АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 05 ноября 2020 г.
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
Судьи Чепрасова О.А.
При секретаре Губенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда в АК на решение мирового судьи
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда в Алтайском крае обратилось к мировому судье с иском к ФИО1, АО «Аметистовое» о взыскании ущерба.
В обоснование требований указывало, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края является органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования. На основании Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2019 г. № 622п, произведена оптимизация структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае. В связи с чем, функции по взысканию излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат всех территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае были переданы Государственному учреждению - Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае, зарегистрированном в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула 02.03.2020. Таким образом, в связи с утратой территориальными органами Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю полномочий по взыскании излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат надлежащим взыскателем является Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае.
Согласно ст.ст. 6, 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 21-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ своевременно и в полном объеме сведения о застрахованных лицах. С 01.04.2016 внесены изменения в Закон № 27-ФЗ в части ведении упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах.
Ежемесячно не позднее 10-го (начиная с 01.01.2017 - не позднее 15-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем страхователь согласно п. 2.2. ст. 11 Закона № 27- Ф3 представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество идентификационный номер налогоплателыцика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплателыцика застрахованного лица).
В силу ст. 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о своих работниках страхователи предоставляют по форме СЗВ-М (утверждена Постановленном Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п), в том числе о гражданах, принятых на работу, либо уволенных с нее в отчетном месяце.
Форма СЗВ-М состоит из четырех блоков. В первом страхователь должен указать информацию о себе (наименование (краткое), регистрационный номер ПФР, ИНН, (КПП), во втором блоке - указать отчетный период календарного года, в третьем блоке - указать тип формы (коды "исхд" - исходная форма впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ране принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период), в четвертом блоке - указать сведения о застрахованных лицах (Ф.И.О. (отчество заполняется при его наличии; страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Данные этой формы отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1-3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, то есть, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального, закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной (выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно части 7 выше указанной статьи, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Таким образом, после получения сведений от работодателя, в которых отсутствует застрахованное лицо, учитывая сроки, указанные в статье 26.1 ФЗ № 400-ФЗ перерасчет размера пенсии пенсионеру с учетом положению индексаций фактически осуществляется спустя 3 месяца, начиная с месяца, за который работодателем не предоставлены сведения как о работающего пенсионере.
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и фиш недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27 ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышена фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Ответчик ФИО1, являясь получателем пенсии в Управлении по состоянию на 01.12.2016 относился к категории «работающий пенсионер», в связи с чем, выплата пенсии производилась без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В связи с тем, что за январь 2017 г. страхователь АО «Аметистовое» представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета: 06.02.2017, но данная форма не содержала данных о застрахованных лицах; (нулевая), ФИО1 по состоянию на январь 2017 г. был определен как и работающий пенсионер, имеющий право на перерасчет размера пенсии с учетов ранее не произведенных индексаций. Индивидуальные сведения за январь 2017 г. на застрахованных лиц, в том числе и на ФИО1 были представлены страхователем по форме «Дополняющая» только 03.12.2018.
Таким образом, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лицевом счете ФИО1 отсутствовали сведения о работе в январе 2017 г. и, следовательно, с учетом положений части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ Управлением ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выплате суммы пеней ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной с учетом индексации, а поскольку сведения за январь 2017 г. по форме «Дополняющая» были поданы только ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что ФИО1 не прекращал трудовую деятельность в январе 2017 г., за период с 01.04.2017 по 31.12.2018 ФИО1 не обоснованно получил пенсию в увеличенном размере.
В силу ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, ст. 7 Закона № 385-Ф пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иного деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевшей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерам после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 1 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
На основании представленных страхователем сведений, установлено, что индексация была произведена ФИО1 не обоснованно, поскольку трудовую деятельность он не прекращал, то есть необоснованно, по вине пенсионера, не сообщившего об отсутствии права на перерасчет, и организации, не представившей сведения о работе.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем ущерб.
В соответствии с частью 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой шенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того- за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, на пенсионере и страхователе лежит обязанность по извещению Управления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии.
Истец просил взыскать в солидарном порядке с ответчиков возмещение ущерба в размере 9 824,68 р.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г.Барнаула от 29.07.2020 исковые требования Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда в Алтайском крае к ФИО1, АО «Аметистовое» о взыскании причиненного ущерба оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представителем истца подана в суд апелляционная жалоба, в которой просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование указано, что мировым судьей установлено, что АО «Аметистовое» своевременно представило в Управление ПФР в .... сведения о застрахованном ФИО1 по форме СЗВ-М за январь 2017г.
Индивидуальные сведения за январь 2017 г. на застрахованных лиц, в том числе и на ФИО1 были представлены страхователем по форме "Дополняющая" только 03.12.2018, вместо установленного Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ срока - не позднее 15.02.2017г.
Следовательно, по состоянию на январь 2017г. ФИО1 был определен как не работающий пенсионер, имеющий право на перерасчет размера пенсии с учетом ранее не произведенных индексаций на основании положений части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии,фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения о застрахованных лицах в соответствии с п. 2.2 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) представляются ежемесячно по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федераций.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред,
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (ст. 1080 ГК РФ).
Из приведенных выше норм прямо следует, что факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. На страхователе лежит обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.
Если сведения о факте работы на застрахованное лицо не представлены, то это свидетельствует о его увольнении в предыдущем месяце и у территориальных органов Пенсионного фонда РФ нет законодательно закрепленных правовых оснований не производить или приостановить индексацию пенсии.
Какого-либо иного механизма уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы законодательством не предусмотрено.
Факт отсутствия увольнения и дальнейшего трудоустройства физического лица, может быть опровергнут исключительно предоставлением сведений СЗВ-М за соответствующий период (месяц) в отношении конкретного лица.
Таким образом, на момент вынесения решения об индексации пенсии ФИО1 (решение от 15.03.2017 г.) Управление ПФР в г.Барнауле не располагало информацией об осуществлении указанным физическим лицом оплачиваемой трудовой деятельности в январе 2017, что повлекло необоснованную, излишнюю выплату пенсии, за период, начиная с 01.04.2017 по 31.12.2018г. (так как форма СЗВ-М за январь 2017 года представлена только 03.12.2018), и это свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчиков по несвоевременному предоставлению сведений по форме СЗВ-М и возникновением у истца убытков. Указанное не принято судом первой инстанции во внимание.
Выводы суда об отказе в удовлетворении требований противоречивы, основаны на неверном толковании законодательства Российской Федерации и не подтверждаются фактическими обстоятельствами дела.
В решении суда указано, что отсутствует недобросовестность со стороны ответчика ФИО1, однако данный вывод является не состоятельным, поскольку именно ФИО1, зная о том, что с января 2016г. страховые пенсии работающим пенсионерам не подлежат ежегодной индексации, получив пенсию в увеличенном размере в апреле 2017г., не сообщил в территориальный орган ПФР об отсутствии права на получение пенсии в увеличенном размере с учетом индексации, как не работающий пенсионер, поскольку фактически являлся работающим пенсионером.
В соответствии с частью 5 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Таким образом, получив пенсию в увеличенном размере как не работающий пенсионер, ФИО1 не сообщил об отсутствии у него права на такой перерасчет.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца к АО «Аметистовое», суд не обоснованно руководствовался нормами Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а также судебной практикой Верховного суда, анализируя нормы об отсутствии оснований для возложения на ответчика штрафных санкций за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М, поскольку Центр ПФР по выплате пенсий обратился с исковым заявлением не о наложении штрафных санкций на страхователя за несвоевременное предоставление формы СЗВ-М, а за взысканием ущерба по нормам ФЗ №400, возникшего в результате переплаты суммы пенсии вследствие несвоевременного предоставления сведений страхователем о работе ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив суду, что он заметил, что произошла доплата, но не сразу. Никаких уведомлений от работодателя или УПФ РФ он не получал, поэтому и не придал этому значение.
Представитель АО «Аметистовое» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в отзыве на жалобу просили отказать в её удовлетворении. Суд полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено в суде апелляционной инстанции, что ФИО1 является получателем пенсии по старости, по состоянию на 01.12.2016 относился к категории «работающий пенсионер», выплата пенсии производилась без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В феврале 2017 года ответчиком АО «Аметистовое» в адрес истца направлены сведения о факте осуществления работы за январь 2017 года с нулевым количеством работающих.
Проведя сверку форм СЗВ-М и СЗВМ-СТАЖ, истцом выявлены расхождения и ответчику АО «Аметистовое» было направлено уведомление об имеющихся расхождениях, которое было получено АО «Аметистовое» и ДД.ММ.ГГГГ представили уточненные сведения в отношении своих работников, в том числе в отношении гражданина ФИО1
Истец указывает, что в связи с представлением недостоверных сведений об осуществлении работы в январе 2017 года на гражданина ФИО1, ему был необоснованно произведен перерасчет пенсии с учетом коэффициентов индексации (как неработающему пенсионеру), за период с 01.04.2017 по 31.12.2018 образовалась переплата пенсии в сумме 9824,68 руб.
В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Таким образом, в силу ст. 15 ГК РФ возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
Статьей 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации; (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее - Закон № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, Осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные Страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», далее - Закон № 27-ФЗ, (часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
С 01 апреля 2016 г. внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части ведения упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Начиная с 01.01.2017, ежемесячно, не позднее 15- го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь согласно пункту 2.2. ст. 11 Закона № 27-ФЗ обязан представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М (утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п), в том числе о гражданах, принятых на работу, либо уволенных с нее в отчетном месяце.
В соответствии с ч. 4 ст. 26.1. Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ в целях реализаций положений частей 1 - 3 настоящей, статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Данные этой формы отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений ч.ч. 1-3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Как следует из доводов представителя истца, изложенных в апелляционной жалобе в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру суммы пенсии за период с 01.04.2017 по 31.12.2018 истцом указано на представление АО «Аметистовое» недостоверных сведений в исходной форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Факт получения истцом в феврале 2017 года отчета СЗВ-М за январь 2017 года в отношений нулевого количества застрахованных лиц не является причиной переплаты пенсии ФИО1 за спорный период, т.к. отчеты СЗВ-М за февраль 2017 г. - декабрь 2018 г. истец получал своевременно и знал о том, что ФИО1 не прекратил осуществление трудовой деятельности, т.е. у истца отсутствовали основания для индексирования получаемой ФИО1 пенсии в период с 01.04.2017 по 31.12.2018.
У истца не было оснований для индексирования ФИО1 пенсии с 01.04.2017, т.к. в отчетах СЗВ-М за февраль 2017 г. - декабрь 2018 г., поступивших истцу в сроки, установленные законом, были отражены сведения о работнике АО «Аметистовое» ФИО1
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что факт того, что до перечисления пенсии в увеличенном размере истцу было известно об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности, также подтверждается протоколами проверки отчетности АО «Аметистовое» и скриншоты, полученные из программы «1C» за период с февраля 2017 по 31.12.2018.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, решение о выплате с 01.04.2017 страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), приняты истцом без учета представленного АО «Аметистовое» отчета СЗВ-М за февраль 2017 г. в марте 2017 г.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», которым внесены изменения, в том числе в Закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Таким образом, истец не выполнил действия по уточнению факта осуществления (прекращения) ФИО1 работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица. Никакую дополнительную проверку истец не проводил. В основу принятого решения о выплате увеличенной страховой пенсии положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Проанализировав законодательство, представленные доказательства мировой судья указал, что на начало осуществления выплат индексированных сумм пенсии истец располагал сведениями о ФИО1, работающем в АО «Аметистовое» в спорный период, выплаты в увеличенном размере с момента, когда сведения по форме СЗВ-М в отношении данного работника уже были сданы АО «Аметистовое», непринятие истцом мер по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности, сделав обоснованный вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинённым ущербом в виде излишне выплаченных истцом сумм пенсии.
Мировой судья правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения между сторонами, определил юридически значимые обстоятельства по делу, исследовал представленные доказательства и пришёл к выводу об их правомерности.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Апелляционную жалобу ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда в АК оставить без удовлетворения, решение мирового судьи от 29 07 2020 г. – без изменения.
Судья: Чепрасов О.А.