ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-10/2018 от 31.05.2018 Песчанокопского районного суда (Ростовская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2018 года село Песчанокопское

Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Золотухина О.В.,

рассмотрев гражданское дело №11-10/2018 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 2 Песчанокопского судебного района Ростовской области от 10.04.2018 по гражданскому делу по иску ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» к ФИО1 о взыскании излишне полученных сумм,

У С Т А Н О В И Л :

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» обратился к мировому судье судебного участка №2 Песчанокопского судебного района Ростовской области с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании излишне полученных сумм. Иск обоснован тем, что ФИО1, проживавший в г. Томске по адресу: <адрес>, состоял на учете как получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг в отделе по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в г.Томске областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Ответчик пользовался мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предоставление ЕДВ ЖКУ с 01.01.2011 осуществляется в соответствии с Порядком предоставления ежемесячных денежных выплат, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011. №7а. ФИО1 03.10.2014 обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг по категории «инвалиды» по адресу: <адрес>. Выплата ЕДВ ЖКУ осуществлялась путем перечисления в ПАО «Сбербанк России», Томский филиал 8616/107 на счет . Согласно п. 25, 26 Порядка, снятие с регистрационного учета является основанием для прекращения выплаты ЕДВ ЖКУ с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, о чем гражданин обязан сообщить в уполномоченное учреждение в течение 10 рабочих дней. По сведениям Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, поступившим в отдел 19.12.2016, установлено, что ответчик снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу 16.03.2015. Учитывая снятие гражданина с регистрационного учета с 16.03.2015, выплата ЕДВ ЖКУ прекращена с 01.04.2015. Ответчик обязательство о сообщении сведений, влекущих прекращение выплаты ЕДВ ЖКУ, данное в заявлении от 03.10.2014, не выполнил, тем самым сокрыл информацию, влияющую на право получения денежных выплат. Поскольку информация о снятии гражданина с регистрационного учета поступила в уполномоченное учреждение несвоевременно, то за период с апреля 2015 по декабрь 2016 года ответчику излишне выплачена ЕДВ ЖКУ в сумме 25519 рублей 44 копейки, которая подлежит возврату в бюджет. Согласно п.27 Порядка возврат излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ производится добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - взыскивается в судебном порядке. По сведениям Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, поступившим в отдел 19.12.2016 ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>. Ответчик уведомлениями от 28.12.2016 № 2564 и от 08.09.2017 № 941 извещен о необходимости вернуть излишне полученную сумму ЕДВ ЖКУ в размере 25519 рублей 44 копейки, однако на данное уведомление ответчик не отреагировал. В настоящее время излишне выплаченная сумма не возвращена. С 1 апреля 2010 года на Учреждение возложены функции по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат.

Решением мирового судьи судебного участка №2 Песчанокопского судебного района Ростовской области от 10.04.2018 исковые требования ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» к ФИО1 о взыскании излишне полученных сумм были удовлетворены в полном объеме: с ФИО1, <данные изъяты> в доход бюджета Томской области взыскана денежная сумма 25 519 рублей 44 копейки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 965 рублей 58 копеек.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить указанное решение мирового судьи судебного участка № 2 Песчанокопского судебного района Ростовской области от 10.04.2018, принять по делу новое решение, так как считает, что суд необоснованно удовлетворил исковые требования ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», в обоснование своей позиции ссылается на то, что в связи с выездом на новое место жительства (<адрес>) им были закрыты все счета по компенсациям и коммунальным платежам, также он снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства (Томская область). ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» должны были прекратить ему социальные выплаты, чем нарушили постановление Администрации Томской области от 19.01.2011 №7а, тем самым проявили халатность по отношению к своим должностным обязанностям. В связи с образовавшейся задолженностью УСЗН Песчанокопского района прекратило выплату компенсаций по коммунальным платежам с октября 2017 года.

Истец ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» представил в суд возражение на апелляционную жалобу ФИО1, в котором указал, что с требованиями, указанными в апелляционной жалобе не согласен, считает их необоснованными по следующим основаниям: ответчик, проживавший в г. Томске по адресу: <адрес>, состоял на учете как получатель ЕДВ ЖКУ в отделе Учреждения и пользовался мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерацию». ФИО1 03.10.2014 обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг по категории «инвалиды». Выплата ЕДВ ЖКУ осуществлялась путем перечисления в ПАО «Сбербанк России», Томский филиал 8616/107 на счет . По сведениям Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, поступившим в Учреждение 19.12.2016, установлено, что, ответчик снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу 16.03.2015. Учитывая снятие гражданина с регистрационного учета с 16.03.2015, выплата ЕДВ ЖКУ прекращена с 01.04.2015. Ответчик обязательство о сообщении сведений, влекущих прекращение выплаты ЕДВ ЖКУ, данное в заявлении от 03.10.2014, не выполнил, тем самым сокрыл информацию, влияющую на право получения денежных выплат. Поскольку информация о снятии гражданина с регистрационного учета поступила в уполномоченное учреждение несвоевременно, то за период с апреля 2015 по декабрь 2016 года ответчику излишне выплачена ЕДВ ЖКУ в сумме 25519 рублей 44 копеек, которая подлежит возврату в бюджет. Согласно п.27 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а, возврат излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ производится добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата взыскивается в судебном порядке. По сведениям Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, поступившим в Отдел 19.12.2016 ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>. Ответчик уведомлениями от 28.12.2016 № 2564 и от 08.09.2017 № 941 извещен о необходимости вернуть излишне полученную сумму ЕДВ ЖКУ в размере 25519 рублей 44 копейки, однако на данные уведомления ответчик не отреагировал. По своей правовой природе ЕДВ ЖКУ носит целевой характер и предназначена для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по тому месту жительства, где гражданин зарегистрирован постоянно или временно (п. 1-3 Порядка). Обязанность сообщать в уполномоченное учреждение сведения об изменении условий, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ, а также обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, возложена на получателя ЕДВ ЖКУ (п. 26 Порядка). У организаций ЖКХ обязанности сообщать в учреждение какой-либо информации о снятии с регистрационного учета гражданина или о прекращении начислений за ЖКУ законодательством не предусмотрено. Таким образом, довод ответчика о том, что уполномоченное учреждение обязано было прекратить выплату ЕДВ ЖКУ на основании закрытия счетов по коммунальным платежам, является несостоятельны и не основывается на законе. В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом и иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Предоставление ЕДВ ЖКУ ни к одному из случаев, предусм6тренных ст. 1109 ГК РФ, не относится. Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ в размере 25519 рублей 44 копейки предъявлены к ФИО1 обоснованно, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

Апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам, так как гражданское дело рассмотрено мировым судьей в порядке упрощенного судопроизводства (ст.335.1 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № 2 Песчанокопского судебного района Ростовской области, так как выводы мирового судьи являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных
доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 года № 7а, ЕДВ ЖКУ и компенсационные доплаты предоставляются областными государственными учреждениями «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (пребывания) граждан, а гражданам, проживающим на территории муниципального образования «Город Томск», ЕДВ ЖКУ предоставляется ОГУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

Пункт 7 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных
доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 года № 7а (далее Порядок) предусматривает, что при обращении гражданина за назначением ЕДВ ЖКУ уполномоченное учреждение разъясняет гражданину нормы федерального законодательства и законодательства Томской области о предоставлении ЕДВ ЖКУ.

В соответствии с пунктом 19 Порядка размер ЕДВ ЖКУ определяется уполномоченным учреждением исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утверждаемого Администрацией Томской области, с учетом положений нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

В силу пункта 25 Порядка предоставление гражданам ЕДВ ЖКУ прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: 1) снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) и т.д.

В соответствии с пунктом.26 Порядка граждане, имеющие право на получение ЕДВ ЖКУ, обязаны не позднее 10 рабочих дней сообщить в уполномоченное учреждение об изменении условий, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ, а также обстоятельствах, влекущих прекращение ее выплаты.

Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что Удержание излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ и компенсационной доплаты производится в полном объеме из текущей выплаты по решению руководителя уполномоченного учреждения, принятого на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм ЕДВ ЖКУ и компенсационной доплаты. В случае отсутствия заявления о добровольном возмещении излишне выплаченные суммы ЕДВ ЖКУ и компенсационной доплаты взыскиваются в судебном порядке.
Удержание излишне выплаченных в 2010 году сумм ЕДВ ЖКУ производится из ЕДВ ЖКУ, назначенных в 2011 году. В случае прекращения выплаты ЕДВ ЖКУ возврат излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ и компенсационной доплаты производится гражданином добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – взыскивается в судебном порядке. Излишне выплаченные суммы, образовавшиеся в результате счетной ошибки, удерживаются на основании заявлении о добровольном возмещении излишне выплаченных сумм ЕДВ ЖКУ и компенсационной доплаты в согласованном объеме либо в судебном порядке.

Как усматривается из материалов дела, 03.10.2014 ФИО1, зарегистрированный по адресу: <адрес>, обратился в отдел ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ), предусмотренную действующим законодательством по категории «инвалиды», на основании которого ему была назначена ЕДВ РСС на оплату коммунальных услуг в размере 1 044 рубля 42 копейки ежемесячно с 01.10.2014 бессрочно.

В заявлении указано, что ФИО1 обязан в течение 10 рабочих дней сообщить об изменении условий, влияющих на размер ЕДВ ЖКУ, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение ее выплаты, в т.ч. об изменении места жительства.

Согласно межведомственному запросу МАУ МФЦ Песчанокопского района от 05.12.2016, ФИО1 был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> - 16.03.2015, и 20.04.2015 зарегистрирован по адресу: <адрес> (паспорт <данные изъяты>).

Из распоряжения ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» от 27.12.2016 следует, что выплата ФИО1 прекращена с 01.04.2015 в связи с выбытием за пределы Томской области.

Из расчетов переплаты от 17.01.2017 следует, что с 01.04.2015 по 31.12.2016 ФИО1 была перечислена сумма в размере 25 519 рублей 44 копейки, которая подлежит возврату, так как ответчик обязательство о сообщении сведений, влекущих прекращение выплаты ЕДВ ЖКУ не выполнил.

Проанализировав представленные доказательства мировой судья сделала обоснованный вывод о том, ФИО1 не представил доказательства, свидетельствующие о том, что он сообщил в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» не позднее 10 рабочих дней о смене своего места жительства.

Таким образом, перечислена ФИО1 излишняя ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в размере 25519 рублей 44 копейки, должна быть взыскана с него в доход бюджета Томской области.

Доводы жалобы о том, что выплата указанной суммы для истца непосильна, так как ему не хватает денег на лекарства, не являются основанием к освобождению от выплаты сумм неосновательного обогащения.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что мировым судьей при рассмотрении иска ОГКУ «Центра социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение является обоснованным и соответствующим закону.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для изменения либо отмены решения мирового судьи судебного участка № 2 Песчанокопского судебного района Ростовской области от 10.04.2018, поэтому в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 2 Песчанокопского судебного района Ростовской области от 10.04.2018 по гражданскому делу по иску ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» к ФИО1 о взыскании излишне полученных сумм оставить без изменения, апелляционною жалобу ФИО1 без удовлетворения

Судья Песчанокопского

районного суда О.В.Золотухина