дело № 11-5/2017
Председательствующий: Коршун В.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 23 мая 2017 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 40 в Тарском судебном районе Омской области от 10.03.2017 г. по иску Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Тарского района Омской области» к Вставской ФИО7 о взыскании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
БУ «МФЦ <адрес>» обратилось с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возникшей вследствие ошибки специалиста.
Судом постановлено следующее решение: «взыскать с ФИО1 в пользу бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» излишне выплаченную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5836 рублей 70 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей».
В апелляционной жалобе ФИО1 указывает, что с решением не согласна, истец не оспаривает факт возникновения переплаты ей денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в результате счетной ошибки. Доводы суда о том, что денежная субсидия, направленная на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не является выплатой приравненной к заработной плате и иным платежам не основаны на законе, т.к. оплата коммунальных услуг является обязанностью гражданина и производится именно из средств выплачиваемых лицу (заработная плата, пенсия и, в том числе, субсидия). Мировым судьей не были приняты во внимание положения пункта 28 Правил, согласно которому если размер субсидии, исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточных минимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возврат излишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии не производится Кроме того, мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ уже было вынесено решение по иску БУ МФЦ «<адрес>» к ФИО1 по тем же основаниям, и в удовлетворении иска было отказано. Просила суд решение мирового судьи судебного участка № в Тарском судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Признать законным первоначально принятое решение того же судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца БУ ОО «МФЦ <адрес>» по доверенности ФИО2 просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Ответчик ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе, просила суд решение мирового судьи судебного участка № в Тарском судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью. В удовлетворении исковых требований БУ ОО «МФЦ <адрес>» отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит следующему:
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии ) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч.1 ст. 159 ЖК РФ). Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст. 159 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №761 от 14.12.2005, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (п. 3 Постановления Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г.).
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4 Постановления Правительства РФ № 761 от 14.12.2005г.).
Из материалов дела следует, что истцом 16.01.2015 года на основании заявления ФИО1 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно расчету и информации по выплате субсидий за 2015 года, истцом с января по апрель 2015 года ответчику была выплачена субсидия в размере 9591 рубль 88 копеек, по 2397 рублей 97 копеек ежемесячно. При расчете субсидии, специалистом истца был применен региональный стандарт стоимости ЖКУ в январе 2015 года для Тарского городского поселения <адрес> в размере 4466 рублей 33 копейки, рассчитанный исходя из размера нормативной площади жилого помещения 41 кв.м. для одиноко проживающего неработающего гражданина, получающего страховую пенсию по старости, являющегося собственником жилого помещения, обязанного вносить взносы на капитальный ремонт. Однако, ФИО1 не относится к указанной группе получателей субсидии, поскольку является нанимателем вышеуказанного жилого помещения, принадлежащего ее сыну ФИО3 Таким образом, при расчете субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленной ответчику с января по апрель 2015 года, должен был быть применен региональный стандарт стоимости ЖКУ, установленный для нанимателя жилого помещения, который составлял 2308 рублей 12 копеек. С учетом данного регионального стандарта стоимости ЖКУ, размер субсидии, подлежащей выплате ФИО1 составлял бы 239 рублей 76 копеек в месяц. В мае 2015 года истцом была выявлена вышеуказанная ошибка, в связи с чем произведен перерасчет предоставленной ФИО1 субсидии, сумма переплаты которой составила 8172 рубля 16 копеек.
В соответствии с пунктом 49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 61 Правил).
Поскольку ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем субсидии, образовавшаяся переплата засчитывалась в счет предоставляемой в данный период субсидии. Сумма удержанной переплаты составила 2335 рублей 46 копеек. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 утратила право на получение субсидии, таким образом, размер неудержанной переплаты составил 5836 рублей 70 копеек.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество ( неосновательное обогащение ), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения : заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных БУ МФЦ «<адрес>» требований, поскольку излишне выплаченная ФИО1 субсидия не является денежной суммой, предоставленной ей в качестве средства к существованию, она предоставлялась в целях возмещения затрат, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.
Мотивы, по которым мировой судья пришел к данным выводам, исчерпывающе изложены в решении, не противоречат представленным материалам и являются правильными.
Довод ФИО1 о том, что мировым судьей не были приняты во внимание положения абзаца второго пункта 28 Правил, согласно которому если размер субсидии, исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточных минимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возврат излишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии не производится, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
Как указано в исковом заявлении и подтверждено материалами дела, перерасчет размера субсидии произведен БУ МФЦ «<адрес>» не в связи с изменением размера региональных стандартов или прожиточного минимума, поэтому пункт 28 Правил при разрешении настоящего дела применению не подлежит.
Довод ФИО1 о том, что мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ уже было вынесено решение по иску БУ МФЦ «<адрес>» к ФИО1 по тем же основаниям, и в удовлетворении иска было отказано, в связи с чем настоящее решение, подлежит отмене, суд также считает необоснованными, поскольку настоящее исковое требование о взыскании с ФИО1 излишне выплаченной субсидии заявлено по иным основаниям, чем требования, рассмотренные судом ДД.ММ.ГГГГ. Так, в споре, разрешенном судом ДД.ММ.ГГГГ, в качестве оснований стороной истца заявлено об изменении Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 года № 103-П «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости ЖКУ на 2015 год», размеров региональных стандартов, в результате чего образовалась переплата субсидии, которую ссылаясь на п.28 Правил предоставления субсидий истец просил взыскать с ответчика. В настоящем споре в качестве оснований стороной истца указано на выявление в мае 2015 года ошибки, допущенной специалистом в январе 2015 года в выборе регионального стандарта для расчета субсидии (выбран стандарт как для собственника жилого помещения, в то время как необходимо было применить стандарт, предусмотренный для нанимателя жилого помещения), что свидетельствует о том, что истцом в ранее рассмотренном деле, в данном использованы разные основания и требования и они не являются тождественными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения мирового судьи, доводы ответчика были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств.
Поскольку решение мирового судьи соответствует фактическим обстоятельствам дела, законно и обоснованно, нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, мировым судьей не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № в Тарском судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Бюджетного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» к Вставской ФИО8 о взыскании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: