Дело № 11-4/3/2021 Мировой судья
(<данные изъяты>) Блинова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2021 года пгт Пижанка
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Николиной Н.С.,
при ведении протоколов судебных заседаний секретарем судебного заседания Бояринцевой М.Ю., помощником судьи Зверевым С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 34 Советского судебного района Кировской области от 12.11.2020 по иску ФИО1 к министерству финансов Кировской области, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка о взыскании компенсации за твердое топливо, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству финансов Кировской области о взыскании компенсации за твердое топливо – отказать.
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО1 обратилась к мировому судье с иском к министерству финансов Кировской области, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка о взыскании компенсации за твердое топливо. В обоснование заявленных требований указала, что она проживает <адрес>, в отдельном доме с печным отоплением, который отапливается твердым топливом. Она работает учителем в сельской местности и имеет право пользоваться теплом в жилье бесплатно.
В 2020 году она (истец) приобрела твердое топливо в количестве 26,074 кубических метра дров на общую сумму 34 000,50 руб. для отопления своего жилого дома. Однако, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка произвела ей (ФИО1) выплату компенсации расходов на дрова только лишь в сумме 14 862,99 руб.
Как указала истец, в нарушение ч. 1 ст. 15 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области», выплаченная ей (ФИО1) компенсация стоимости приобретенных дров на 19 137,51 руб. меньше фактически понесенных затрат.
ФИО1 просила взыскать недополученную компенсацию расходов на оплату приобретения твердого топлива (дров) для отопления жилья за 2020 год в сумме 19 137,51 руб.
В ходе рассмотрения дела у мирового судьи истец ФИО1 отказалась от исковых требований к КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка, просила взыскать сумму недополученной компенсации на приобретение твердого топлива с министерства финансов Кировской области.
По результатам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
Истцом ФИО1 подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение мирового судьи, которое она просит отменить и принять по делу новое решение о взыскании суммы недополученной компенсации расходов на оплату приобретения твердого топлива (дров) для отопления жилья в сумме 19 137,51 руб.
Истец считает решение, вынесенное мировым судьей, незаконным и необоснованным. Полагает, что суд не принял во внимание тот факт, что гарантированное ей Законом об образовании в Российской Федерации право на 100 % оплату твердого топлива нарушено, и она получила всего 43 % компенсации из положенных ей 100 %. Фактические объемы дров для отопления её дома не завышены, как считают ответчики по иску. Дров по нормам отопления для дома, построенного после 1999 года, ей не хватает по причине того, что дом был построен до 1999 года. Строительство началось в 1992 году. Фактически заселились в конце 1998 года, когда частично закончили строительство. До 2008 года дом в эксплуатацию ввести не смогли по причине того, что не был достроен второй этаж. В 2008 году дом зарегистрировали как одноэтажный, второй этаж законсервировали. Если для компенсации ей расходов на приобретение твердого топлива применять коэффициент как для дома, построенного до 1999 года, как и было во все предыдущие годы до 2020 года, дров на отопление ей было бы достаточно. Помимо этого, система отопления в её доме не является обычным печным отоплением. Когда печь по норме протапливают, она нагревается и долгое время отдает тепло. У неё в доме обогрев идет по трубам, как в благоустроенном доме (изначально система была рассчитана на 2 этажа), а котел, нагревающий воду, и печь находятся в подвале дома. Как только нагрев воды прекращается, как и в благоустроенном доме, трубы охлаждаются, и в доме становится холодно, в связи с чем необходимо постоянно поддерживать температуру в трубах, соответственно, дров для этого требуется больше, чем в обычном доме с печным отоплением.
Суд не обратил внимания на тот факт, что министерство финансов и министерство образования Кировской области гарантируют законное право на 100 % компенсацию расходов на отопление только отдельным сельским учителям, хотя Законом об образовании предусмотрена компенсация расходов всем сельским учителям, а не только тем, кто проживает в благоустроенном помещении. Это противоречит федеральному Закону об образовании и ограничивает её права по сравнению с ним.
Кроме того, мировой судья оставил без внимания её дополнение о том, что на основании Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» были установлены нормы потребления дров при печном отоплении домов в Кировской области. Соответственно, на основании этих расчетов определены и нормы расхода дров применительно к её дому. Считает, что эти нормы нельзя применять к расчету норм расхода топлива для особняков, поскольку расчеты в документе произведены только для многоквартирных домов, её же дом не является многоквартирным.
В судебном заседании истец ФИО1 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила удовлетворить ее жалобу. Отвечая на вопросы суда, пояснила, что с учетом доплаты в сумме 26 коп., компенсация расходов на дрова составила сумму в размере 14 863,25 руб.
Представитель ответчика – министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, возражений на апелляционную жалобу не представил.
Представитель ответчика – КОГОБУ СШ УИОП пгт Пижанка, а также представитель третьего лица – министерства образования Кировской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 8. ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области», руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений, их заместителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа), предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату за наем и (или) за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на оплату электрической энергии, тепловой энергии, стоимости твердого топлива при наличии печного отопления и транспортных услуг для доставки этого топлива, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Для реализации положений вышеуказанных законов Постановлением Правительства Кировской области 07.07.2011 № 110/295 утверждено «Положение о порядке предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области» (далее – Положение).
В Положении установлен механизм и условия предоставления руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа) в Кировской области (далее - работники образовательных организаций), в виде ежемесячной денежной выплаты компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату за наем и (или) за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на оплату электрической энергии, тепловой энергии, стоимости твердого топлива при наличии печного отопления и транспортных услуг для доставки этого топлива, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – компенсация расходов по ЖКУ).
Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что работникам областных государственных образовательных организаций компенсация расходов по ЖКУ выплачивается согласно регистрации по месту их жительства или пребывания областными государственными образовательными организациями по месту их работы.
Согласно п. 2.7 Положения, с целью получения компенсации расходов на оплату стоимости твердого топлива при наличии печного отопления и транспортных услуг для доставки этого топлива работники образовательных организаций представляют в уполномоченные органы или областные государственные образовательные организации: документы, подтверждающие наличие печного отопления (копию технического паспорта жилого помещения, или справку администрации муниципального образования, или справку организации, осуществляющей управление (пользование, распоряжение) жилыми домами либо жилыми помещениями); документы, подтверждающие размер общей площади занимаемого жилого помещения с указанием года постройки и этажности жилого дома (копию технического либо кадастрового паспорта жилого помещения, или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, или справку администрации муниципального образования, или справку организации, осуществляющей управление (пользование, распоряжение) жилыми домами либо жилыми помещениями); документы, подтверждающие оплату приобретения твердого топлива и транспортных услуг для его доставки.
В силу п. 2.8 Положения, выплата компенсации расходов по ЖКУ работникам образовательных организаций, приобретшим твердое топливо (при наличии печного отопления) по договору купли-продажи, заключенному между работником образовательной организации и продавцом, производится на основании представленного договора купли-продажи твердого топлива и (или) иных документов, подтверждающих приобретение и доставку твердого топлива.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч. 2).
Таким образом, Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по государственному регулированию цен на продукцию, товары и услуги, имеющие наибольшее значение и требующие единообразного правового регулирования на всей территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кировской области от 05.04.2011 № 97/118 утверждены «Нормативы отопления многоквартирных домов и жилых домов при наличии печного отопления».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на твердое топливо на внутреннем рынке Российской Федерации.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2019 № 47/3-пр-2020 «О ценах на твердое топливо, реализуемое населению на территории Кировской области, на 2020 год» установлена цена (с учетом погрузки, выгрузки и доставки потребителю (с учетом НДС)) на твердое топливо, реализуемое в Пижанском районе Кировской области в период с 01.07.2020 по 31.12.2020, в размере 1 304 рубля за пл. куб. м.
Для определения максимального количества плотных кубических метров дров, необходимого для отопления жилого помещения, в котором проживает работник образовательной организации, органом местного самоуправления производится расчет, исходя из размера занимаемой им площади жилого помещения и норматива отопления многоквартирных домов и жилых домов при наличии печного отопления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является работником областной государственной образовательной организации, находящейся в поселке городского типа, и является получателем компенсации расходов по оплате тепла, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, (л.д. 13-21, 36, 40-63).
ФИО1 проживает в одноэтажном жилом доме: 2008 года постройки, общая площадь 72,6 кв. м, отопление: автономное, печное (л.д. 22-31, 32-35).
14.08.2020 ФИО1 были приобретены дрова (твердое топливо) у ИП Г.П.В. в количестве 26,074 куб. м на сумму 34 000,50 руб. (л.д. 10-12, 160-163).
Согласно реестру № от 25.08.2020 ФИО1 возмещено 14 862 руб. 99 коп. в счет компенсации расходов на приобретение дров за 2020 год. По реестру № от 28.10.2020 ФИО1 в счет указанной компенсации доплачено еще 26 коп. Общая сумма компенсации расходов на приобретение дров за 2020 год, выплаченной ФИО1, составила 14 863 руб. 25 коп., что соответствует расчету компенсации расходов на твердое топливо в 2020 году ФИО1 Истцом не оспаривалось то, что ей в общей сложности в качестве компенсации расходов на твердое топливо в 2020 году выплачена сумма в размере 14 863 руб. 25 коп. (л.д. 13-14, 165‑169).
При этом, при расчете суммы компенсации были учтены следующие параметры жилого дома истца: этажность дома – одноэтажный, площадь – 72,6 кв. м, год постройки – 2008, и наличие печного отопления, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом, расположенный по адресу: <...> от 06.02.2008 (л.д. 22-31).
Количество дров по нормативу отопления для дома истца составляет 11,3982 куб. м дров на отопительный сезон, из расчета 72,6 кв. м * 0,157 (норматив отопления, установленный Постановлением Правительства Кировской области от 05.04.2011 № 97/118), стоимость за 1 пл. куб. метр для Пижанского района Кировской области в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 1 304 руб. (согласно Решению правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2019 № 47/3-пр-2020). Таким образом, именно с учетом указанного норматива и установленной цены на твердое топливо ФИО1 и была произведена компенсация расходов на такое топливо.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что компенсация понесенных ФИО1 расходов на оплату приобретения твердого топлива (дров) в количестве 11,3982 куб. м на каждый год для отопления жилого помещения в 2020 году произведена в полном объеме, ввиду чего оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Довод ФИО1 о том, что система отопления в её доме не является обычным печным отоплением, является несостоятельным, поскольку опровергается техническим паспортом жилого дома истца, в котором указано, что отопление в доме – печное, автономное.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции оставил без внимания ссылку ответчика на Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным, поскольку мировой судья при принятии решения не связан доводами сторон. Кроме того, при расчете суммы компенсации, выплаченной истцу, положения указанного постановления не применялись.
Поскольку в рассматриваемом споре речь идет именно о компенсационной выплате из бюджета, то сумма такой выплаты должна отвечать критериям разумности и обоснованности, поэтому в основе расчетов должна лежать сумма, подтвержденная какими-либо объективными данными (в рассматриваемом случае с учетом положений Постановления Правительства Кировской области от 05.04.2011 № 97/118 и Решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2019 № 47/3-пр-2020), а не цена, которую произвольно определил продавец, и с которой согласился покупатель при заключении договора купли-продажи.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой мировым судьей представленных по делу доказательств, которую суд апелляционной инстанции полагает соответствующей требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене постановленного решения. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 34 Совесткого судебного района Кировской области от 12 ноября 2020 года по иску ФИО1 к министерству финансов Кировской области, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка о взыскании компенсации за твердое топливо – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.С. Николина
Определение01.03.2021