ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-18/14 от 03.06.2014 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

  Дело № 11-18/14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Вятские Поляны 03 июня 2014г.

 Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:

 председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,

 при секретаре Сабирзяновой Г.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании представление Вятскополянского межрайпрокурора на определение мирового судьи судебного участка №9 Вятскополянского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ о возврате искового заявления,

 УСТАНОВИЛ:

 Вятскополянский межрайпрокурор обратился в суд в интересах ФИО1 к Правительству Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области, КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.

 Определением мирового судьи судебного участка №9 Вятскополянского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление возвращено Вятскополянскому межрайпрокурору на основании ч.2 ст.136 ГПК РФ.

 Вятскополянским межрайпрокурором внесено представление на обжалуемое определение мирового судьи, согласно которого прокурор просит отменить определение. В обоснование представления указано, что определение о возвращении искового заявления в части неуказания межрайонным прокурором в исковом заявлении сути нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 действием (бездействием) как Правительства Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области, так и КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», является незаконным. В исковом заявлении Вятскополянским межрайонным прокурором указан факт нарушения права ФИО1 бездействием Правительства Кировской области в части непредставления органами государственной власти субъекта РФ мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ в соответствии с действующим законодательством. Также в исковом заявлении прямо указывается факт, что КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» является учреждением здравоохранения, находящимся в ведении субъекта РФ.мокурорм в исковом заявлении сути нарушения либо угорзы нарушения прав

 Представитель Департамента финансов Кировской области, ФИО2 представила в суд возражения, где поясняет следующее.

 Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления прокурора были возвращены, в связи с тем, что исковые заявления не отвечали требованиям ст. ст. 131-132 ГПК РФ и в них не указано, в чем заключается нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истцов действием (бездействием Правительства Кировской области в лице департамента финансов Кировской области, так и КОГБУЗ Вятскополянской ЦРБ).

 На основании ст. 5 Конституции РФ, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

 Перечень субъектов РФ, которые входят в состав Российской Федерации, перечислены в ст. 65 Конституции РФ.

 Статус субъекта РФ определен в ст. 66 Конституции РФ.

 Часть 1 ст. 11 Конституции РФ устанавливает, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

 Уставом Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № (принят Кировской областной Думой ДД.ММ.ГГГГ г.) (далее - Устав КО) закреплен правовой статус области как субъекта РФ.

 Система органов государственной власти Кировской области определены в статье 3 Устава КО.

 Согласно ст. 58 Устава КО, систему органов исполнительной власти области составляют Правительство области и иные органы исполнительной власти.

 Правительство является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти области.

 Правительство является коллегиальным органом, формируется и возглавляется Губернатором области - Председателем Правительства области.

 Правительство области обладает правами юридического лица.

 Согласно ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

 Статьей 11 Закона Кировской области № 10-30 «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области», Правительство области осуществляет в сфере социальной защиты населения следующие полномочия:

 а) обеспечивает проведение в области единой государственной социальной политики;

 б) способствует обеспечению социальной защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

 в) разрабатывает программы социальной защиты и адресной поддержки малообеспеченных граждан области;

 г) принимает меры по сокращению безработицы;

 д) обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и государственное управление в сфере охраны труда на территории области;

 е) осуществляет меры по реализации государственной политики в области социального партнерства;

 ж) принимает меры по реализации на территории области прав граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

 з) обеспечивает гражданам равные возможности при получении бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

 и) обеспечивает развитие системы медицинского и социального страхования;

 к) принимает меры по обеспечению социальной защиты населения от последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

 л) содействует решению на территории области проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

 м) принимает меры по реализации государственной молодежной политики;

 н) организует деятельность по развитию физической культуры, спорта, туризма, санаторно - оздоровительной сферы;

 о) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, законами области, указами и распоряжениями Губернатора области.

 Из апелляционного представления не ясно в чем именно выразилось бездействие Правительства области по отношению к медицинским работникам, указанных в исковых заявлениях и какие именно меры должно осуществить Правительство области.

 Согласно ст. 125 Гражданского кодекса РФ, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов.

 Согласно ст. 1 Закона Кировской области от 26.07.2001 № 10-30 «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области», Правительство области является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти области.

 В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125
Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 На основании статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Кировской Области «О бюджетном процессе в Кировской области» для учета операций главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета разработан порядок открытия и ведения лицевых
счетов департаментом финансов Кировской области. Правительство Кировской области, являясь коллегиальным органом государственной власти, не имеет в своем распоряжении денежных средств (т.к. отсутствуют лицевые счета открытые в отделе областного казначейства департамента
финансов).

 Расходы на содержание Правительства области предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете на очередной финансовый год (ст. 4 Закона Кировской области от 26.07.2001 № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области»).

 Согласно статье 29 Закона области № 10-30 департамент финансов Кировской области относится к иным органам исполнительной власти области.

 Постановлением Правительства Кировской области от 24.09.2008 №147/401 утверждено Положение о департаменте финансов Кировской области (далее - Положение). В пункте 1.1. Положения указано, что департамент финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.

 Таким образом, в случаях, предусмотренных ст. 125 Гражданского кодекса РФ, департамент финансов, как финансовый орган субъекта Российской Федерации «Кировская область», выступает от лица казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», которую в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 06.10.2008 № 287-ЗО составляет государственное имущество Кировской области, не закрепленное за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета.

 Не ясно на каком правовом основании прокурор Вятскополянского района Кировской области в своем исковом заявлении в качестве ответчика указал Правительство Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области, в то время как оба органа являются самостоятельными юридическими лицами со своей компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами Кировской области.

 Считаем, что суд правомерно вернул исковые заявления прокурору Вятскополянского района Кировской области.

 В соответствии с ч. 2 cт. 333 ГПК РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

 С учетом изложенной нормы представление прокурора рассматривалось без извещения лиц, участвующих в деле.

 Проверив материалы дела, проанализировав доводы представления, суд считает определение мирового судьи судебного участка №9 Вятскополянского района Кировской области по настоящему делу подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, перечню прилагаемых к нему документов, сформулированы в статьях 131, 132 ГПК РФ, в соответствии с которыми в заявлении должно быть указано, в том числе: в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; перечень прилагаемых к заявлению документов.

 Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.

 Возвращая заявление Вятскополянскому межрайпрокурору на основании ч.2 ст.136 ГПК РФ, мировой судья исходил из того, что истец не устранил недостатки по исковому заявлению, не отвечающему требованиям ст.131,132 ГПК РФ. Мировым судьей в определении о возвращении заявления указано, что прокурор не устранил недостатки по исковому заявлению, а именно: не указал, в чем заключается нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов ФИО1 действием (бездействием) как Правительства Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области, так и КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ».

 Однако, основания, указанные мировым судьей в качестве основания для оставления искового заявления без движения, не препятствуют принятию искового заявления к производству, а исковое заявление прокурора соответствует требованиям статей 131, 132 ГПК РФ, предъявляемым к форме и содержанию заявления, поскольку прокурором в исковом заявлении указано на факт нарушения, прав, свобод или законных интересов ФИО1.

 Возвращая исковое заявление на основании ч.2 ст.136 ГПК РФ, мировой судья не учел, что на стадии предъявления иска не может разрешаться вопрос о допустимости и достаточности доказательств.

 В силу ст. 147-150 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству, являющейся обязательной стадией по каждому гражданскому процессу, проводимому с участием сторон, являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешение дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

 Отсутствие каких-либо доказательств, которые, по мнению мирового судьи, должны подтверждать изложенные прокурором обстоятельства, не является основанием к возвращению искового заявления, поскольку в силу ст.148 ГПК РФ истребование соответствующих доказательств является задачей проведения подготовки дела к судебному разбирательству.

 Кроме того, согласно ст.57 ГПК РФ в случае, если представление необходимых доказательств для сторон и лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В данном случае к исковому заявлению были представлены имеющиеся у прокурора копии документов.

 В силу пункта 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спорта, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований, поэтому необоснованным является требование мирового судьи о необходимости замены наименования ответчика Правительства Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области.

 Таким образом, требования гражданского процессуального законодательства при подаче заявления прокурором не нарушены – представленное в мировой суд исковое заявление соответствует требованиям статей 131,132 ГПК РФ и является достаточным для принятия его к производству суда.

При таких обстоятельствах, определение мирового судьи судебного участка №9 Вятскополянского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным.Руководствуясь ст. 327-334 ГПК РФ, суд    ОПРЕДЕЛИЛ:

 Определение мирового судьи судебного участка №9 Вятскополянского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить материалы дела в тот же суд для рассмотрения по существу.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

 Судья - Анисимов Д.Е.