2. Все расходы, связанные с государственной регистрацией перехода собственности на земельный участок в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, несет Покупатель.

3. Плата по Договору

3.1. Цена (выкупная стоимость) земельного участка рассчитывается согласно Приложению и является неотъемлемой частью Договора, и составляет30% от кадастровой стоимости земельного участка (...)

Расчет цены (выкупной стоимости) земельного участка производится в соответствии с пп. 3, пп. 4 ст. 2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» и определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка по следующей условной формуле: Вс = Кс х П

Вс – выкупная стоимость земельного участка

Кс – кадастровая стоимость = (...) руб.

П – процент кадастровой стоимости = 30%

С учетом приведенных выше показателей выкупная стоимость участка (...) руб.

3.2.До момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок Покупатель обязуется внести плату за фактическое пользование земельным участком с момента возникновения права собственности Покупателем на Объект недвижимости, расположенный на земельном участке, за период с ХХ.ХХ.ХХ до ХХ.ХХ.ХХ.

Плата за фактическое пользование за указанный период рассчитывается в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 3 ст. 2 Закона Республики Карелия 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», пп. «м» п. 1 постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 N 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена» и определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка:

Ан=ПхКс/100%, где

Ан – годовая арендная плата за земельный участок,

П – процент кадастровой стоимости = 13%

Кс – кадастровая стоимость = (...) руб.

С учетом приведенных показателей годовая арендная плата составляет (...) коп., ежедневная арендная плата (...) руб.

3.3. Стоимость земельного участка, указанная в п. 3.1 Договора подлежит перечислению Покупателем в безналичном порядке в полном объеме в течении (десяти) календарных дней с даты заключения настоящего договорав бюджет соответствующего муниципального образования, от имени которого выступает администрация Кондопожского муниципального района (далее по тексту – Администрация по следующим реквизитам:

Управление Федерального Казначейства по Республике (администрация Кондопожского муниципального района)

Отделение - (.....)

р/с

БИК

ИНН

КПП

ОКТМО

КБК

Плата за фактическое пользование, указанная в п.3.2 договора, перечислению покупателем в безналичном порядке в полном объеме в течении (десяти) календарных дней с даты заключения настоящего договорав бюджет Администрации по следующим реквизитам:

Управление Федерального Казначейства по Республике (администрация Кондопожского муниципального района)

Отделение - (.....)

р/с

БИК

ИНН

КПП

ОКТМО

КБК

Администрация в соответствии со ст. 430 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать от Покупателя исполнения обязательств по внесению стоимости земельного участка, а также неустойки нарушение сроков внесения выкупной цены или иных условий Договора в свою пользу, в том числе в судебном порядке.

В случае внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты) неналоговых доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, к неналоговым доходам бюджета Карелия, либо возникновения на участок права собственности Карелия с даты вступления в силу соответствующих изменений в нормативные акты, даты возникновения права собственности Республики Карелия внесения выкупной цены подлежат изменению продавцом в одностороннем порядке и Администрация не вправе требовать исполнения обязательств по внесению выкупной цены в свою пользу.

Сроки и реквизиты внесения стоимости земельного участка могут быть изменены продавцом в одностороннем порядке.

3.4. Министерство в порядке статей 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномочивает Администрацию совершать следующие действия:

3.4.1. Осуществлять текущий контроль за исполнением условий Договора, в том за своевременным внесением выкупной стоимости в соответствии с п. 3.2 Договора с правом подписания и предъявления требований (претензий) об устранении выявленных нарушений условий Договора, актов-сверок, расчетов неустойки за нарушение сроков внесения выкупной стоимости;

3.4.2. Производить обследование земельного участка в целях проверки исполнения условий Договора, составлять и подписывать по результатам осмотра документы (акт осмотра и пр.).

Указанные в настоящем пункте правомочия предоставляются Администрации до момента передачи участка по акту приема-передачи Продавцу и исполнения Покупателем всех обязательств по настоящему Договору.

3.5. Стороны Договора подтверждают, что документы, информация и требования, направленные Покупателю Администрацией в соответствии с п. 3.3 Договора, считаются направленными от лица продавца и подлежат принятию и исполнению Покупателем.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Покупатель обязан:

4.1.1.Своевременно внести платежи, установленные Договором.

4.1.2. Письменно уведомить Продавца и Администрацию об изменении места жительства или места пребывания, фамилии, имени, отчества, или об изменении иных сведений в срок не позднее 5 календарных дней с даты принятия соответствующего решения об изменении сведений.

В случае неисполнения Покупателем обязанности, предусмотренной настоящим пунктом, Покупатель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в настоящем Договоре, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в настоящем Договоре, считаются полученными Покупателем, даже если он не находится по указанному адресу.

4.1.3. Соблюдать ограничения в использовании земельного участка в соответствии со ст. 56, 56,1Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Ответственность Сторон

5.1.За нарушение условий Договора Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.2. За нарушение сроков внесения платежей по договору Покупатель выплачивает пени из расчета 0,1% от размера невнесенной cyммы за каждый календарный день просрочки. Пени перечисляются по реквизитам, указанным в пункте 3.3 Договора.

Просрочка исчисляется начиная со следующего за сроком платежа дня. День погашения задолженности пенями не облагается.

Данное условие договора действует до полного исполнение обязательств по договору.

6. Изменение, расторжение и прекращение Договора.

6.1. Все изменения и (или) дополнения к Договору оформляются Сторонами дополнительными соглашениями, являющимися неотъемлемой частью Договора.

6.2.Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон.

6.3.Продавец имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора в случае нарушения Покупателем условий внесения выкупной цены.

6.4.Уведомление об отказе от исполнения Договора направляется продавцом Покупателю заказным письмом либо вручается лично Покупателю илипредставителю. Договор считается расторгнутым с момента, указанного в уведомлении.

7. Рассмотрение и урегулирование споров.

7.1.Все споры между Сторонами, возникающие по Договору, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.2.Споры Сторон по исполнению условий настоящего Договора неурегулированные путём переговоров, передаются для разрешения в суд по месту нахождения продавца. Споры по взысканию задолженности по выкупной цене истцом является Администрация в соответствии с предоставленными ей разделом Договора правами, могут быть по выбору Администрации переданы для рассмотрения в суд по месту нахождения Администрации либо по месту нахождения Продавца.

7.3. Если в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации для обращения в суд установлено обязательное досудебное урегулирование спора, претензия направляется другой Стороне заказным письмом. Спор в данном случае может быть передан на разрешение суда по истечении (десяти) календарных дней со дня направления претензии (требования).

8. Особые условия Договора. Заверение об обстоятельствах

8.1.Договор составлен в 4 (четырех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, один экземпляр для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия и один экземпляр для Администрации.

8.2.Покупатель дает свое письменное согласие Продавцу и Администрации на обработку своих персональных данных, на поручение обработки персональных данных другому лицу.

8.3. В порядке ст. 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации Покупатель заверяет Продавца, что на момент подписания договора:

- сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости представленные Покупателем, являются актуальными и достоверными;

- здание/сооружение, указанное в разделе 1 Договора, фактически существует, отвечает признакам объекта недвижимости, не является строением, не временной постройкой, не является объектом незавершенного строительства, не находится в разрушенном состоянии, может эксплуатироваться по назначению;

- на земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, не принадлежащие Покупателю на праве собственности;

-лицо, подписавшее Договор, уполномочено на заключение от имени Покупателя договоров купли-продажи земельных участков.

8.4. В случае, если после заключения Договора выявятся факты, что Покупатель при заключении Договора дал недостоверные заверения относительно обстоятельств, перечисленных в п. 8.3 Договора, Продавец вправе в одностороннем порядке отказаться от Договора и потребовать уплаты неустойки в двукратном размере выкупной стоимости участка, а также требовать возмещения убытков.

Продавец также вправе вместо отказа от Договора в соответствии с абзацем настоящего пункта требовать признания Договора недействительным.

8.5.Бремя содержания и риск случайной гибели переходит к Покупателю с момента заключения настоящего Договора.

8.6. Договор подлежит обязательной государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в установленные законом сроки.

9. Реквизиты Сторон

Продавец: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия,

(.....), ИНН , КПП

Покупатель: ФИО1 (дата рождения ХХ.ХХ.ХХ, месторождения: (.....), паспорт выдан ХХ.ХХ.ХХ ОВД (.....), код подразделения , зарегистрированной по адресу: (.....)»

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи