ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-4657/19 от 16.05.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-4657/2019 Судья Чумаченко А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2019 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Марченко А.А., Шалиевой И.П.,

при секретаре Вернигоровой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Зюраткуль» на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2019 года по иску Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Зюраткуль», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности незаконной, запрете деятельности.

Заслушав доклад судьи Марченко А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика ООО НПО «Зюраткуль» - ФИО2, ФИО11, представителя третьего лица ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области – ФИО12, поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Фаттаховой И.В.о правомерности решения, судебная коллегия

установила:

Златоустовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО НПО «Зюраткуль» о запрете деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом без лицензии, запрете эксплуатации самоходного судна индивидуальной постройки «Китайскии паром» до момента его государственной регистрации и оснащении в соответствии с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ* от 29.06.2005 № 502, запрете эксплуатации 2 маломерных судов: катера КС- Ю0д (бортовой номер <данные изъяты>) и катера КС-100д (бортовой номер <данные изъяты>) до приведения их в соответствие с требованиями Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502.

В обоснование требований указано, что Златоустовской транспортной прокуратурой Челябинской области в июле 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности на внутреннем водном транспорте в деятельности ООО НПО «Зюраткуль», осуществляющем эксплуатацию водных судов на Саткинском (городском) водохранилище р.Б.Сатка Челябинской области. В ходе проверки установлено, что ответчик на основании договора фрахтования судна без экипажа от 01 апреля 2018 года, заключенного с ФИО13 эксплуатирует три водных судна катер КС-100д (бортовой номер <данные изъяты>), катер КС-100д (бортовой номер <данные изъяты>), катер «Ермак» (бортовой номер <данные изъяты>), на которых осуществляет перевозку пассажиров в отсутствие лицензии. Кроме того, суда не зарегистрированы в Государственном судовом реестре, судовые документы отсутствуют, на судах отсутствуют бортовые номера, а также документы, подтверждающие право владения и пользования управляемыми судами в отсутствие владельца, у судоводителей отсутствуют удостоверения на право управления маломерными судами. Кроме того, Саткинское (городское) водохранилище р.Б. Сатка не входит в перечень внутренних водных путей, в связи с чем, на нем нет навигационно-гидрографического обеспечения, и отсутствует инфраструктура, обеспечивающая безопасное судоходство. Указанные обстоятельства исключают возможность эксплуатации судов в целях перевозки пассажиров и создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В настоящее время три маломерных судна, принадлежащие ООО НПО «Зюраткуль», поставлены на учет в ГИМС МЧС России по Челябинской области и им выданы судовые билеты. Катеру КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> присвоен номер <данные изъяты>, катеру КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> присвоен номер <данные изъяты>, судну «Китайский паром» присвоен номер <данные изъяты>. На основании договора фрахтования судна без экипажа от 03 сентября 2018 года ООО НПО «Зюраткуль» 2 катера КС-100д переданы ИП ФИО1

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечена ИП ФИО1

Заявленные Златоустовским транспортным прокурором требования были уточнены, в окончательной форме просил признать незаконной деятельности ООО НПО «Зюраткуль» и ИП ФИО1 по коммерческой перевозке пассажиров на маломерных судах - катере КС-100д с бортовым номером <данные изъяты>, катере КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> и судне «Китайский паром» с номером <данные изъяты> на водохранилище р. Б.Сатка в г. Сатка Челябинской области, запрете ООО НПО «Зюраткуль» и ИП ФИО1 осуществлять деятельность по коммерческой перевозке пассажиров на указанных маломерных судах на водохранилище р. Б. Сатка в г.Сатка Челябинской области.

Представитель ответчика ООО НПО «Зюраткуль» ФИО11 в суде первой инстанции против иска возражала в полном объеме, указала, что все маломерные суда осмотрены и освидетельствованы специалистами ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области и соответствуют требованиям по обеспечению безопасности при их эксплуатации. ООО НПО «Зюраткуль» не осуществляет деятельность по коммерческой перевозке пассажиров, все суда переданы по договору фрахтования ИП ФИО1

Ответчик ИП ФИО1 в суде первой инстанции участия не приняла. Ее представитель ФИО14 в суде первой инстанции против исковых требований возражал, пояснил, что билеты в развлекательный комплекс «Сонькина лагуна» реализуются от ее имени, в стоимость билета входит, в том числе, прогулка на катере. Саткинское (городское) водохранилище р.Б. Сатка не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, не является судоходным, в связи с чем, не имеет никакой юрисдикции.

Иные участвующие в деле лица в суде первой инстанции участия не приняли.

Суд первой инстанции требования удовлетворил в полном объеме.

В апелляционной жалобе ООО НПО «Зюраткуль» просит об отмене решения суда, указывает на то, что организация деятельности по перевозке пассажиров с использованием указанных маломерных судов не осуществляет. Суду представлены договоры о передаче рекреационных объектов и транспортной инфраструктуры в аренду ИП ФИО1 Отсутствие у ответчика лицензии на осуществление перевозки само по себе не может служить основанием для бессрочного запрета деятельности. Также считает, что оснований для применения положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации в настоящем случае не имеется. Ссылается на то, что доказательств нарушения правил, обеспечивающих безопасность для неопределенного круга лиц, не представлено. Считает, что наличие судового билета является единственным свидетельством технической безопасности эксплуатации судна, допуска судна к плаванию, обеспечения его безопасности для использования людьми. Судовые билеты на судна получены, что не оспаривалось в судебном заседании. Указывает на то, что отсутствие включения акватории водохранилища р. Б. Сатка в Перечень внутренних водных путей само по себе не свидетельствует об опасности причинения вреда в будущем, и не является основанием для запрета деятельности. Отмечает, что для решения вопроса о запрете деятельности должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков или нежелания их устранять. ООО НПО «Зюраткуль» приняты все возможные меры для соблюдения законодательства и обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. Вывод о неустранимости нарушений судом не обоснован.

В возражениях на апелляционную жалобу Златоустовский транспортный прокурор указывает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными. Ответчиками, осуществляющими перевозку пассажиров на принадлежащих ООО НПО «Зюраткуль» маломерных судах, не исполнены в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации требования по регистрации судов в Государственном судовом реестр, целью деятельности которого является обеспечение технической безопасности плавание судов в соответствии с их назначением, охрана жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранность перевозимых на судах грузов, экологическая безопасность, путем осуществления осмотров судов на соответствие международным договором Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта и выдачи документов, предусмотренных этими международными договорами Российской Федерации. То обстоятельство, что спорные маломерные суда зарегистрированы в реестре маломерных судов и прошли освидетельствование в Государственной инспекции маломерных судов по маломерным судам МЧС РФ, не свидетельствует, о соблюдении установленных правил. Указанная инспекция не вправе проводить мероприятия по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта, в связи с чем эксплуатация судов, не прошедших освидетельствование в Государственном судовом реестре и не зарегистрированных в установленном порядке не отвечает требованиям безопасности, может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся на судах. Кроме того, того водные объекты Челябинской области не входят в состав внутренних водных путей, водохранилище на р. Б. Сатка не открыто в установленном порядке для судоходства, следовательно, на нем не предусмотрена возможность осуществлять деятельность по коммерческой перевозке пассажиров, поскольку такая деятельность не на внутренних водных путях исключает возможность государства обеспечивать гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы, в том числе здоровье и жизнь пассажиров на водном транспорте. Действующим законодательством не установлена возможность осуществления коммерческой перевозки пассажиров по водным объектам, не относящимся к внутренним водным путям.

В письменных пояснениях третье лицо ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области поддержало доводы апелляционной жалобы, полагает, что утверждения о том, что судна, зарегистрированные в ФКУ Центр ГИМС МЧС России не отвечают требованиям безопасности для использования маломерных судов в коммерческих целях, являются ошибочными, поскольку требования по освидетельствованию маломерных судов ГИМС МЧС и ФАУ «Российский речной регистр» являются идентичны, и маломерные суда, которые уже были классифицированы и освидетельствованы в ГИМС и имеют судовой билет, регистрируются в Российском речном регистре на основании судового билета, выданного ГИМС. Требования нормативных актов по освидетельствованию и классификации в независимости от цели использования судна одинаковы, сроки освидетельствования и требования к техническому оснащению идентичны, каких либо завышенных требований к маломерным суднам, используемым в коммерческой деятельности на внутренних водным путях, не имеется.

Ответчик ИП ФИО1, представители третьих лиц ФБУ «Администрация Каменского бассейна внутренних водных путей», Волжского УГРМН Ространснадзора, третье лицо ФИО13 не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной 10 июля 2018 года Златоустовской транспортной прокуратурой проверки было установлено, что в развлекательном центре «Сонькина лагуна» в период с 12:23 до 13.00 на самоходном судне - катере, не имеющем бортовых номеров, под управлением судоводителя ФИО10, в отсутствие лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом осуществлялась перевозка 12 пассажиров по экскурсионно-прогулочному маршруту на Саткинском (городском) водохранилище р. Б.Сатка из развлекательного центра «Сонькина лагуна», <адрес> на берегу водохранилища, до острова «Дупло Орла», расположенного в акватории водохранилища и обратно. Кроме того, с 10:40 до 10:50 на самоходном судне, не имеющем бортовых номеров, не зарегистрированном в установленном законом порядке, под управлением судоводителя ФИО3. осуществлялась перевозка 21 пассажира по экскурсионно-прогулочному маршруту на Саткинском (городском) водохранилище р. Б.Сатка. Также было установлено, что судоводитель ФИО4. в 12:26 управлял маломерным судном - катером <данные изъяты>, не несущим бортовых номеров или обозначений, не имея при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, а также документов, подтверждающих право владения и пользования управляемым судном в отсутствие владельца. В период с 12:23 до 13:00 судоводитель ФИО5. управлял маломерным судном - катером <данные изъяты>, не несущим бортовых номеров или обозначений, не имея при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, а также документов, подтверждающих право владения и пользования управляемым судном в отсутствие владельца.

Постановлениями по делу об административном правонарушении от 28 августа 2018 года ФИО6. за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не несущим бортовых номеров или обозначений, а также за управление не имея при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ, по ч.1 ст. 11.8.1 КоАП РФ.

Между ООО НПО «Зюраткуль» и ФИО7. 07 мая 2018 года заключен трудовой договор, в соответствии с которым работник принят на работу в ООО НПО «Зюраткуль» судоводителем на неопределенный срок (л.д.141-145 т.1).

07 мая 2018 года заключен договор подряда № 39 между ООО НПО «Зюраткуль» и ФИО8., в соответствии с которым ФИО9. обязан выполнять работу судоводителя в соответствии с должностной инструкцией судоводителя (л.д.148 т.1).

Как следует из договора № 212-04-2018 фрахтования судна без экипажа от 01 апреля 2018 года, заключенного между ФИО13 и ООО НПО «Зюраткуль», ФИО13 передал за плату во владение ООО НПО «Зюраткуль» на срок 11 месяцев не укомплектованные экипажем и не снаряженные маломерные судна: катер КС-100д, бортовой номер <данные изъяты>, катер КС-100д, бортовой номер <данные изъяты>, катер «Ермак», бортовой номер <данные изъяты>, которые зарегистрированы в ФКУ Центр ГИМС по Республике Башкортостан и имеют судовые билеты <данные изъяты> (л.д.63-65 т.1).

В соответствии с договорами аренды земельного участка № 30 от 16 мая 2017 года, № 29 от 16 мая 2017 года, заключенных по результатам аукциона, Муниципальное образование «Саткинское городское поселение» Челябинской области предоставило в аренду ООО НПО «Зюраткуль» земельные участки с КН <данные изъяты> площадью 1200 кв.м. по адресу: г.<адрес> с разрешенным видом использования под размещение рекреационной зоны для отдыха населения, сроком до 15 мая 2066 года (т.1 л.д. 70-83).

Также между Муниципальным образованием «Саткинское городское поселение» Челябинской области и ООО НПО «Зюраткуль» заключен договор аренды от 16 мая 2017 года № 31, согласно которому ООО НПО «Зюраткуль» предоставлен в аренду земельный участок с КН <данные изъяты> площадью 3100 кв.м., расположенный в г<адрес>, с разрешенным видом использования для рекреационной деятельности, на котором расположено нежилое здание – гостиничный дом, сроком до 15 мая 2066 года (л.д. 175-178 т.1).

Согласно договору водопользования от 03 ноября 2011 года ООО НПО «Зюраткуль» (ранее ЗАО «Зюраткуль) предоставлено в пользование Саткинское (городское) водохранилище на р. Б.Сатка в границах участка водопользования, указанных на прилагаемом к договору плане для использования участка акватории водного объекта для целей зоны рекреации «Сонькина лагуна», сроком до 30 июня 2031 года (л.д.84-97 т.1).

Как следует из пояснений представителя ответчика ООО НПО «Зюраткуль», объяснений заместителя генерального директора ООО НПО «Зюраткуль», данных в ходе прокурорской проверки, договоров аренды № 237-11-2017 от 30 ноября 2017 года и № 13-05-2018 от 01 мая 2018 года, заключенных между ООО НПО «Зюраткуль» и ИП ФИО15, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, на арендованных земельных участках, расположенных в г. <адрес> по четной стороне, прилегающих к водохранилищу на р. Б. Сатка, на острове «Дупло Орла», и в пределах преданной в аренду акватории Саткинского (городского) водохранилища функционирует в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков и водного объекта развлекательный центра «Сонькина лагуна», в пределах которого находятся водные горки, места отдыха, объекты общественного питания, на острове расположены гостиница, контактный зоопарк. С целью обслуживания инфраструктуры центра, в том числе расположенной на острове «Дупло Орла», доставки посетителей и сотрудников эксплуатируются спорные маломерные судна. Все объекты центра «Сонькина лагуна» переданы в аренду ИП ФИО15, которая и осуществляет деятельность в центре (т.1 л.д.103-106, 187-189).

Согласно договорам купли-продажи от 31 августа 2018 года ООО НПО «Зюраткуль» приобрело у ФИО13 в собственность ранее арендуемые маломерные судна - катер КС 100д, бортовой номер <данные изъяты>, катер КС-100д, бортовой номер <данные изъяты>, катер «Ермак», бортовой номер <данные изъяты> (т.1л.д.234-241т.1).

Указанным маломерным судам присвоены регистрационные номера: катеру КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> присвоен бортовой номер судна <данные изъяты>, катеру КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> присвоен бортовой номер судна <данные изъяты>, маломерному судну «Китайский паром» присвоен бортовой номер судна <данные изъяты>, выданы судовые билеты и по договору № 22-09-2018 фрахтования судна без экипажа от 03 сентября 2018 года они предоставлены ИП ФИО1 во владение и пользование на срок 11 месяцев (л.д.244-246 т. 1).

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции установив факт перевозки ответчиками граждан на спорных маломерных судах по Саткинскому (городскому) водохранилищу, которое не включено в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в связи с чем на нем отсутствует необходимая для безопасной эксплуатации судов судоходная обстановка, требования к которой установлены Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, отсутствует обеспечение судов гидрометеорологической информацией, отсутствует радиолокационное и радионавигационное оборудование, отсутствует обеспечение диспетчерского регулирования движения судов, отсутствуют гарантированные глубины, отсутствует контроль и обеспечение безопасной обстановки ФБУ «Администрации бассейна внутренних водных путей», пришел к выводу, что осуществление деятельности по перевозке пассажиров на данном водном объекте, не возможно. В связи с чем суд руководствуясь положениями статей 12, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации признал деятельность ответчиков по коммерческой перевозке пассажиров на водохранилище р.Б.Сатка в отсутствие необходимой для безопасной эксплуатации судов судоходной обстановки, несущей угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку такая деятельность может привести к происшествиям на воде, поэтому признал ее незаконной и запретил ее осуществление на будущем.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, в связи с неправильным применением норм материального права и не доказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела.

Исходя из требований статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда.

При этом в силу статей 12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства.

Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

В силу положений пункта 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Статьей 3 названного кодекса определено, что судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта (абзац четвертый).

В соответствии с абзацем вторым этой же статьи внутренний водный транспорт Российской Федерации - это один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.

К маломерному судну Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации относит судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (абзац семнадцатый статьи 3); к прогулочному судну - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах (абзац восемнадцатый статьи 3).

Из системного анализа приведенных выше норм, следует, что использование маломерных судов на внутренних водных объектах, не включенных в перечень внутренних водных путей, не относится к его использованию в целях судоходства, следовательно, таки суда не относятся к внутреннему водному транспорту, а лицо их эксплуатирующее не является субъектом отношений, урегулированных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Как верно установлено судом первой инстанции, деятельность по перевозке пассажиров на реке Б.Сатка и по Сатинскому (городскому) водохранилищу, исходя из понятий, определенных в статье 3 Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, лицензированию не подлежит, при этом получение специальных разрешений по перевозке пассажиров маломерными судами, не являющимися водным транспортом и используемых на внутренних водных объектах не являющихся внутренними водными путями, действующим законодательством не предусмотрено, равно как и не предусмотрен прямой запрет на осуществления данного вида деятельности.

Суд первой инстанции, признавая деятельность ООО НПО «Зюраткуль», ИП ФИО1 по коммерческой перевозке пассажиров на маломерных судах - катере КС-100д с бортовым номером <данные изъяты>, катере КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> и судне «Китайский паром» с номером <данные изъяты> на водохранилище реки Б.Сатка в г. Сатка Челябинской области незаконной, не указал, на основании какой нормы права он пришел к выводу, что перевозка пассажиров возможна только на внутренних водных путях, где предусмотренная Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации инфраструктура обеспечивает судоходство.

Между тем, согласно действующему законодательству о внутреннем водном транспорте и лицензировании отдельных видов деятельности, законодатель предусмотрел необходимость получения лицензии при оказание этого вида услуг только на водных объектах, включенных в перечень водных путей, в связи с особым статусом, физико-географическими особенностями, режимом использования таких водных объектов, и предусмотрел обязательное из оснащение их соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей безопасное судоходство..

Оснований для расширительного применения положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на отношения, возникающие за пределами внутренних водных путей Российской Федерации, не имеется до тех пор, пока не установлено иное в форме нормы закона, соответствующей критерию правовой определенности, поскольку диспозитивный характер гражданско-правовых отношений не предполагает выявление иными способами ограничений для участников гражданского оборота.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4), а использование водных объектов (водопользование) представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14).

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на подземные водные объекты и поверхностные водные объекты, к которым относятся моря или их отдельные части, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники (статья 5 указанного выше кодекса).

Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами (часть 1). Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (часть 3).

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).

В силу пунктов 1 и 2 части 1, части 2 и 3 статьи 41 Водного кодекса Российской Федерации водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; возникновения иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

На основании приведенных выше положений следует, что запрет использования маломерных судов на водных объектах общего пользования может быть установлен субъектом Российской Федерации, в том числе и запрет водопользования в виде запрещения движения маломерных судов.

Как следует из пункта 9 Правил пользования водными объектами, расположенными на территории Челябинской области, для плавания на маломерных судах, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 20.08.2014 № 394-П, при использовании водных объектов для плавания на маломерных судах запрещается:

1) плавание на маломерных судах до окончания ледохода и после начала ледостава;

2) плавание на маломерных судах с использованием двигателей на водных объектах, являющихся особо охраняемыми территориями Челябинской области, установленный режим охраны которых предусматривает запрет использования маломерных судов с двигателями внутреннего сгорания, за исключением использования маломерных судов при осуществлении служебных обязанностей ГИМС МЧС России по Челябинской области, Государственным учреждением "Поисково-спасательная служба Челябинской области", Областным государственным учреждением "Особо охраняемые природные территории Челябинской области", отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству;

3) плавание в акваториях водных объектов или их частей, предоставленных в обособленное водопользование;

4) сброс за борт отходов, мусора, иных предметов и слив нефтепродуктов и подсланевых вод.

Исходя из того, что Саткинское (городское) водохранилище не относиться к особо - охраняемым природным территориям, других ограничений по использованию маломерных судов на водных объектах общего пользования Челябинской области не установлено, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для запрета осуществлять перевозку пассажиров маломерными судами по спорному водохранилищу не имеется.

Не может судебная коллегия согласиться и с выводами суда о доказанности материалами дела реальной угрозы жизни и здоровью граждан, пользующихся указанными судами.

Установленные пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской федерации одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены веские доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.

В силу статей 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Вина ответчика в рассматриваемом случае, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых обязательств, не презюмируется. Бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда лежит именно на лице, обратившемся в суд, то есть на истце.

Между тем, истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что деятельность ответчика создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся судами.

В соответствии с положениями 10, 11 Правил пользования водными объектами, расположенными на территории Челябинской области, для плавания на маломерных судах, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 20.08.2014 № 394-П, использование маломерных судов, подлежащих государственной регистрации, для плавания на водных объектах разрешается с соблюдением:

требований, установленных Правилами государственной регистрации маломерных судов, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 г. N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

требований по прохождению технического освидетельствования (осмотра), проводимого в отношении маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - ГИМС МЧС России), в соответствии с Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 г. N 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами"; в отношении маломерных судов, не поднадзорных ГИМС МЧС России, но подлежащих государственной регистрации, - органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации;

требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием;

требований по управлению маломерными судами судоводителями, имущими действительные удостоверения (дипломы, свидетельства) на право управления этими судами, выданных соответствующими уполномоченными на то органами.

Согласно пункту 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда, организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами.

Как следует из представленных в материалы дела заключений по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию спорных маломерных судов, судовых билетов, выданных в 2017 году ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Республики Башкортостан, и действующими на момент проводимой транспортной прокуратурой проверки (т1 л.д.158-174), судовых билетов, свидетельств о классификации маломерных судов, актов соответствия маломерного судна требованиям технического регламента Таможенного союза «о Безопасности маломерных судов», актов проверки и освидетельствования маломерного судна (в части присвоения категории сложности района плавания и заключения, выданных ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области, после приобретения катеров у ФИО13 и согласования комплекта технической документации на изготовление маломерного судна «Китайский паром», эксплуатируемые ответчиком маломерные судна полностью соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», следовательно, при их эксплуатации обеспечивается безопасность экипажа и иных лиц, в полной мере.

Из актов технического освидетельствования базы (сооружения) для стоянок маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области» от 25 мая 2017 года, от 30 мая 2018 года, выданных владельцу (пользователю) базы ООО НПО «Зюраткуль» следует, что, база (сооружение) для стоянки маломерных судов, соответствует установленным требованиям (л.д.41-46).

Судоводители, управляющие указными суднами, обладают действительными удостоверениями на право управления этими судами, выданными соответствующими уполномоченными на то органами.

При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что деятельность ответчиков, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, осуществляется вопреки установленного законом запрета на ее осуществление, либо с нарушением предусмотренных требований к виду деятельности либо с использованием для ее осуществления маломерных средств и сооружений для стоянок не отвечающим требованиям безопасности, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований Златоустовского транспортного прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, в полном объеме.

руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 04 февраля 2019 года отменить, вынести по делу новое решение.

В удовлетворении требований Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Зюраткуль», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Зюраткуль», индивидуального предпринимателя ФИО1 по коммерческой перевозке пассажиров на маломерных судах - катере КС-100д с бортовым номером <данные изъяты>, катере КС-100д с бортовым номером <данные изъяты> и судне «Китайский паром» с номером <данные изъяты> на водохранилище реки Б.Сатка в г. Сатка Челябинской области, запрете обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Зюраткуль», индивидуальному предпринимателю ФИО1 осуществлять деятельность по коммерческой перевозке пассажиров на указанных маломерных судах на водохранилище реки Б. Сатка в г.Сатка Челябинской области, - отказать.

Председательствующий

Судьи