ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-4/2018 от 10.04.2018 Быстроистокского районного суда (Алтайский край)

Дело № 11-4/2018 Мировой судья Драница К.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с.Быстрый Исток 10 апреля 2018 года

Судья апелляционной инстанции Быстроистокского районного суда Алтайского края Соловаров С.В.,

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

с участием представителя ответчика ФИО1 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 12 января 2018 года по делу по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на потребленную электроэнергию,

изложив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам ФИО1, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы по указанным в ней доводам и отмене в части решения мирового судьи судебного участка Быстроистокского района,

установил:

ФИО2 обратилась к мировому судье судебного участка Быстроистокского района Алтайского края с иском к Управлению социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам о взыскании недополученной суммы компенсации за электроэнергию.

В обоснование заявленных требований указано, что истица относится к категории педагогических работников, проживает в сельской местности, в связи с чем имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Нормы ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 каких-либо ограничений в размере компенсации за электроэнергию, потребляемую для освещения жилого помещения для педагогических работников, имеющих приборы учета объема электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения не содержат, а, напротив, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100% от фактически произведенных затрат, подтвержденных представленными педагогическим работником платежными документами организации, реализовавшей ему электроэнергию. В соответствии с п. 29 указанных выше Правил, при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения. На основании данного пункта Правил, Управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края, ей, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, ежемесячно компенсировало затраты на электроэнергию, потребляемую для освещения жилого помещения, исходя их общей площади занимаемого ею жилого помещения, составляющей 87,1 кв.м. Сумма компенсации за период с 2014 по 2017 годы составила <данные изъяты>, тогда как оплачено за вышеуказанный период времени <данные изъяты>, то есть всего сумма недополученной компенсации составляет <данные изъяты> Указанную сумму недополученной компенсации на освещение жилого помещения за период с января 2014 года по март 2017 года в размере <данные изъяты> и сумму уплаченной госпошлины в размере <данные изъяты>, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу.

Решением мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 12 января 2018 (мотивированное решение изготовлено 20 января 2018 года) исковые требования ФИО2 были удовлетворены частично. Суд обязал Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам выплатить в пользу ФИО2 недополученную сумму компенсации понесенных затрат на потребленную электроэнергию за период с ноября 2014 года по март 2017 года в размере <данные изъяты> а также взыскал расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе ответчик в лице начальника Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам просит отменить решение мирового судьи как незаконное и необоснованное и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована следующим образом. По мнению суда, управление ограничивает объем предоставляемых педагогическим работникам услуг по освещению, подлежащий компенсации, пределами норматива потребления, что противоречит положениям действующего федерального законодательства, поскольку оно не предусматривает ограничение объема потребления электроэнергии для освещения жилых помещений педагогических работников, проживающих в сельской местности.

Вместе с тем компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, предоставляется согласно статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Данной статьей установлено, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского Типа)» (в редакции, действовавшей до 01.04.2017) (далее - Закон Алтайского края) и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в Краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Администрации края от 29.02.2012 № 99 (далее - Правила) (утратили силу с 01.04.2017), устанавливали в спорный период порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Алтайского края размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.

Согласно пункту 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.

Согласно вышеуказанным положениям Закона Алтайского края и Правил компенсация затрат осуществляется за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения.

Таким образом, если не установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, объем электроэнергии, потребляемой для освещения, определяется расчетным путем, что ни в коем случае не является ограничением размера компенсации нормативом потребления электроэнергии.

В суд были представлены доказательства того, что у ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, в жилом помещении установлено 2 прибора учета, один из которых общий, от него запитан жилой дом, веранда, баня и хозпостройки. Ко второму прибору учета подключен только электрокотел. Сама истица также в суде пояснила, что электроэнергия ей используется в жилом помещении и веранде, которая не относится к жилому помещению (п.5 ст.15 ЖК РФ), то есть учет электроэнергии вторым прибором учета ведется как за жилое помещение, так и по нежилым помещениям. В связи с чем ответчик считает, что поставщик услуг верно руководствовался п.26 постановления Администрации Алтайского края от 29.02.2012 г. № 99 «Об утверждении правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края и производил расчет компенсации расчетным путем, так как невозможно вычленить из всего объёма потребленной электроэнергии за период с ноября 2014 по март 2017 года то количество электроэнергии, которое было затрачено на жилое помещение. Кроме того, как считает ответчик, для объективного рассмотрения дела суду необходимо было выяснить техническую возможность производства раздельного учета электроэнергии, потребляемой для нужд жилого и нежилого помещений. Поэтому на изложенное в решении суждение о том, что жилое помещение ФИО2 отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения не оборудовано и соответствующая обязанность по такому оборужованию не предусмотрена ни одним из законов, напрашивается вывод о том, что у педагогического работника есть право выбора: либо получать 100% компенсации за потребленную электроэнергию на жилое помещение, либо по приборам учета, отдельно учитывающим объем потребленной электроэнергии на нужды жилого помещения, либо расчетным путем по формуле, предусматривающей отсутствие такого прибора учета у педагогического работника. Если истица не установила такой прибор учета, значит, она была согласна с начислением компенсации за электроснабжение расчетным путем. Как полагает автор апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права, необъективный подход при рассмотрении иска в отношении предполагаемых нарушенных прав педагогических работников ведет к необоснованным расходам из краевого бюджета. По мнению суда, освещение только жилых помещений не является отдельным видом коммунальных услуг, но в этом случае, если судом была определена аналогия в понятиях «освещение» жилого помещения и «электроснабжение», суд должен применить норму ст.15 ЖК РФ, как указывалось выше, и тогда принять решение только в части понесенных затрат на нужды жилого помещения, так как электроснабжение жилых помещений, как вид коммунальной услуги и компенсации затрат за жилое помещение не противоречит нормам материального права, а в этом случае суду необходимо было лишь определить тот объем электроэнергии, который был затрачен на электроснабжение только жилого помещения. Поскольку истец не представил суду точный объем электрической энергии, затраченной на нужды жилого помещения, а суд первой инстанции не учел того, что в предъявленной сумме иска находится объем электроэнергии, затраченной на нежилые помещения, которые не относятся к объектам жилищного права, поэтому ответчик просит отменить решение мирового судьи полностью. Кроме того, действующее федеральное законодательство, на которое ссылается суд в своем решении, также устанавливает выплату компенсации только за освещение. Суд полагает, что понятие освещения жилого помещения, используемое в федеральном законе, Законе Алтайского края и Правилах, включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением живого помещения, что и послужило основанием для удовлетворения исковых требований истца. Однако данный вывод основан на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства, предусматривающего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Правила прямо предусматривают компенсацию расходов на оплату освещения жилого помещения на основании приборов учета электроэнергии, потребляемой именно для освещения жилого помещения. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Согласно СНиП 23-05-95 под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Однако электроэнергия может использоваться населением и для бытовых нужд, освещения, на мелкие бытовые нагрузки, для кондиционирования воздуха и т.д. Освещение является составной частью коммунальной услуги «электроснабжение». Это вытекает из порядка определения норматива потребления по электроснабжению. Так, согласно пункту 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается: расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений; расход электрической энергии, необходимый для использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 12.03.2008 № 10-Г08-1 указал, что понятие «освещение» квартиры либо иного жилья не тождественно понятию «электроснабжение». Все нормативные акты, предусматривающие социальную поддержку педагогических работников, оговаривают их право на бесплатный доступ к «освещению», а не «электроснабжению». Таким образом, порядок определения размера компенсации затрат педагогических работников на освещение в Алтайском крае установлен Законом Алтайского края и Правилами, которые подлежат применению к спорным правоотношениям, - в соответствии с федеральным законодательством и позицией Верховного Суда Российской Федерации. Ответчик считает, что вывод суда первой инстанции основан на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства, предусматривающего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Кроме того, суд необоснованно пришел к выводу о том, что истец имеет право на компенсацию расходов на освещение за март 2017 года, поскольку в соответствии с пунктом 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. В марте 2017 года истец имел право на компенсацию расходов на освещение и получил ее в соответствии с расходами февраля 2017 года. С 01.04.2017 Правила утратили силу, расходы за март 2017 года компенсированы истцу в апреле 2017 года в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103.

Поэтому Управление считает, что расчет взыскиваемой недополученной компенсации следовало произвести следующим образом:

<данные изъяты>., где:

<данные изъяты> руб. - сумма оплаты электроснабжения за период с 01.10.2014 по 28.02.2017;

<данные изъяты> руб. - сумма компенсации расходов на освещение, выплаченная истцу за период с 01.11.2014 по 31.03.2017 года. Размер взысканной судом первой инстанции суммы компенсации, с учетом уже выплаченной истцу суммы, превышает фактические расходы на потребленную электроэнергию в жилом помещении педагогического работника в спорный период на <данные изъяты> руб.

Вместе с тем Минтрудсоцзащита Алтайского края полагает, что решение суда незаконное и необоснованное и подлежит отмене в полном объеме. Управление считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; вынесенное решение суда влечет нарушение публичных интересов Алтайского края и необоснованные выплаты из краевого бюджета.

В заседание суда апелляционной инстанции истица ФИО2 не явилась, была надлежаще извещена, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам ФИО1 просила решение мирового судьи отменить в части удовлетворенных требований как незаконное и необоснованное, принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме, ссылаясь на доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья районного суда полагает решение мирового судьи подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО2 состоит на учете в Управлении социальной защиты населения в качестве получателя мер социальной поддержки как педагогический работник, вышедший на пенсию, на основании п.8 ст.47 Федерального закона о 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью 87,1 кв.м, расположенном в сельском населенном пункте по адресу: <адрес>. Компенсация за освещение и электроотопление назначена ФИО2 с 01.02.2013 года (л.д. 93).

Жилое помещение, в котором проживает истица, оборудовано двумя приборами учета электроэнергии, на основании показаний которых ФИО2 осуществляет оплату за отопление дома с помощью электрокотла и электроснабжение; отдельного прибора учета электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, у истицы нет.

Как установлено судом первой инстанции, за период с ноября 2014 года по март 2017 года истица оплатила за электроснабжение <данные изъяты>., при этом за тот же период ей было компенсировано понесенных расходов на освещение в размере <данные изъяты>., что подтверждается актом сверки между Белокурихинским отделением Алтайкрайэнерго и истицей, справкой о размерах компенсации, выплаченной ей ответчиком.

При вынесении решения мировой судья обоснованно применил срок исковой давности к части требований в соответствии с положениями статьи 196 и статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании заявления об этом ответчика, исключив из общего периода взыскания недополученных сумм компенсации за электроэнергию его часть с 01.01.2014 по 31.10.2014.

Разрешая исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, в связи с чем пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не соглашается, полагая их не основанными на нормах права.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1).

Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.

В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в статье 3 вышеуказанного закона указано, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).

Указанным Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).

Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.

Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.

Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила).

Пунктом 2 названных Правил определено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.

Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.

На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).

Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.

Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.

При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплату компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.

Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.

Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из объяснений истицы ФИО2 и иных, в том числе письменных, доказательств, в её доме установлено два прибора учета электроэнергии, один из которых общий и от него запитан жилой дом, веранда, баня и хозпостройки. Ко второму прибору учета подключен только электрокотел.

Поскольку у истицы отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.

Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки выводам мирового судьи, не имелось.

При этом на то обстоятельство, что производимый ответчиком расчет компенсации за освещение является арифметически неверным и не соответствует п. 29 Правил, истица ФИО2 в исковом заявлении не ссылалась.

Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в пользу ФИО2 недополученной за период с ноября 2014 года по март 2017 года компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии не имелось.

Таким образом, решение мирового судьи в части удовлетворения требований истицы ФИО2 не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья районного суда

определил:

Апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 12 января 2018 года (мотивированное решение составлено 20 января 2018 года) в части удовлетворения исковых требований истицы ФИО2 отменить и принять в этой части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11.04.2018.

Судья С.В.Соловаров