Дело № 11-2/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 января 2020 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Стрельцова С.Н.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по апелляционной жалобе Костиной Валентины Евгеньевны на решение суда в составе мирового судьи судебного участка №1 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области Беловой Е.Ю. от 29 октября 2019 года по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к Костиной Валентине Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, которым постановлено:
«Исковые требования Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к Костиной Валентине Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт- удовлетворить.
Взыскать с Костиной Валентины Евгеньевны в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период апрель 2016 по май 2019 в размере 13159 (тринадцать тысяч сто пятьдесят девять) рублей 73 копейки.
Взыскать с Костиной Валентины Евгеньевны государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа г. Елец Липецкой области в сумме 526 (пятьсот двадцать шесть) рублей 00 копеек»,
УСТАНОВИЛ
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением к Костиной Валентине Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, указывая, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: N... На основании ст. 170 ЖК РФ согласно Постановлению администрации г. Ельца от 21.08.2014 №1440 «О формировании Фонда капитального ремонта» способом формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома определено перечисление взносов на капитальный ремонт на счет областного оператора. Ответчик в нарушение норм действующего законодательства не производит оплату взносов на капитальный ремонт, в связи с чем за период с апреля 2016 года по май 2019 года образовалась задолженность в сумме 13159 рублей 73 копейки. Просил взыскать с ответчик в его пользу указанную сумму.
Представитель Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Костина В.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. От нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Против удовлетворения иска возражала. Возражения обосновала тем, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по уплате взносов у нее возникла с марта 2016. Дом был включен в Областную программу капитального ремонта 28.11.2013. В соответствии с действующим законодательством она имеет право на отсрочку оплаты взносов в течение 5 лет с момента включения многоквартирного дома в областную программу.
Суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие сторон и постановил решение резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с постановленным решением, Костина В.Е. подала на него апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении иска. Требование жалобы обосновала теми же доводами, что и в суде первой инстанции.
В судебное заседание в суд апелляционной инстанции представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу. В них истец возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что доводы жалобы не состоятельны. В соответствии с действующим законодательством Костина В.Е. обязана платить взносы в фонд капитального ремонта с момента включения дома №28 Б по улице Радиотехническая в г. Ельце с момента включения дома в Областную программу капитального ремонта.
Костина В.Е. в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, суд находит решение мирового судьи законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьями 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение, в состав которой входит взнос на капитальный ремонт, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Как следует из части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости он муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа ж этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
Согласно п. 32 вышеуказанного Постановления Пленума в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг. Денежные средства, внесенные на основании платежного документа содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе. Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что Костина В.Е. с 08.07.2015 является собственником квартиры общей площадью 64,1 кв.м., расположенной по адресу: N...
Постановлением главы администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы» утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы. Текст документа официально опубликован в «Липецкой газете» 17.12.2013.
Постановлением администрации Липецкой области от 29 мая 2015 №275 внесены изменения в вышеуказанное постановление- перечень многоквартирных домов, включенных в Областную программу капитального ремонта, дополнен позицией 739: многоквартирный дом №28Б по ул. Радиотехническая <...> года постройки. Текст документа официально опубликован 04.06.2015.В соответствии со ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.
В случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.
В последующем в статью 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающую фонд капитального ремонта направлять проект договора и заключать его в обязательном порядке, внесены изменения, которые исключили данную обязанность и установили возникновение прав и обязанностей сторон из норм закона.
Исходя из представленных материалов дела следует, что Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области 22 ноября 2013 года, данные об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; поставлен на учет в налоговом органе по месту его нахождения, ему присвоен ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 482601001.
Согласно Уставу Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области создан для выполнения функций регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, на ФИО1 лежит обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
ФИО1 ни мировому судье, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того обстоятельства, что собственники многоквартирного дома по адресу: <...>, определили иной способ по формированию фонда капитального ремонта, а следовательно, собственники помещений указанного многоквартирного дома, к числу которых относится и ответчик ФИО1, выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта его формирование на счете регионального оператора.
Постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года № 528 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы.
Постановлением администрации Липецкой области от 29 мая 2015 года № 275 внесены изменения в вышеуказанное постановление - перечень многоквартирных домов, включенных в Областную программу капитального ремонта, дополнен позицией 739: многоквартирный дом № 28 Б по ул. Радиотехническая <...> года постройки, общей площадью 5 864,2 кв.м., этажностью 10 этажей, состоящий из 48 квартир.
Приведенное постановление опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации 04 июня 2015 года.
Региональным оператором на территории Липецкой области является фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, созданный на основании постановления администрации Липецкой области от 22 октября 2013 года №476 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области».
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в соответствии с нормативными актами Липецкой области формируется на счете областного оператора, следовательно, фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области наделен полномочиями выставлять истцу счета на оплату капитального ремонта.
Поскольку на момент включения указанного многоквартирного дома в программу действовали положения части 6 статьи 5 Закона Липецкой области от 08 октября 2013 года №211-03 «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», согласно которым обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, то, следовательно, обязанность истца уплачивать взнос за капитальный ремонт общего имущества собственников указанного многоквартирного дома возникла с марта 2016 года.
Доводы ответчика о применении к спорным правоотношениям положений части 7 статьи 5 Закона Липецкой области от 08 октября 2013 года №211-03 «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в редакции, введенной в действие Законом Липецкой области от 15 декабря 2015 года №471-03, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с данной правовой нормой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо
предусмотрено законом.
Поскольку, положения части 7 статьи 5 Закона Липецкой области от 08 октября 2013 г. № 211-03 «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» обратной силы не имеют, были введены в действие 30 декабря 2015 года, то есть после включения вышеуказанного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта - 4 июня 2015 года, то оснований для применения к спорным правоотношениям данной нормы права не имеется.
Согласно приведенной статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в актуальной для возникновения спорных правоотношений редакции, законодатель связывает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с датой опубликования программы капитального ремонта либо изменений в нее по дополнительному включению многоквартирных домов.
Несостоятельным также является довод ФИО1 о наличии оснований для применения ч.5.1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 29 июня 2015 года №176-ФЗ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Позиция ответчика основана на субъективной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права, не содержит правовых оснований для отмены решения мирового судьи.
Решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, выводы суда подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения нет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 327–330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение суда в составе мирового судьи судебного участка №1 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области ФИО2 от 29 октября 2019 года по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий Стрельцов С.Н.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 27 января 2020 года.